Басни Крыловой    Психопросвещение      

Когда весы и зеркало - враги. Чем страдал Кафка?

Очередной семинар психопросветительского проекта «Диалоги о душе», прошедший в Музее Космонавтики, был посвящен нашему телу и его  феноменах с точки зрения психиатрии.
Условно людей, имеющих проблемы с психикой, можно разделить на два типа: одни рождаются с каким-либо психическим расстройством или невольно приобретают его в процессе жизни; другие же словно стремятся к нему сами, понимая возможные последствия, но отрицая их. О чем мы? Неправильный образ жизни, изматывание себя на работе, мало сна и еды, много переживаний, или даже будто целенаправленная деградация с уходом «во все тяжкие»… И еще, конечно, влияние социума, общественного мнения и моды, которым мы, увы, подвержены. Одна из затронутых на семинаре тем особенно важна для широкого круга читателей, так как речь пойдет о том, что можно вовремя заметить и предотвратить.
***
Психиатр Анна Яновна Басова начала свой рассказ с описания легкой ипохондрии. Этот термин, наверняка, знаком многим, однако немногие знают, что из данного синдрома растут тяжелые «ветви» осложнений. Обычно ипохондрия выражается в чрезмерной озабоченности человека состоянием своего здоровья при отсутствии к тому объективных причин. Перерастая же в сенесто-ипохондрический синдром, вооружает человека уверенностью в том, что у него поражены жизненно важные органы, заставляет физически чувствовать неприятные ощущения и, кстати, с удовольствием их описывать. При этом само описание пациентом мучающих его проблем является индикатором, позволяющим отличить реальную боль от фантазийных команд мозга. Обычный человек скажет: «Что-то болит тут»  - и ткнет пальцем в определенное место; с синдромом же выразится куда более вычурно и поэтично: «Меня пробивает, словно электрическим током, и будто холодные пальцы перебирают мой кишечник, а невыразимая боль разрывает позвоночник». Стоит отметить еще, что боли у такого пациента перемещаются, а при реальном поражении органов это, как правило, невозможно. Еще одно отличие заключается в продолжительности жалоб - ведь при сенестопатии ощущения сохраняются годами и даже десятилетиями, а будь они реальны, болезнь либо прогрессировала бы и привела, пусть к плачевному, но результату, либо прошла. Всяческие обезболивающие лекарства таким людям не помогают. Как не помогают и медицинские обследования – они просто не выявляют какой-либо патологии. Пациенты же продолжают менять врачей, требуя поставить правильный, с их точки зрения, диагноз и назначить лечение. Если ваш близкий ведет себя подобным образом, имеет смысл насторожиться и постараться уговорить на посещение «другого» врача.

eac98eb3c8800464d9fe3be5fda7565b.jpg


Следующее расстройство, изменяющее ощущения человека, на котором остановилась Анна Яновна, называется деперсонализация. Это одно из самых странных расстройств, при котором нарушается самосознание, возникают переживания утраты своего Я, тела или чувство измененности мира. Во время такого расстройства человек может перестать чувствовать тело, словно его или его части просто нет! При этом умом он будет понимать, что тело на месте, будет видеть его, но ощущения будут утверждать другое. Часто случается, что для возврата  ощущений человек начинает прижигать себя сигаретой, резать, щипать, царапать, наносить удары. И тут, конечно, необходима помощь специалиста.
Двух других очень близких друг другу синдромов, изменяющих ощущения, мы уже частично касались на одном из предыдущих семинаров - это дисморфомания  и дисморфофобия (патологическая убеждённость в наличии воображаемого физического недостатка или тягостные переживания по поводу существующего). Уделим им чуть больше внимания. Синдромы обычно проявляется в подростковом возрасте и чаще у девочек. Согласитесь, крайне сложно найти ребенка в переходном возрасте, довольного своей внешностью. Но в норме недовольная весом девочка, тяжело вздохнув перед зеркалом, все равно бежит гулять с подружками или, решаясь что-то изменить, начинает чаще посещать уроки физкультуры. При расстройстве, к сожалению, все не заканчивается печальными вздохами. Подросток переживает идею «огромного» несовершенства какой-либо части тела.Идея застревает в голове и становится навязчивой, человеку кажется, что все смотрят только на его недостатки, обсуждают и осуждают их. На фоне этих переживаний снижается настроение. Часто синдром затем перерастает в тяжелую форму, и человек требует операцию по изменению внешности. В этом случае важно понимать, что операцию допускать нельзя, ибо любой результат будет расценен как ухудшение! За первой операцией может последовать вторая, третья, но человек не будет удовлетворен… К усилиям пластических хирургов он присовокупит и жесткую диету… Известный пример - Майкл Джексон, у которого было несчетное количество операций и явный недостаток веса.

c04d42e7001feda5d362c7e58e2b03f0.jpg


Но когдаже весы действительно становятся врагами, и чем грозит погоня за идеальной фигурой?
Еще 1859 году американский врач Уильям Чипли описал ситоманию - состояние, при котором его пациенты отказывались от пищи. Позже, в 1868 году ведущий лондонский врач Уильям Галл описал нервную анорексию. И дальше это заболевание начало встречаться все чаще и чаще и набирать обороты прямо пропорционально моде на худобу. Нервной анорексией страдают преимущественно женщины от 12 до 25 лет, причем смертность от такого, на первый взгляд, не тяжелого отклонения, составляет до 10%, а это очень много для психиатрического заболевания.
Девушкам кажется, что они полные, несмотря на очевидный недобор веса. Они ограничивают себя в пище, принимают слабительные, диоретики, вызывают рвоту. Вес снижается от нормы на 15%. Из-за приема препаратов нарушается работа почек, эндокринной системы и возникает тяжелая полиогранная недостаточность (общее патологическое состояние, которое характеризуется нарушением или отсутствием функционирования двух и более систем организма), при которой страдают внутренние органы. Выделяют несколько стадий болезни: дисморфоманическая, аноректическая и, наконец, кахектическая стадия, когда вес снижается на 50% и более. Тогда начинают страдать буквально все органы, полностью нарушается работа организма, и человек погибает. Другая сторона медали - булимия. Она практически всегда идет рука об руку с анорексией. Нередко анорексия перетекает в булимию, человек начинает поедать все, что видит (объемы, как правило, чудовищны), а после переедания вызывает рвоту.
И анорексия, и булимия известны многим по громким историям «звезд» экрана и шоу-бизнеса, но не стоит забывать, что основная группа риска- подростки. Родители зачастую буквально не знают, что с ними делать и как убедить любить себя такими, какие они есть, а болезнь тем временем забирает жизни детей! Поэтому при первых же тревожных звоночках рекомендуется убедить ребенка посетить специалиста, тем более, что даже не сильно запущенная стадия болезни требует долгого физического восстановления.
***
Психоаналитик Михаил Юрьевич Страхов напомнил слушателям о том, что человек всегда разделял в себе душу и тело. И если душа есть нечто божественное, вечное, высокое, то тело – бренно и занято поиском  наслаждений. Именно существование двух этих полюсов и являются для людей источником многих внутренних противоречий и проблем. И, кстати,  как замечают врачи, пациенты с анорексией часто делают выбор в пользу души, а не тела - стремятся к чему-то высокому, неземному, ощущают себя легкими, как дух, и говорят, что при голодании гораздо лучше работает мозг. Они не выбирают полюс наслаждений, и фразой «жениха не найдешь и тортик самый вкусный в мире не попробуешь» их точно ни в чем не убедить. Поэтому нужно стараться говорить с ними на их языке, отказавшись от стереотипов.
***
По традиции на семинаре каждая болезнь и расстройство рассматриваются на примере одного из известных деятелей искусства. На данной лекциислушатели узнали о трагической судьбе величайшего писателя Франца Кафки, проза которого пронизана великолепными и одновременно страшнейшими описаниями его ипохондрического состояния и ощущений, некоторые из которых сложно классифицировать даже опытному психиатру. «Какой чудовищный мир теснится в моей голове! Но как мне освободиться от него и освободить его, не разорвав? И все же лучше тысячу раз разорвать, чем хранить или похоронить его в себе. Для того я и живу на свете, это мне совершенно ясно».

b273b74f9a8a85e85829455903e0d450.jpg


В своем дневнике Кафка описывает много невероятных телесных ощущений. Например: «Вчера перед сном у меня в верхней части головы мерцал прохладный огонек, над левым глазом уже прочно обосновалась давящая тяжесть. Но до сорока я вряд ли доживу, об этом свидетельствует ощущение, будто в левой половине черепа у меня набухает что-то на ощупь напоминающее внутреннюю проказу, и когда я отвлекаюсь и хочу только наблюдать это ощущение, оно напоминает поперечный разрез черепа, как в школьных учебниках». Подобные ощущения вкупе с деперсонализацией, приводящей к чувству полной пустоты и изоляции, очень мешали писателю. Временами его депрессивные переживания доходили до бредового уровня, он считал себя сосредоточением всех грехов, виновником конфликта между немцами и чехами, да и во всех бедах родных и близких тоже. На фоне таких переживаний за одну ночь он написал автобиографический рассказ «Приговор», центральной темой которого стало противостояние отца и сына, отчуждение между ними, потеря сыном всего, во что он верил. Сам писатель был доволен сочинением – он наполнил его мыслями, которые не доверил бы ни друзьям, ни дневнику. В 1917 году у писателя был диагностирован туберкулез. Современные врачи допускают, что причиной этой болезни может стать и "психосоматический" момент. Об том же говорит и Кафка: «Я болен духом, а заболевание легких лишь следствие того, что духовная болезнь вышла из берегов». В этот период он создает роман «Замок» - смесь всех своих переживаний на тот момент, в том числе болезненных. «Доктор, дайте мне смерть, иначе вы убийца». Эта парадоксальная фраза – последнее, что скажет Кафка перед смертью, оставив нас плутать по лабиринтам его болезненного сознания и наслаждаться его гениальной прозой.
Почему этот сложный, загадочный писатель так популярен? Быть может, потому что он виртуозно описал состояния и ощущения, присущие в той или иной степени многим из нас?
***
Что хочется сказать в завершение? Люди, давайте противостоять тем болезням, которые нас находят, и избегать тех, которые находим мы сами! Давайте любить и уважать себя, принимать Богом данную внешность, не обращая внимания на модные тенденции и  абстрактное «общественное мнение». Давайте думать и заботиться о тех, кто рядом и кто любит нас такими, какие мы есть, больше того, для кого наши недостатки, доставляющие нам столько переживаний, возможно, лишний повод любить нас еще сильнее. Здоровья вам и счастья!
Яна Крылова

Эдит Пиаф и тема "Воля есть, сила есть, а сила воли?"

Воля, побуждение, мотивация- все эти термины нам хорошо знакомы, и нет, наверное, ни одного человека, которому бы в жизни не приходилось себя заставлять что-либо делать или, напротив, не делать, так же как нет никого, кому в определенных ситуациях эти усилия давались бы с огромным трудом или не давались вовсе. «Ленюсь ли я и пытаюсь себя оправдать, или причина нехотения-неделания кроется в чем-то другом?» - спрашиваем мы себя в такие моменты. Что есть воля? Где кончается обычная лень и начинается недуг?  Об этом шел разговор на очередном семинаре психопросветительского проекта «Диалоги о душе».

c803283a3d851d25b91471d8f96524c8.jpg

«Воля – это психическая функция, определяющая энергетику нашей психической жизни, то есть способность человека сознательно управлять своими поступками», - с такого определения начал диалог  врач-психиатр, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук А.А. Шмилович. Исходя из этого, получается, что даже слушатели, пришедшие в субботу на семинар, уже проявили волевой акт - ведь могли в непогоду остаться дома, уютно устроившись у телевизора.

Волевая функция нужна для того чтобы контролировать эмоции, чувства, мысли, а также влечения, преимущественно инстинктивные (об этом мы подробно писали в мартовском номере газеты в статье «Человек – дитя природы»), поэтому воля относится к той части психики, без которой полноценная жизнь человека невозможна. Так, если школьники и студенты не будут применять волю для контроля учебного процесса, то они могут стать необучаемы, начать расходовать энергию в негативном русле, возможно и возникновение когнитивных нарушений.

Однако основной функцией воли справедливо считают контроль поведения, что, кстати, является важным моментом в юридической системе, когда суд определяет степень осознанности инкриминируемых деяний. Людям необходимы и другие области приложения такого контроля. Например, контроль памяти – каждому, наверное, знакомо появление воспоминаний, картинок прошлого без каких-либо предпосылок. Даже наши образы, фантазии и мечты нуждаются в волевом контроле, иначе мы можем незаметно потерять связь с реальностью.

Грубо упрощая, функции воли можно разделить на три основных группы:
- побуждение к действию (когда надо сделать то, что не очень хочется);
- стабилизация (когда необходимо удержать достигнутый результат, несмотря на внешние провоцирующие факторы);
- торможение (когда очень чего-то хочется, но нужно себя остановить; это, в основном, относится к области питания и наркологии).
Волевой процесс не сиюсекундный, каждая группа функций включает несколько этапов. Побуждение является основным вектором, на фоне которого проходит борьба мотивов, так называемое взвешивание «за» и «против»,  далее человек принимает решения и уже соответственно им действует. На каждом из этапов может возникнуть блокировка, или в любой из них может вклиниться болезнь; и в этом случае, какая бы сила воли ни была, результат не будет достигнут. Всем известный роман Гончарова «Обломов» - очень хорошее, наполненное живыми примерами, руководство по расстройствам воли.
В психиатрии самым ярким проявлением расстройств воли считается абулия, часто сопряженная с шизофренией. Это патологическое безволие, когда у человека отсутствуют любые желания и мотивы к действию.

d3b202a821a835b2139ba0581e30e2bc.jpg

Источником волевого дефицита также могут стать: депрессия, апатия, ангедония (неспособность получать удовольствие), деменция (приобретенное слабоумие, снижение познавательной деятельности), астения (общая слабость), кататония (двигательные нарушения). Это серьезные расстройства, с которыми человеку крайне сложно жить.
Пограничная психиатрия выделяет менее заметные, но при этом не менее важные проблемы. Например, неустойчивый тип расстройства личности, при котором сильно стремление слиться с толпой, надевая для этого слияния ту или иную «маску». В итоге такие люди становятся «бесхребетными хамелеонами», проявляют дефицит моральных качеств и нередко попадают в разряд социопатов, становясь безвольными исполнителями приказов главарей в асоциальных структурах.
Схож с вышеописанным и симптом социального дрейфа, когда человек перестает идти своим жизненным путем и становится подвержен малейшим изменениям и мнениям извне. Часто такие люди становятся «легкой добычей» для всевозможных сект и мошеннических группировок.
Нелегко приходится людям и с симптомом амбитендентности, при котором они испытывают побуждение одновременно к нескольким противоположным друг другу целям, достижение каждой из которых невозможно без отказа от другой.

Итак, исходя из вышеизложенного, мы видим, что при нарушении волевой сферы есть причины волноваться. Однако многим людям свойственно приписывать себе болезни и искать оправдания своей лени там, где их нет, поэтому давайте разберемся, когда же нужен врач.

А нужен он в случае, если человек, осознавая, что волевая пустота может стать причиной трагедии, все равно не в силах «поднять себя с кровати»; если безволие может приводить к серьезным социальным последствиям; если противоречивость создает жизненный хаос и человек путается в делах и их значимости; а также когда он перестает быть хозяином своего времени (это, к слову сказать, свойственно многим, но в разной степени). И уже тяжелый случай, когда происходит порабощение воли, человек сообщает о своем полном подчинениикакому-либо внешнему влиянию и бесполезности сопротивления (речь может идти и о физических лицах, и о мифических, вплоть до пришельцев или духов).

***

Психоаналитик И.А. Метревели, по традиции семинаров взявшая слово после выступления психиатра, заметила, что слово «воля» в русском языке имеет три значения. Воля как желание («такова моя воля»); сила воли как требование, достижение цели; и воля как свобода. Получается, что в самом понятии «воля» уже заложено противоречие, то есть, человек «волен» решать что либо, но при этом «сила воли» - это ограничение себя. И именно противоречие является для психоанализа самым интересным пунктом. Человек - сам по себе натура двойственная, и у него к реальной нужде всегда присоединяется «каприз». Нужда – это потребность перекусить для поддержания сил, каприз – есть, пока не лопнешь, и т.п. Особенно опасно и чревато неприятностями, когда такие «капризы» возникают по отношению к нашим действиям в обществе, среди людей, поэтому важнейшим пунктом является волевой акт ограничениясвоих желаний в рамках социума. Подумать страшно, во что мог бы превратиться наш мир, если бы мы действовали импульсивно, не раздумывая о последствиях, не подключая волевой контроль к нашим побуждениям.
Говоря о понятии «воля» в контексте нашего времени, необходимо остановиться на том, что мы живем в обществе потребления, и нас ежедневно, ежечасно подталкивают к тому, что мы должны и даже обязаны хотеть то или иное! Парадокс, но если 20 лет назад хотеть и наслаждаться было даже как-то стыдно, то сейчас с точностью до наоборот. То есть человек, отказывающийся от навязанных общепринятых вещей и соблазнов или их части, уже проявляет сильный волевой акт. Боле того, он вызывает подозрения в своей «нормальности»! Конечно, как говорится, «времена не выбирают», и то общество в котором мы живем – это данность, но очень важно, как и во всем, соблюдать границы и гармонию: не стоит гнаться за всеми новинками и гаджетами, однако и в лесную землянку уходить – не выход.
***

Формат семинара предполагает участие слушателей, поэтому из зала начали активно задавать вопросы, ни один из которых не остался без ответа специалистов. Приведем лишь некоторые из них.
-Понятно, когда человек отказывается от, допустим, зависимости, но отказываться от благ - нормально ли это?
- В психиатрии есть мнение, которое не все поддерживают, но, тем не менее: если человек резко отказывается от чего-либо - не важно, от зависимости или блага, то это уже «звоночек» психического недуга.
- Можно ли считать волевым актом, если человек делает то, что ему нравится делать?
- Любой волевой процесс - это энергия, усилие. Когда человек делает то, что доставляет ему удовольствие, этих затрат сил не происходит. Тут уместно вспомнить то определение в русском языке, где слово «воля» означает желание.
- Как отличить лень здорового человека от абулии и прочих расстройств?
- Это очень тонкая, прозрачная граница, в диагностике имеет огромное значение временной параметр, поэтому не стоит делать скороспелые выводы только по поступкам. В наше время человек может учиться, заказывать еду, проводить досуг, не вставая с постели, и только время даст возможность определить - здоров он или нет.

Также встал вопрос о популярном сегодня понятии прокрастинации - склонности к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Предположительно это происходит потому, что когда остается ограниченное количество времени до дедлайна, у человека активнее работает мозг, и все сразу идет «как по маслу», тогда как в остальное время мешает стая посторонних мыслей. Преодолевать прокрастинацию можно с помощью планирования, дисциплины и тренировки воли (правда, обычно даже жесткие рамки помогают человеку лишь на время), либо с помощью расстановки приоритетов.

Вообще всех слушателей очень интересовали причины отсутствия воли и возможности ее тренировки.
У психически здорового человека со слабыми волевыми функциями, по мнению специалистов, как правило, просто не сформирована, недоразвита личность – ведь воля является частью личности, и при устранении первой проблемы, вторая пропадает автоматически. При этом мы все индивидуальны, и наши личностные  особенности обязательно должны приниматься в расчет: если кто-то с детства не может сидеть на месте и живет в режиме нон-стоп, то для другого нормальный ритм жизни - «лежание на печи».Также в зависимости от обстоятельств у всех бывают всплески и спады энергии. Что же касается тренировки воли, то психиатрия за то, чтобы устранять первопричины, а не идти на тренинги, которые дадут сиюминутный эффект или не дадут его вовсе.

395d646b75e9b3ff033b830f482afa3f.jpg

***

Патографический этюд  этого семинара был посвящен психолого-психиатрической оценке жизненного и творческого пути певицы, чей голос покорил весь мир. «Воля должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант», - считал французский писатель Оноре де  Бальзак. Действительно, ни один гений не мог бы состояться без страстной работоспособности. А еще многих из них сопровождала несчастная судьба, зачастую складывавшаяся именно таким образом из-за психического недуга. Сложно найти хоть одну гениальную личность, у которой все было гармонично и позитивно. Но судьба этой героини – Эдит Пиаф - настолько наполнена драмой и трагедиями, что, можно сказать, - она не жила, а горела заживо…Как пишет сводная сестра Симона Берто, «за последние десять лет до смерти Эдит четыре раза попадала в автоаварии, один раз пыталась покончить с собой, получила четыре курса детоксикации, курс лечения сном, перенесла семь операций, три гипоксических комы, два приступа белой горячки и приступ безумия».

6d8aef23a8b4b8a6a4ad1c6b265bc9a7.jpg

Детство Эдит проходило в очень тяжелых условиях. Мать, употреблявшая морфий, родила ее на улице и отдала ее родителям отца. В три года Эдит ослепла. Мифичность ее личности придает случай, когда  в шесть лет бабушка отвела ее к святыне Святой Терезы, и девочка прозрела! Когда ей было девять лет, с войны вернулся ее отец, и как цирковой актер, взял ее с собой выступать на улицах. С тех пор Эдит начала петь. Однажды мощный голос девушки привлек внимание импресарио, который пригласил ее выступить в парижском кафе. Там она сорвала овации и получила прозвище «Воробышек» (Пиаф).  Уже с 15 лет она начала стремительно строить карьеру, параллельно с которой шли и патологии. Эдит очень увлекалась спиритизмом, жила крайне непостоянно и часто без дома. Один из ее романов закончился рождением дочери, но без должного внимания ребенок умер, тогда и случилась первая страшная депрессия. Позже убили отца ее погибшей дочери, и подозрения пали на Эдит, так как часть наследства принадлежала ей. Огромное давление со всех сторон погрузило ее в еще большие страхи и негативные мысли, и хотя в результате обвинения с нее были сняты, депрессивные расстройства и подозрительность остались.

c5083a9fc3f8994c48dfcbdb6ee2550f.jpg

В пик карьеры певица начинает обнаруживать тяжелые расстройства психики. Возит с собой столик для спиритизма и отказывается выступать, если ей не позволили «связаться» с духами. Проявляет абсолютное безразличие ко всем женским атрибутам красоты, выглядит неопрятно, много пьет и ведет себя импульсивно. Будучи на гастролях в США, влюбляется в боксера Марселя Сердана, который бросает ради Эдит свою семью. Но он вскоре погибает в авиакатастрофе. После смерти любимого Пиаф находится в глубочайшей депрессии, не выходит из тяжелых алкогольных запоев. Однажды попадает в автомобильную аварию. И хотя серьезных травм певица не получила, для смягчения болей ей назначили морфин, от которого она сразу же стала зависима. У Эдит возникают галлюцинации, аутоагрессия, а тяжелый артрит сковывает суставы, начинается цирроз печени. Но она снова и снова выходит на сцену. Меньше чем за год до смерти она дает ошеломительный концерт на Эйфелевой башне, хотя уже практически не держится на ногах. Умерла Эдит Пиаф от рака печени в 47 лет.  Удивительно, как сочетались в ней и сила воли – петь, несмотря ни на что, и в то же время слабоволие, которое заметно по всем ее зависимостям на протяжении жизни.
Яна Крылова

Память - входные ворота интеллекта

Что такое память, какие ее виды нам известны, можно ли ее контролировать и как тренировать, что такое болезнь Альцгеймера и когда появилась? Все это вы узнаете в данном материале, который я целенаправленно не стала сокращать, ведь каждый может найти ответ на свой вопрос в определенном блоке. Удачного психопросвещения! :)

Много столетий философов и ученых занимают таинственные процессы памяти. Например,  философ Джон Локк считает память «медной доской, покрытой буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом», а с точки зрения психиатров память  - это «умение запечатлеть, сохранять и воспроизводить прошлый опыт». И все вроде бы просто, если бы не многообразие видов памяти, мнений ученых по этому поводу и сложности устройства нашего мозга. О чем говорить, если среди нас есть даже такие, для кого самая важная наука - это наука забывать ненужное? Впрочем, об этом чуть позже.
О загадках памяти слушателям по традиции рассказывали представители психиатрической и психоаналитической школ, иллюстрируя свои выступления массой ярких и показательных примеров из своей и общемировой практики. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии РНИМУ им Н. И. Пирогова Анна Яновна Басова, перечислив некоторые из видов памяти, остановилась на делении памяти на сенсорную, кратковременную и долговременную. Сенсорная обеспечивается нашими рецепторами-анализаторами – зрительными, тактильными, слуховыми - и хранится меньше секунды, успев лишь передать команду в мозг. Кратковременная память уже может хранить информацию в течение примерно полминуты, но не более 5-9 элементов одновременно (действительно, когда нам нужно быстро запомнить номер телефона, мы группируем цифры, а не запоминаем числа по отдельности), после чего  нужное уходит в долговременную память, а не нужное замещается новой информацией. Долговременная память – это архив, воспоминания в котором хранятся всю жизнь, и объем которого не ограничен.
Физиологически все происходит примерно следующим образом. Мы сенсорно воспринимаем информацию, которая затем попадает в теменную и фронтальную кору головного мозга, где организуется при помощи гиппокампа  - участка мозга, помогающего памяти перейти из кратковременной в долговременную, и далее передается на нейрональные сети всего головного мозга (долгое время ученые тщетно искали несуществующее определенное место в мозге, отвечающее за запоминание - центр памяти, так сказать).
Генри Молиссон в возрасте 10 лет катался на велосипеде, упал и получил травму головного мозга. На фоне травмы начали развиваться эпилептические припадки, которые ничем не купировались, и в 1953 году 27-летнему Генри было решено провести экспериментальную хирургическую операцию. Чтобы «выключить» эпилептические припадки, хирург Уильям Сковилл удалил пациенту гиппокамп (миндалевидное тело) и часть височной коры с обеих сторон (тогда еще не было известно, за что эти структуры отвечают). Пациент хорошо перенес операцию, но после нее он ничего не помнил - амнезия развилась на всю его жизнь, более того, не образовывались новые воспоминания, так что до 80-ти лет он проживал каждый день с «чистого листа», заново знакомясь с врачами, родителями, близкими и т.д. Сам врач считал ту операцию главной ошибкой своей жизни, но, как часто бывает в медицине, одна ошибка спасает тысячи жизней. После случая Генри сразу несколько исследовательских лабораторий принялись тщательно изучать этот вопрос и пришли ко многим полезным открытиям. В том числе, выявили все концепции перехода памяти от кратковременной к долговременной. Так Генри стал «отправным пунктом» целого списка ответов на вопросы, давно мучающих врачей того времени.

9f83a5afeedd516141f839de2a13551e.jpg
Фото Генри Молисон

Забывание - не менее важный процесс памяти, чем запоминание (по поводу забывания, кстати, ведутся давние споры: стираемая из памяти информация удаляется полностью, или продолжает храниться где-то, извлечь откуда ее практически невозможно, разве что под гипнозом?).
Забывание существует и в норме, - когда мы забываем ненужную информацию или откладываем ее в «долгий ящик», и в патологии: невозможность забывания (гипермнезия) и потеря памяти (амнезия).
Снова приведем уникальный в своем роде пример, описанный в книге «Маленькая книжка о большой памяти» и показывающий, насколько удивителен человеческий мозг. Соломон Шерешевский, родившийся в 1886 году, обладал феноменальной памятью, но сам об этом долгое время даже не подозревал. Работая в издательстве корреспондентом, молодой человек никогда не записывал задания, которые дает шеф. Как-то на планерке начальник отчитал Соломона за такое несерьезное отношение к делу, но тот, доказывая свою старательность, повторил слово в слово все, с чем шеф обращался не только к нему, но и к остальным сотрудникам. Немного отойдя от шока, редактор посоветовал Шерешевскому сходить к психиатру и проверить, все ли в порядке с мозгом. Соломон был в недоумении, так как думал, что такое запоминание – обычное дело…  Молодой психолог Александр Лурия обнаружил, что не может измерить границы памяти пациента: любая информация оставалась в его голове навсегда, даже если это были ряды абсолютно бессмысленных формул и сочетаний слов или цифр! Лурия наблюдал пациента более сорока лет, и Шерешевскому не составляло труда спустя годы рассказать врачу, когда и во сколько проводился тот или иной тест и как они в этот день были одеты. Ко всему прочему Соломон был синестетом, то есть буквы для него имели вкус, цвет и запах, звуки тоже окрашивались в разные ощущения… Но если кому-то кажется, что это - волшебный дар, то сам Шерешевский так не думал:  всю жизнь он очень страдал от того, что плохо мог организовывать и обрабатывать информацию, он не понимал метафор и не мог ничего создать. Он ничего не достиг и всю жизнь работал в различных цирках и шоу, демонстрируя свою феноменальную память (таких людей называют мнемониками).
Однако то, что далось Соломону с рождения и стало его проклятьем, для многих из нас - неосуществимая мечта.  Но такая ли неосуществимая? Ведь память можно развить и натренировать с помощью различных техник и методик, некоторые из которых известны с древности (о них можно прочесть в книге Джошуа Фоера «Эйнштейн гуляет по Луне»).

3d709929e01fedeb17e04ba4a285ea3c.jpg

Соломон Шерешевский

Если гипермнезия – редкая патология, то амнезия - серьезная и распространенная проблема. Амнезия может быть органической (причина – в болезни организма) или функциональной (причина – в нарушении психики). По временному периоду: конградной – выпадение воспоминаний о событиях, сопровождавшихся поражением головного мозга (например, при ударе во время аварии); ретроградной – выпадение воспоминаний о событиях, предшествующих острому периоду болезни (той же аварии, допустим), это могут быть часы, годы, или вся жизнь; антероградной – в памяти не остаются текущие события и переживания, следующие за острым этапом болезни; антероретроградной – полная, тотальная потеря памяти.
Во второй половине жизни, когда появляется гипертоническая болезнь, сосуды головного мозга начинают работать хуже, клетки - постепенно погибать, люди чаще всего сталкиваются с прогрессирующей амнезией. У пожилых людей неизменно проявляется «закон Рибо»: память утрачивается в первую очередь на текущие события и назад в прошлое. То есть они прекрасно помнят моменты юности, например, но не помнят, куда положили свои очки. Чтобы уменьшить разрушительные последствия старения в этой области, врачи советуют избегать травм головы и обязательно, вне зависимости от возраста, а в старости - особенно, тренировать и тело, и мозг, изучая новые языки, разгадывая головоломки и т.д.
Стоит сказать еще о некоторых невероятных свойствах памяти. Память не любит «пустых мест», и если таковые появляются, то тут же чем-то заполняются, как правило, ложными, иногда даже фантастическими, воспоминаниями. Такие замены называются конфобуляцией и могут встречаться при некоторых психических проблемах. При криптомнезии – другом расстройстве памяти - в воспоминаниях человека реальность путается с тем, что он прочел в романе или увидел в фильме. Очень интересный вид амнезии - биографический. В 2000-ных прошла волна историй, когда люди приходили в себя в неизвестных местах, ничего о себе не помня. Изучив вопрос, врачи разделили пациентов на три группы: люди, получившие физическую травму головного мозга; люди, страдающие бредовыми расстройствами при шизофрении; люди, переживающие серьезное, как правило, страшное событие в жизни, которое пытаются «спрятать» от самих себя, иногда так глубоко, что забывают всю свою жизнь (эта амнезия, в отличие от двух предыдущих,  довольно легко лечится).
***
Психолог, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой социальной и этнической психологии Московского Гуманитарного Университета Жатько Елена Владимировна  напомнила присутствующим о существовании так называемой памяти тела. Ведь и правда, один раз научившись кататься на велосипеде и сев на него спустя десятилетия, мы поедем «на автомате», не задумываясь о том, как крутить педали и сохранять равновесие. Особо остро подобное испытывают многие бывшие спортсмены, танцоры и творческие люди - органы чувств способны не только принимать, но и хранить информацию.
Еще один интересный факт относится к памяти профессиональной. Пример из практики. Человек в силу болезни не мог говорить, обслуживать себя и жить в социуме, долгое время находился в психиатрической больнице. Но в молодости он был оперным певцом, и если в столовой персонал расставлял стулья полукругом, сидела «публика», он выходил, выпрямлялся и пел итальянские арии на высочайшем профессиональном уровне. Как только стулья убирались, с ним невозможно было войти в контакт. По сути, это срабатывало рефлекторно: он помнил осанку, позу, каждое слово и интонацию.
С памятью же, вернее, с ее потерей, связана и глобальная проблема современности, уже называемая «чумой 21 века». Это болезнь Альцгеймера, с каждым годом набирающая  обороты.
…В 1901 году во Франкфурте работник местной железной дороги обратился в больницу по поводу своей жены: активная женщина 52 лет внезапно стала рассеянной, ревнивой, забывала простейшие рецепты, вела себя нелепо и из прекрасной супруги и хозяйки превратилась в незнакомого человека. Врачи клиники не могли понять, что с ней происходит, и показали пациентку известному психиатру, занимавшемуся органическими поражениями головного мозга, Алоису Альцгеймеру. Он принялся работать с пациенткой, но не мог выявить проблему, и вскоре женщина умерла. Вскрытие показало специфические поражения височной и теменной областей, но главное открытие доктор сделал, под микроскопом разглядев на тканях мозга подозрительные бляшки. Алоис сделал заявление на конференции, и самый уважаемый психиатр того времени Эмиль Крепелин включил эту болезнь в свой учебник.
Причины болезни до сих пор плохо изучены. Одна из теорий указывает на генетическую предрасположенность (поэтому даже в молодом возрасте можно сделать тест и выявить процент наследственной отягощенности), другая - на протеинопатию – нарушение строения белка, в данном случае бета-амилоида, из которого состоят те самые подозрительные бляшки, обнаруженные Альцгеймером.
0e9f9f7666ca883cad4eebc646599e90.jpgФото Алоис Альцгеймер

Как распознать болезнь? Как правило, распознается она плохо и довольно поздно. Первое, на что стоит обратить внимание, это заметное снижение памяти. Далее идут затруднения с пространственной ориентировкой, особенно заметные в условиях большого города, где много улиц и запутанная сетка метро. Также людям становится все сложнее составлять планы и следовать им. На «первые звоночки» люди, как правило, не обращают внимания. Но дальше появляются проблемы с речью – забываются слова. К специалистам обращаются, чаще всего, лишь с наступлением следующего этапа, когда человек уже оставляет чайник на включенной плите, забывает, как мыть пол, одеваться и т.п. – то есть теряет возможность жить самостоятельно. И все это на фоне расстройств поведения и настроения…
Существует миф, что тренировка памяти, - это своего рода профилактика болезни. Увы, это не так. И подтверждение тому биографии таких великих деятелей как Маргарет Тэтчер (первая женщина премьер министр европейского государства) и Рональд Рейган (40-й президент США). Последний, узнав о своем недуге, выделил средства на изучение этой проблемы, и до сих пор Институт Рейгана является главным научным центром по болезни Альцгеймера. Вообще, гениальные люди, сраженные этим недугом, вольно или невольно, но становятся большими помощниками в деле изучения и разоблачения «врага», этакими шпионами, героически погибшими при выполнении задания. Например, благодаря гениальной писательнице Айрис Мердок нашли новый способ выявления болезни на ранних стадиях: с помощью компьютера провели анализ ее романов и обнаружили, что в последнем произведении крайне скудный словарный запас и проще речевые обороты. Поэтому сейчас даже по блогу, который человек ведет регулярно, можно сделать некие выводы и выявить раннюю стадию болезни!
b5882c8c112de683cba7713d8bfe4092.jpg
А героический пример американского художника Уильяма Утермолена?! В 1990-ом году, ощутив на себе первые признаки болезни и понимая, что с ним происходит что-то не то, он начал писать серию картин под названием «Беседа», пытаясь таким образом зафиксировать мир, в котором ему становилось все сложнее ориентироваться. Картины, фотографически воспроизводя обстановку вокруг художника,  отлично иллюстрировали и развитие болезни: с каждой картиной пространство все больше искажалось, и уже сложно было разобрать, что где изображено. Только в 1995 году  жена настояла на посещении специалиста, где и диагностировали болезнь Альцгеймера. По возвращении от врача Уильям пишет известную картину, передающую состояние одиночества, страха и неизбежности – он сидит, вцепившись одной рукой в стол, словно в последний реальный предмет, связывающий его с этим миром.
1eec013e2a7f0faa3a6b943a119dfaad.jpg
А затем сознательно решается на очень необычный проект: по мере прогрессирования болезни, он рисует свои автопортреты. В 96-м художник пишет в своем блокноте отдельными буквами, как ребенок, что не может читать и не может правильно написать даже свое имя. Его портреты становятся все более примитивными  и схематическими. В 2000-м году Уил последний раз берется за кисть… По словам супруги, в тот год он и «умер», хотя физически  прожил еще семь лет.  

35b6a4531b34f64b555ba68754bcce73.jpg
Три автопортрета Уильяма - 1967, 1998 и 2000 годы.

И все-таки, нельзя складывать руки и покорно ждать разрушения! Пока мы живы, даже с таким недугом, надо бороться, и главные наши помощники в этом деле – тренировка и тела, и духа, познавание нового, активная деятельность, интерес к жизни. А там, может, и лечение подоспеет…

Восприятие реальности и реальность восприятия

Так назывался третий семинар из цикла «Диалоги о душе» - уникального психопросветительского проекта, идейным руководителем и организатором которого  выступает Университетская клиника психиатрии РНИМУ имени Н.И. Пирогова при поддержке Центра душевного здоровья «Альтер».
На этот раз встреча москвичей, интересующихся тайнами психики, со специалистами в этой области состоялась в музее Н.В. Гоголя (напомним читателям, что каждое занятие проводится в одном из музеев столицы). По сложившейся традиции (как, собственно, и было задумано организаторами) встреча имела интерактивный формат, и любой слушатель мог активно взаимодействовать со спикерами. В зале на втором этаже дома великого писателя были заняты все места. Среди пришедших мы увидели много уже знакомых по прошлым семинарам лиц (и это подтверждает нужность проекта и правильно выбранную форму подачи материала – ведь на ненужное, скучное или «заумное» в следующий раз не пойдешь), но аудитория пополнилась и новыми участниками. И все с нетерпением ждали начала лекции - ведь анонс к ней интриговал! В нем было сказано, что речь пойдет о биологических, нейрофизиологических и психологических аспектах таких значимых психических функций, как ощущения, восприятия и представления; обещались ответы на вопросы: «Всегда ли телесные ощущения указывают на соматическую болезнь?»; «Что такое сенестопатии?»; «Как люди отражают в своем сознании окружающую действительность?»; «Насколько субъективные образы отличаются от объективной реальности и что же такое «объективная реальность»?»; «Каков механизм происхождения  иллюзий и всегда ли ложное восприятие — патология?»; «Какова разница между галлюцинациями и псевдогаллюцинациями?». Конечно, в статье мы не сможем удовлетворить читательский интерес полностью, но хотя бы немного приоткроем тайну реальности.  

«Все меня хорошо видят и слышат? - начал неизменный спикер семинаров, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, д.м.н. Андрей Аркадьевич Шмилович и первыми же фразами моментально «включил» слушателей. -  Каждый уверен, что сосед видит и слышит то же, что и он сам? Есть ли среди вас те, кто сомневается в том, что я есть? Сомневается хотя бы на одну сотую процента?». Над залом пронесся гул недоумения – уж слишком неожиданными, выбивающими почву из-под ног были вопросы. «Теперь уже да…» - донеслось с первых рядов спустя несколько секунд. «Вот поэтому я, как врач-психиатр с двадцатилетним стажем, рекомендую все, что вы видите и слышите, подвергать хотя бы минимальной толике сомнения», -  заключил лектор. Слушателей охватило легкое ощущение сюрреализма – ведь и правда, задумавшись, каждый понимал, что реальность эфемерна и ее границы очень просто могут оказаться размытыми.

С разговора о многоэтапном процессе отражения действительности в сознании, по-научному называющемся «перцепцией», и его составляющих – ощущения, восприятия и представления  – и начался семинар.
Слушатели узнали, что помимо перцепции человек владеет и  психосенсорным синтезом, позволяющим соотносить новую информацию с воспоминаниями, а также о том, что в перцепции, как и в других процессах психики, случаются расстройства и патологии.
Перечислим лишь некоторые расстройства из области ощущений (отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности): аналгезия – уменьшение порога чувствительности – и противоположность этому гиперэстезия – повышенная чувствительность к раздражителям органов чувств; парестезия – ощущение «мурашек» в том или ином анализаторе; сенестопатия - исключительно психопатологическое расстройство, которое проявляются различными неопределенными, тягостными, неприятными, навязчивыми, трудно локализуемыми ощущениями, не имеющими физиологической причины.
Разница между психопатологией и нормой заключаются в том, что при патологии ощущения возникают спонтанно и беспричинно, оставаясь стойкими, неизменными, невзирая на принимаемые меры. При сенестопатии, например, неприятное ощущение может мигрировать или разрастаться - часто пациенты описывают, как, будучи поначалу размером с пятирублевую монету, оно расплывается по организму словно нефтяное пятно.
При этом на обязательный при диагностировании симптомов вопрос: «Откуда у вас эти ощущения появились?», - здоровый  человек отвечает спокойно, пытаясь определить причину, нездоровый же использует типичные фразы типа «вы врач, вы и отвечайте» или же теряет логику в своих рассуждениях. В пример А.А. Шмилович привел некую свою пациентку, считавшую причиной своей болезни кошку. И эта женщина, по словам лектора, настолько убедительно пошагово выстраивала логическую цепочку доказательств, что далеко не каждый человек нашел бы в них подвох. Поэтому часто люди не замечают зачатки расстройств у родных, которые, не будучи замеченными, увы, прогрессируют.
К области восприятия (отражение в сознании образов действительности со всеми их свойствами и признаками) относятся иллюзорные расстройства (иллюзия - искажение восприятия реально существующих предметов и явлений) подразделяемые на зрительные, голосовые и аффектные.
Зрительным иллюзиям больше всего подвержены дети (т.к. их воображение богато, а психика подвижна), а также люди с творческим складом ума, впрочем, и остальным смертным это не чуждо. Мы все убедились в этом, когда Андрей Аркадьевич начал смачно описывать желтый, спелый, сочный лимон, лежащий на столе в лучах жаркого солнца, от которого отрезают дольку и кладут в высокий прозрачный стакан с кусочками льда. Большинство присутствующих «увидели» четкую картинку этого летнего натюрморта и почувствовали жажду. Однако это все «семечки» по сравнению с самыми мощными – аффектными – иллюзиями, вызванными  эмоциональным состоянием, например, таким, как страх или любовь…  
Каждому из нас знакома ситуация, когда, влюбляясь, наши друзья или же мы сами надевали «розовые очки» - видели объект симпатии идеальным. А по мере ослабления чувства спадала и эта пелена… К еще бОльшим аффектным иллюзиям может привести состояние страха, считает лектор, объясняя это тем, что мы рождаемся со страхом, и эти глубинные переживания остаются с нами навсегда, подавляя подчас все остальное, в том числе, любовь.


c63fe07228401125ff24ac00c0d21269.jpg


В отличие от иллюзий, галлюцинация - не искаженное восприятие реально существующего, а ложное восприятие отсутствующих в реальности субъектов, возникающее на фоне различных психических расстройств или проблем с органами чувств. Галлюцинации бывают вкусовые, тактильные, зрительные, обонятельные и т.п., то есть  человек может видеть, слышать или даже ощущать и осязать предмет, которого в данный момент нет рядом с ним или которого не существует вовсе.
Подводя итоги, можно сказать, что нормальное восприятие чаще всего  предсказуемо и логично; мультисенсорно  - использует большинство анализаторов; дает полную интеграцию объекта и обстановки. Патологическое же восприятие неожиданно; используется один анализатор (а если несколько, то ощущения противоречат друг другу); объект противоречит остальному окружению (то есть если вы сомневаетесь в реальности происходящего, например, видите бегущего по улице слона, то посмотрите на реакцию окружающих – если слон и правда бежит, то  наверняка его заметите не только вы).

Расстройства представления (представление - воспроизведение в сознании образов, которых в этот момент нет в поле зрения восприятия органов чувств) называют еще псевдогаллюцинациями, и их наличие говорит о существовании у человека серьезных психических расстройств.
Сущность данных явлений заключается в беспричинном появлении сфальсифицированных сознанием образов. Данные образы отличаются от классических галлюцинаций прежде всего тем, что при воспроизведении их в сознании не задействованы органы чувств, т.к.  чаще всего проецируются внутри организма больного (голоса в голове, «червяки ползают под кожей») и имеют более субъективную окраску. Эти образы отличаются навязчивостью, чувством «сделанности», навязанности, насильственности и мало зависят от мыслей и желаний человека. Они зачастую носят угрожающий или обвиняющий характер. Кроме того, псевдогаллюцинации всегда несут какую-то новизну, что говорит о прогрессировании заболевания.
Лучшими работами о данном явлении считаются исследования известного российского психиатра В.Х. Кандинского (1849 – 1889). Особый интерес представляет тот парадоксальный факт, что в монографии о псевдогаллюцинациях Кандинский-ученый использует собственный опыт – опыт Кандинского-пациента, полученный вследствие переживания различных болезненных состояний, а также описывает поиск путей выхода из них (а для усиления яркости псевдогаллюцинаций он употребляет настойку опия, которая на тот момент была в свободном доступе). Конечно же, Виктор Хрисанфович долгое время скрывал этот факт от коллег врачей, и даже выдумал больного, с которым якобы проводил беседы. Однако в итоге Кандинский-врач и Кандинский-пациент так и не нашли общий язык – во время одного из психотических приступов болезни  Виктор Хрисанвович покончил с собой путем передозировки опием.


6738e0aa4aa8070090e0ded809230c32.jpg


***
По задумке организаторов семинар предлагает взглянуть на проблему с двух точек зрения - психиатрии и психоанализа, поэтому  вторым спикером выступил психоаналитик Олег Владимирович Гальченко. Он сделал акцент на теориях основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, в которых основное внимание уделяется бессознательной стороне психики, и подкрепил сказанное примерами из собственной практики. Вот один из них. Молодой мужчина пришел на прием после разрыва с женой и пожаловался на то, что его никто кроме нее не устраивает, но и с ней он тоже не может сосуществовать, так как она постоянно «пилит» его за вредные привычки. В процессе работы с психоаналитиком выяснилось, что на самом деле именно это муж любил в супруге – эту ее вспыльчивость и склонность к нравоучениям - только сам этого не понимал. Данный пример, по мнению лектора, наглядно показывает, что наше восприятие реальности регулярно дает сбои даже в бытовом плане, и даже без видимых на то причин или заболеваний, - стоит только глубже копнуть и разобраться в причинно-следственной связи, желательно, конечно, со специалистом.

***
Прогрессирование болезней восприятия реальности спикеры предложили проследить на примере гениального русского композитора Скрябина. Становление его личности условно можно разделить на четыре этапа, в которых развитие его таланта, его гениальности идут рука об руку с болезнью.
Специалисты считают, что начало болезни в какой-то степени помогло выбраться  его гениальности из «заточения». От рождения Скрябин отличался  хрупким здоровьем. В 12 лет он перенес корь и, по мнению врача, чудом выжил. Был бледен, невысок, худ и часто жаловался на головные боли. Взрослея, оставался очень инфантильным и наивным, чем поражал свое окружение. Очень рано начал проявлять талант, но при этом близкие наблюдали, что он порой абсолютно теряет чувство реальности и начинает на полном серьезе верить в свои мечты и выдумки.


e10688f5482bcf7328af3d80daf3b6aa.jpg


Расцвет гения совпадает с «расцветом» у него аффективных расстройств - биполярные настроения, крайне быстро переходящие от восторга к агрессии, создают нестабильность психики, что сказывается на творчестве. В этот период композитор пишет известную 3-ю сонату для фортепиано, которую называет «Биография духа».
Пик гениальности приходится на разгар болезни. Скрябин испытывает тяжелейший психоз на протяжении 5-7  последних лет своей жизни. Начинается бред реформаторства, религиозный бред, он мнит себя создателем нового Евангелие и проповедует новые пути. Становится невыносим, но его произведения при этом зашкаливают экспрессивностью и яркостью.
Умирает Скрябин без жертвенности и драмы: неудачно выдавленный фурункул вызвал сепсис, от которого гений и скончался, оставив после себя много гениальных произведений и споров.
***
Да… На этом занятии, как, впрочем, и на всех других из этого цикла,  каждый слушатель не только обогатился новыми знаниями, но и смог  приоткрыть для себя свой собственный «шкаф со скелетом».
Яна Крылова

"Мыслю, следовательно, существую." Все о нашем мышлении.

18 июля 2016 года в Еврейском музее и центре толерантности прошел семинар «Мыслю, следовательно, существую». Это вторая лекция из цикла «Диалогов о душе», проходящих в Москве один раз в месяц.
Данный уникальный проект,идейным руководителем и организатором которого  выступила Университетская клиника психиатрии РНИМУ имени Н.И. Пирогова, при поддержке Центра душевного здоровья «Альтер»,  представляет собой бесплатный лекторий психопросветительской направленности. Каждая встреча организуется на общеизвестных и интересных площадках - музеях, центрах, создающих особенную атмосферу, подходящую к тематике встречи. Особенное внимание на семинарах уделяется интерактивному взаимодействию участников со спикерами из числа сотрудников кафедры психиатрии и медицинской психологии РНИМУ во главе с заведующим кафедрой, д.м.н. Шмиловичем А.А.; клинических психологов и психоаналитиков Центра "Альтер"; других приглашённых авторитетных специалистов. Каждому пришедшему предоставляется возможность высказаться и задать интересующие вопросы.
Подобный проект - новшество для москвичей, но, тем не менее (или благодаря этому), зал был полон слушателей, среди которых присутствовали как специалисты, так и непрофессиональная публика - организаторы попытались сделать занятия интересными и полезными и для тех, и для других.
На семинаре «Мыслю, следовательно, существую» речь шла, как можно догадаться из названия, об одной из самых загадочных и одновременно крайне значимой части нашей психики – мыслительной деятельности. Мышление человека – это то, что делает нас HomoSapiens!
Как упорядочить и повысить эффективность мышления? Как бороться с мыслительным мусором? Откуда берутся гениальные идеи? Какова граница между оригинальной, нестандартной мыслью и бредом? Что делать, если мыслительный процесс выходит из-под контроля? Надо ли переубеждать параноика, и как себя с ним вести? Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на семинаре, спикерами которого, как и в прошлый раз («Психиатрия: Нить Арадны», июль 2016, «Чувства на грани») стал  психиатр Андрей Аркадьевич Шмилович и представитель психоаналитической школы Михаил Юрьевич Страхов.

А.А. Шмилович, очертив общее понятие «мышление» и познакомив присутствующих с некоторыми его типами, которых, как выяснилось, множество (ведь среди нас встречаются логики и интуиты, рационалисты и мистификаторы, прагматичные педанты и парадоксальные оригиналы, и т.д.),перешел к сугубо профессиональным вопросам. Речь пошла о бредовых состояниях и границах нормы и патологии в мыслительной сфере. Об этом мало говорят в обществе, а знать подобное полезно каждому, кто заботится о близких и семье.
Если во всех областях медицины врач ставит диагноз, исходя из жалоб пациента, то в психиатрии часто бывает наоборот: парадокс, но в бредовых состояниях, чем меньше человек жалуется, тем больше он болен.
Как же близким распознать зачатки таких состояний, если заболевший родственник молчит? В этих ситуациях информативными могут стать отдельные поступки человека и все его поведение в целом. Оказывается, патологическая динамика бредового расстройства может проявляться тремя типами поведения. Первый тип – побег. Как это проявляется в обычной жизни? Человек может неожиданно для всех и без повода уйти с работы, бросить институт, разорвать отношения, сменить местожительства, стать отшельником или бродягой, сделать пластическую операцию и даже операцию по смене пола. Другой вариант поведения – защита - может проявляться в отказе от еды, выборочности, выбрасывании вещей, постоянном очищении организма, снятии порчи, походах к гадалкам и прочее. Возможен и такой тип бредового поведения, как нападение – это так называемое «преследование преследователей»: жалобы, анонимки, судебные иски и проч. При этом близким надо вести себя очень аккуратно: если они попытаются убедить больного в том, что тот не прав, то могут оказаться зачисленными в стан «врагов».
Однако каждый вариант сам по себе, взятый в отдельности и имеющий реальные основания для подобных действий, является нормой. Болезненным такое поведение станет только тогда, когда потеряет обоснованность и обусловленность текущими жизненными событиями, потеряв с ними всякую связь. Вообще, обоснованность – это главное, что отличает норму от болезненных бредовых проявлений. И, кстати, зачатки этих болезненных проявлений обнаруживаются, без преувеличения, на каждом шагу.Например, страшный бич современного общества – дисморфомания (убежденность человека в наличии у него воображаемого физического недостатка). Сколько примеров, когда люди подвергают себя одной за другой пластическим операциям и уже не могут остановиться! Влияние моды и давление всемирных маркетологов на сознание людей пугают - многие (особенно из числа подростков) хотят соответствовать навязанным идеалам, и эта проблема принимает массовый характер. Также «популярен» сейчас иппохондрический бред (представления и мысли, связанные с патологическими ощущениями, возникающими в собственном теле), когда объективно здоровый человек тратит уйму времени на походы по врачам в поисках подтверждения очередного мнимого недуга.
Стоит отметить, что во время этой части лекции каждый второй слушатель в зале, отводя взгляд, задумывался о том или ином своем знакомом, а то и о себе…Надо же! – многое из того, что мы воспринимаем как норму, на самом деле - зачатки серьезных расстройств.
Так как основная идея проекта заключается во взгляде на одну и ту же проблему, но с несколько разных ракурсов - психиатра и психолога, то продолжил тему М.Ю. Страхов – психолог-психоаналитик, изложивший свое понимание парадоксов мышления и приведший несколько примеров из собственной практики. Он объяснил, что в кабинете психоаналитика при правильном подходе человек порой открывает  такие темные стороны своей души, о которых и не подозревал. Это «открытие» очень часто вызывает категорическое отрицание: он не такой, это не правда, он хороший! – и попытки найти оправдания в эмоциях, стрессах и обстоятельствах. Задача грамотного специалиста помочь человекупринять все свои стороны, разобраться в личностях и «убить» ту, что мешает жить. На самом деле, принять себя таким, как есть, важно каждому из нас – ведь сознание не обманешь, и попытки следовать некой роли вместо того, чтобы быть настоящим, грозят только жизнью в иллюзиях вкупе с депрессивными состояниями и психозами.
***
Мы не раз говорили о том, что в обществе сложно принимают информацию опсихиатрии и психических расстройствах. Для обычной аудитории эта тема пугающая, поэтому организаторы решили смягчить «удар», выбрав буфером искусство. Во-первых, как уже было сказано, каждая новая лекция проходит в одном из музеев Москвы; во-вторых, каждая болезнь и расстройство рассматриваются на примере одного из известных деятелей искусства. Организаторы рассчитывают, что все это поможет людям  почувствовать себя комфортно и не бояться выявить свои проблемы, высказать пожелания и задать волнующие их вопросы. И действительно, атмосфера была позитивная, и аудитория активно участвовала в обсуждении.
В этот раз под лупой психиатрии и психоанализа рассмотрели историю Винсента Ван Гога. Этапы творчества художника (предпосылки гениальности в детстве, расцвет гения, пик гениальности и его закат) были сопоставлены с этапами болезни (предвестники, манифестация, разгар и болезненное угасание психики).
Предпосылки гениальности – предвестники болезни. Винсент был закрытым ребенком, не любил играть, из-за приступов ярости дети его побаивались, он предпочитал уединение, часто ходил на кладбище, много читал. До 11 лет посещал школу, но отличался неуступчивым характером, не желал подчиняться, бунтовал, и его пришлось забрать из школы. В это же время, как раз из-за коммуникативных трудностей, стал увлекаться живописью. В итоге первая депрессия дала ему и первый шедевр.

8d5e01aec7b7a93300df9e0281a1c31a.jpg
 
Расцвет - манифестация. Художник полностью уходит в работу, рождая более 250-ти картин и рисунков. Он сидит на хлебе и много курит, у него крошатся зубы, и в 34 года он выглядит стариком. Начинается психоз и перепады настроений: молчаливость сменялась разговорчивостью, жажда тишины и одиночества  - стремлением почувствовать себя в гуще города и толпы. Гамма красок в этот период была сумрачна.
Пик гениальности - разгар болезни. Ван Гог решает посетить Париж, после чего его палитра кардинально меняется: преобладают яркие цвета, причем желтый он ассоциирует с жизнью, а синий – со смертью. Ссора с боготворимым им Гогеном, во время которой Ван Гог чуть не убил друга, стала одной из причин усугубления приема абсента. На этом фоне у художника появляются галлюцинации, приводящие к приступам ярости, в результате чего он отсекает себе ухо и впервые госпитализируется в психиатрическую больницу. После выписки его не оставляет подавленность, он не может писать, мучится бессонницей и кошмарами. Винсент погружается в бредовое состояние, в котором пишет свои «Подсолнухи» и череду автопортретов.

808934a9e7b490da2b2f13d84fa9b146.jpg


Закат гения - терминальная стадия. Он становится  одержим, очень экспрессивен, его «болтает» от отчаяния до просветлений. Это приводит к нескольким попыткам суицида. Художник пытается выйти из этих состояний, хватаясь за кисть. Последние его работы и стали одними из самых популярных. В них четко прослеживается  увядание цветовой гамы и уход в синее(смерть). Болезнь, дав толчок для развития гениальности, в конечном счете, взяла свое, и Ван Гог заплатил ей жизнью, завершив свой путь выстрелом в грудь.
Да, можно предполагать, что если бы он не пил абсент, не галлюцинировал и лечился, мир не увидел бы многих его шедевров. Но мы точно знаем, что если бы не болезнь,человек бы остался жив, и убил его именно недуг.


dbb0f296839b74f002c9ef704c3332de.jpg


«Убивать ли в человеке гения, или убивать недуг?» - этот вопрос и стал одним из главных, наиболее волнующих публику, во время обсуждения. Ведь не секрет, что любой гений немного в стороне от нормы, и если всех поголовно исправлять, то кто будет свершать открытия и творить?! (Существует даже точка зрения, что до середины 20 века - момента изобретения французами аминазина и начала эры фармакологии - гениев было гораздо больше, чем после). Из зала прозвучало имя ГригорияПерельмана, российского математика, доказавшего гипотезу Пуанкарэ и поразившего мир отказом от самой престижной для математика Филдовской премии. На вопрос об этом гении (а его поведение в быту далеко от нормы), А.А. Шмилович ответил, что Перельман - один из сотни тысяч пациентов, который, несмотря на свои расстройства, нашел способ адаптации, и его способ - наука. Именно она держит его когнитивные функции в тонусе. Любые попытки привести этого человека  к норме – попытаться проникнуть в квартиру, убрать там, привести его жизнь к общепринятым стандартам, для него - гибель. Никакие «карательные» меры в таких случаях недопустимы! Да и вообще в деле психиатрии все крайне индивидуально. Если, к примеру, к специалисту приходит человек, слышащий голос, который ему помогает жить, то вовсе не значит, что человека нужно лечить. Ведь у каждого есть внутренний голос, интуиция. И ставить диагноз с первой встречи, как бы очевиден он ни был, нельзя. Часто именно время опровергает первичный диагноз и мнение о пациенте. Главное, убежден А.А. Шмилович, врач всегда должен видеть в пациенте личность,  потенциал.
Да, если бы каждый специалист рассуждал так же, не ходили бы в народе страшилки о психиатрии и психиатрах, не было бы по отношению к этой области медицины столько предвзятости и недоверия! Хотя спикеры семинара считают, что в целом с каждым годом в России отношение к психиатрии становится более лояльным: меняется сознание людей, уходит в прошлое пугающее понятие «карательная психиатрия», новое поколение более смелое и адекватно относится к профессиональной психолого-психиатрической помощи. Да и данный проект, надеются они, изменит ситуацию к лучшему. «Если хоть один человек после этого семинара найдет для себя или близких решение, осмелится прийти на прием за помощью, значит, мы справились на «ура», - подвел итог А.А. Шмилович.
Яна Крылова
Здоровый свет