Мне понравился сериал Чернобыль

5cecf144370f2c55168b45b5.jpg

Быль о Чернобыле: в чем секрет успеха сериала о катастрофе.
По зрительским рейтингам телефильм обогнал даже «Игру престолов».

Американо-британский проект шведского режиссера Йохана Ренка появился на экранах почти одновременно с финальным сезоном «Игры престолов», но быстро обогнал конкурента в зрительском рейтинге портала IMDb и неожиданно возглавил топ самых популярных сериалов в истории. Почему многочасовой фильм о ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС стал так успешен, что думают о нем сами участники событий и когда об этой трагедии снимут кино у нас.

b849f3d9ed958b5cee770c6295bf3ea6.jpeg
Кадр из сериала «Чернобыль» © HBO / imdb.com

Этот сериал сложно назвать обычным. Конечно, слово «Чернобыль» слышали везде — самая страшная техногенная катастрофа широко известна в мире. Реальной фактуры там хватит на добрый десяток картин — от героического фильма до хоррора. Однако вряд ли можно было ожидать, что на Западе вдруг снимут чрезвычайно дорогую телекартину, где всё действие разворачивается в дотошно восстановленных позднесоветских реалиях.

950667.jpg
сценарист Крейг Мэйзин

Объяснение простое — «Чернобыль» придумали не в кабинетах продюсеров, где проекты готовят по готовым рецептам успеха. Это дело рук опытного сценариста Крейга Мэйзина, сделавшего себе имя на голливудских комедиях. В свободное от заработка время он годами собирал материалы о чернобыльской аварии — сначала из чистого любопытства, затем из восхищения перед историей героизма простых советских граждан. Мэйзин лично общался со специалистами, прочитал десятки книг, побывал в зоне отчуждения и потом наудачу отнес проект на канал HBO, где как раз искали новый потенциальный хит.

Screenshot_2019-06-04-18-02-42-195~2.jpeg

«Чернобыль» густонаселен, но концентрируется на фигуре химика Валерия Легасова (Джаред Харрис), члена правительственной комиссии по ликвидации катастрофы, который одним из первых прибыл на место и провел четыре месяца в районе Припяти.

«Чернобыль» начинается с реверсивной драматургии. То есть из первой сцены мы узнаём то, что произойдёт в конце — спустя годы после основных показанных в сериале событий.
26 апреля 1988 года, Москва. Химик Валерий Легасов (Джаред Харрис) записывает на аудиокассеты хронологию этих самых событий двухлетней давности, прячет записи в тайнике, возвращается и, выкурив сигарету, кончает жизнь самоубийством.

Сразу после этого зрители перемещаются в Припять 1986 года. В ночь на 26 апреля жители расположенного в трёх километрах от Чернобыльской АЭС городка просыпаются от взрывной волны. В тот же момент сотрудники атомной электростанции начинают искать причины произошедшего, но их работу упрямо тормозит главный инженер по эксплуатации АЭС Анатолий Дятлов. Он категорически отрицает возможность взрыва реактора.

С соответствующим докладом Дятлов отправляется к руководству, а оно, в свою очередь, убеждает партийных функционеров в том, что ситуация под контролем.

Тем временем смертельную дозу радиации получает первый прибывший на место взрыва отряд пожарных. Вскоре экстренное собрание проводится в Кремле: по его итогам разбираться с аварийной ситуацией на ЧАЭС отправляют химика Легасова и чиновника Бориса Щербину (Стеллан Скарсгард).

ee508162c0d405414d6b16b11688f1a1.jpg
Валерий Легасов

Действие свободно перемещается из тесных припятских квартир к затопленным коридорам станции и даже к Кремлю. В пяти сериях подробно пересказана многомесячная борьба ученых, властей и рядовых ликвидаторов с вышедшей из-под контроля рукотворной стихией — о героях, которые спасли миллионы жизни ценой своей и чьи имена преступно малоизвестны даже на родине.

Это и есть главный ответ на вопрос о внезапном успехе сериала. Во все времена зрители любили истории о простых людях, которым самой судьбой выпало совершить подвиг. Мэйзин с каждым витком меняет жанр, от фильма ужасов переходит к производственной драме, а то и к политическому триллеру — но не жертвует людьми во имя эффектной драматургии. Даже герои, которые ненадолго появляются в кадре (например, инженеры, нырнувшие в затопленные коридоры открыть шлюзы), говорят свои имена — это не особенно нужно для действия, но важно для нашей памяти.

Screenshot_2019-06-04-18-02-25-018~2.jpeg

Что особенно должно импонировать русскоязычному зрителю — степень правдоподобия в «Чернобыле» превышает даже большинство отечественных фильмов о той эпохе. Съемки проходили преимущественно в Литве. Там нашли и районы жилой советской застройки (почти неотличимой от Припяти), и Игналинскую АЭС, построенную по тому же плану, что и ее чернобыльская сестра. Вещный мир оформляли выходцы из СССР, одежду и предметы быта закупали по всему Восточному блоку, а все актеры перед съемками прочитали «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич, основанную на интервью с участниками событий.

Screenshot_2019-06-04-18-01-33-918~2.jpeg

Первые четыре серии нашумевшего сериала успел посмотреть председатель координационного совета ветеранов Чернобыля Москвы по Юго-Западному округу Анатолий Алферов, и увиденное вызвало у него двойственные чувства.

— С одной стороны, хорошо, что такой фильм вообще сняли. Он привлек широкое общественное внимание к трагедии, о которой уже начинают забывать. Очень жаль, что этого не сделали в нашей стране. В сериале всё снято близко к фактическим событиям, сюжет выстроен логично, показан героический подвиг пожарных, первыми прибывших на место катастрофы, — сказал он «Известиям». — Но, с другой стороны, такие моменты, например, когда людей ведут на работы под дулом автоматов, совершенно не соответствуют действительности. Все участвовали сознательно, из любви к родине.

Довольно противоречивую оценку проекту дал президент общероссийского союза общественных объединений «Союз «Чернобыль» России» Вячеслав Гришин, указавший на ряд несоответствий, но похваливший актерскую работу. В свою очередь, аутентичность обстановки отметил продюсер Александр Роднянский, в прошлом — режиссер-документалист. Он снимал документальный фильм о Чернобыле и прибыл на место событий уже на пятый день после аварии.

Благожелательно о сериале отозвался и министр культуры Владимир Мединский. По его словам, «Чернобыль» сделан ярко, интересно, а главное — «с любовью и симпатией к простому человеку».

Screenshot_2019-06-04-18-02-01-041~4.jpeg

— Сериал — это не документальное кино, поэтому в нем есть и ошибки, и преувеличения. Но есть и много сочувствия. Мой отец, который был со второго дня в Чернобыле, работал непосредственно в Припяти, тоже посмотрел фильм и сказал, что он очень сильный. И так совпало — у нас в работе сейчас находится несколько фильмов о Чернобыле. Большие трагедии и победы видятся на расстоянии. Видимо, сейчас наши режиссеры и авторы подошли к осмыслению этих событий. Думаю, в ближайшие годы мы увидим несколько ярких, несуетливо сделанных российских картин, — поделился министр.

Американский «Чернобыль» ненамного опередил отечественные проекты. Еще в прошлом году стартовали съемки одноименного сериала Алексея Мурадова, который рассказывает о тех событиях сквозь призму шпионского триллера. Главный герой, подполковник военной контрразведки (Игорь Петренко), прибывает в Припять, чтобы разоблачить агента ЦРУ. А в 2020 году должен выйти масштабный проект артиста и режиссера Данилы Козловского «Опасная вода», который расскажет об истории небольшой инженерной группы, предотвратившей еще один взрыв на электростанции.

«Угроза ядерной войны, может, и отступила, но в качестве метафоры радиоактивное загрязнение являет собой такой же мощный образ, как и 30 лет назад. Актуальный, гнетущий, тонкий и захватывающий, «Чернобыль» — это великолепный сериал-катастрофа», — считает Эд Камминг из The Independent.

5cecf1a1183561b7388b4571.jpg
Кадр из сериала «Чернобыль» © HBO / imdb.com

Критики указывают и на другие транслируемые HBO и соотносимые с современностью линии. Некоторые полагают, что создатели «Чернобыля» проецируют опыт советского госустройства и на современные Соединённые Штаты.

«Каким бы депрессивным ни был мини-сериал «Чернобыль» сценариста Крэйга Мазина и режиссера Йохана Ренка, он представляет собой прекрасное исследование вопроса об официально санкционированном затушёвывании правды и о том, насколько проще это делать в стране, где СМИ и научное руководство находятся под строгим контролем. Были времена, когда подобное могло показаться американской аудитории чем-то совершенно чуждым, теперь же это ещё один громкий сигнал тревоги, раздающийся неприятно близко к дому», — пишет Хэнк Стуевер из The Washington Post.

838548.jpg
Кадр из сериала «Чернобыль» © HBO / imdb.com

Художники-постановщики признаются, что знания об эпохе они получили благодаря доскональному изучению видео на YouTube, а соответствующий реквизит отыскали на рынках Киева. Поэтому в сериале можно увидеть, например, производившиеся в Советском Союзе и России до 2000-х пишущие машинки «Любава». И это далеко не всё: ностальгия возникает при виде городских пейзажей, полиэстеровых костюмов, кассетного магнитофона «Скиф-303», винтажных очков, причёсок и даже усов. И конечно, когда по радио звучит стихотворение Константина Симонова. Вот за это HBO большое спасибо.


Материалы взяты из открытых источников

Чернобыль. Мина замедленного действия

Сериал «Чернобыль»: про академика Валерия Легасова

«Чернобыль. 30 лет вопросов без ответов»
Здоровый свет