

Быль о Чернобыле: в чем секрет успеха сериала о катастрофе.
По зрительским рейтингам телефильм обогнал даже «Игру престолов».
Американо-британский проект шведского режиссера Йохана Ренка появился на экранах почти одновременно с финальным сезоном «Игры престолов», но быстро обогнал конкурента в зрительском рейтинге портала IMDb и неожиданно возглавил топ самых популярных сериалов в истории. Почему многочасовой фильм о ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС стал так успешен, что думают о нем сами участники событий и когда об этой трагедии снимут кино у нас.

Кадр из сериала «Чернобыль» © HBO / imdb.com
Этот сериал сложно назвать обычным. Конечно, слово «Чернобыль» слышали везде — самая страшная техногенная катастрофа широко известна в мире. Реальной фактуры там хватит на добрый десяток картин — от героического фильма до хоррора. Однако вряд ли можно было ожидать, что на Западе вдруг снимут чрезвычайно дорогую телекартину, где всё действие разворачивается в дотошно восстановленных позднесоветских реалиях.

сценарист Крейг Мэйзин
Объяснение простое — «Чернобыль» придумали не в кабинетах продюсеров, где проекты готовят по готовым рецептам успеха. Это дело рук опытного сценариста Крейга Мэйзина, сделавшего себе имя на голливудских комедиях. В свободное от заработка время он годами собирал материалы о чернобыльской аварии — сначала из чистого любопытства, затем из восхищения перед историей героизма простых советских граждан. Мэйзин лично общался со специалистами, прочитал десятки книг, побывал в зоне отчуждения и потом наудачу отнес проект на канал HBO, где как раз искали новый потенциальный хит.

«Чернобыль» густонаселен, но концентрируется на фигуре химика Валерия Легасова (Джаред Харрис), члена правительственной комиссии по ликвидации катастрофы, который одним из первых прибыл на место и провел четыре месяца в районе Припяти.
«Чернобыль» начинается с реверсивной драматургии. То есть из первой сцены мы узнаём то, что произойдёт в конце — спустя годы после основных показанных в сериале событий.
26 апреля 1988 года, Москва. Химик Валерий Легасов (Джаред Харрис) записывает на аудиокассеты хронологию этих самых событий двухлетней давности, прячет записи в тайнике, возвращается и, выкурив сигарету, кончает жизнь самоубийством.
Сразу после этого зрители перемещаются в Припять 1986 года. В ночь на 26 апреля жители расположенного в трёх километрах от Чернобыльской АЭС городка просыпаются от взрывной волны. В тот же момент сотрудники атомной электростанции начинают искать причины произошедшего, но их работу упрямо тормозит главный инженер по эксплуатации АЭС Анатолий Дятлов. Он категорически отрицает возможность взрыва реактора.
С соответствующим докладом Дятлов отправляется к руководству, а оно, в свою очередь, убеждает партийных функционеров в том, что ситуация под контролем.
Тем временем смертельную дозу радиации получает первый прибывший на место взрыва отряд пожарных. Вскоре экстренное собрание проводится в Кремле: по его итогам разбираться с аварийной ситуацией на ЧАЭС отправляют химика Легасова и чиновника Бориса Щербину (Стеллан Скарсгард).

Валерий Легасов
Действие свободно перемещается из тесных припятских квартир к затопленным коридорам станции и даже к Кремлю. В пяти сериях подробно пересказана многомесячная борьба ученых, властей и рядовых ликвидаторов с вышедшей из-под контроля рукотворной стихией — о героях, которые спасли миллионы жизни ценой своей и чьи имена преступно малоизвестны даже на родине.
Это и есть главный ответ на вопрос о внезапном успехе сериала. Во все времена зрители любили истории о простых людях, которым самой судьбой выпало совершить подвиг. Мэйзин с каждым витком меняет жанр, от фильма ужасов переходит к производственной драме, а то и к политическому триллеру — но не жертвует людьми во имя эффектной драматургии. Даже герои, которые ненадолго появляются в кадре (например, инженеры, нырнувшие в затопленные коридоры открыть шлюзы), говорят свои имена — это не особенно нужно для действия, но важно для нашей памяти.

Что особенно должно импонировать русскоязычному зрителю — степень правдоподобия в «Чернобыле» превышает даже большинство отечественных фильмов о той эпохе. Съемки проходили преимущественно в Литве. Там нашли и районы жилой советской застройки (почти неотличимой от Припяти), и Игналинскую АЭС, построенную по тому же плану, что и ее чернобыльская сестра. Вещный мир оформляли выходцы из СССР, одежду и предметы быта закупали по всему Восточному блоку, а все актеры перед съемками прочитали «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич, основанную на интервью с участниками событий.

Первые четыре серии нашумевшего сериала успел посмотреть председатель координационного совета ветеранов Чернобыля Москвы по Юго-Западному округу Анатолий Алферов, и увиденное вызвало у него двойственные чувства.
— С одной стороны, хорошо, что такой фильм вообще сняли. Он привлек широкое общественное внимание к трагедии, о которой уже начинают забывать. Очень жаль, что этого не сделали в нашей стране. В сериале всё снято близко к фактическим событиям, сюжет выстроен логично, показан героический подвиг пожарных, первыми прибывших на место катастрофы, — сказал он «Известиям». — Но, с другой стороны, такие моменты, например, когда людей ведут на работы под дулом автоматов, совершенно не соответствуют действительности. Все участвовали сознательно, из любви к родине.
Довольно противоречивую оценку проекту дал президент общероссийского союза общественных объединений «Союз «Чернобыль» России» Вячеслав Гришин, указавший на ряд несоответствий, но похваливший актерскую работу. В свою очередь, аутентичность обстановки отметил продюсер Александр Роднянский, в прошлом — режиссер-документалист. Он снимал документальный фильм о Чернобыле и прибыл на место событий уже на пятый день после аварии.
Благожелательно о сериале отозвался и министр культуры Владимир Мединский. По его словам, «Чернобыль» сделан ярко, интересно, а главное — «с любовью и симпатией к простому человеку».

— Сериал — это не документальное кино, поэтому в нем есть и ошибки, и преувеличения. Но есть и много сочувствия. Мой отец, который был со второго дня в Чернобыле, работал непосредственно в Припяти, тоже посмотрел фильм и сказал, что он очень сильный. И так совпало — у нас в работе сейчас находится несколько фильмов о Чернобыле. Большие трагедии и победы видятся на расстоянии. Видимо, сейчас наши режиссеры и авторы подошли к осмыслению этих событий. Думаю, в ближайшие годы мы увидим несколько ярких, несуетливо сделанных российских картин, — поделился министр.
Американский «Чернобыль» ненамного опередил отечественные проекты. Еще в прошлом году стартовали съемки одноименного сериала Алексея Мурадова, который рассказывает о тех событиях сквозь призму шпионского триллера. Главный герой, подполковник военной контрразведки (Игорь Петренко), прибывает в Припять, чтобы разоблачить агента ЦРУ. А в 2020 году должен выйти масштабный проект артиста и режиссера Данилы Козловского «Опасная вода», который расскажет об истории небольшой инженерной группы, предотвратившей еще один взрыв на электростанции.
«Угроза ядерной войны, может, и отступила, но в качестве метафоры радиоактивное загрязнение являет собой такой же мощный образ, как и 30 лет назад. Актуальный, гнетущий, тонкий и захватывающий, «Чернобыль» — это великолепный сериал-катастрофа», — считает Эд Камминг из The Independent.

Кадр из сериала «Чернобыль» © HBO / imdb.com
Критики указывают и на другие транслируемые HBO и соотносимые с современностью линии. Некоторые полагают, что создатели «Чернобыля» проецируют опыт советского госустройства и на современные Соединённые Штаты.
«Каким бы депрессивным ни был мини-сериал «Чернобыль» сценариста Крэйга Мазина и режиссера Йохана Ренка, он представляет собой прекрасное исследование вопроса об официально санкционированном затушёвывании правды и о том, насколько проще это делать в стране, где СМИ и научное руководство находятся под строгим контролем. Были времена, когда подобное могло показаться американской аудитории чем-то совершенно чуждым, теперь же это ещё один громкий сигнал тревоги, раздающийся неприятно близко к дому», — пишет Хэнк Стуевер из The Washington Post.

Кадр из сериала «Чернобыль» © HBO / imdb.com
Художники-постановщики признаются, что знания об эпохе они получили благодаря доскональному изучению видео на YouTube, а соответствующий реквизит отыскали на рынках Киева. Поэтому в сериале можно увидеть, например, производившиеся в Советском Союзе и России до 2000-х пишущие машинки «Любава». И это далеко не всё: ностальгия возникает при виде городских пейзажей, полиэстеровых костюмов, кассетного магнитофона «Скиф-303», винтажных очков, причёсок и даже усов. И конечно, когда по радио звучит стихотворение Константина Симонова. Вот за это HBO большое спасибо.
Материалы взяты из открытых источников
Чернобыль. Мина замедленного действия
Сериал «Чернобыль»: про академика Валерия Легасова
«Чернобыль. 30 лет вопросов без ответов»