Дерзкий мачо из Волновахи

facfcf7222624282bec0240870f82e52.jpg
Актерская судьба, она ведь привередлива, капризна и прогнозируется слабо. Кому-то валом валит, от кого-то валом отваливает… Иной исполнил добрые две сотни ролей, а публика воспринимает его так: «Ну этот, как его? Ты же знаешь его, да? Который еще с тем в том кино играл, там еще вот эта красивая была…»

Как не продуть шведам на своем поле?

Бывает другое – удачный эпизод, заноза в памяти миллионов зрителей на долгие времена, но опять-таки не факт, что каждый фамилию вспомнит. Образ – да! Имя – нет. Собственно, а не всем быть Андреем Мироновым или Юрием Никулиным, фильмы с чьим участием можно пересчитывать толпой друзей во время застолья и десятками наименований. Но вклад в большое кино, даже в малом эпизоде, тоже дорогого стоит.

13207c45dff4338e33b7be58f2da96ef.jpg

Уверен, что нашего сегодняшнего героя знает каждый рожденный в СССР и уже поколение или два даже постсоюзных ребят. С именем, конечно, будут затруднения. Но только благодаря коммерческой сметке, смелости (посадить ведь могли элементарно) и природной дерзости этого героя изобретатель Шурик Тимофеев смог-таки отправить обратно в давние времена царя Иоанна Васильевича (позывной Грозный) и вытащить из-под бердышей свирепых опричников управдома Буншу и Жоржа Милославского. Не найдись дефицитных транзисторов у обаятельного безымянного барыги в классической комедии Леонида Гайдая, и всё – пиши пропало. Нет царя – нет страны. Шведы обыгрывают на нашем поле вчистую, татары Казань вернули, позор и забвение.

А между тем образ не такой и безы­мянный. Вот этого эффектного усача с картинки исполнил совершенно конкретный человек, больше того, наш земляк. Звали актера Эдуард Бредун, а родился он в Сталинской области, в славной, но нынче временно оккупированной супостатами Волновахе. Появился на свет этот дивный лицедей и дамский угодник, исполнивший одних только киноролей больше полусотни (это не считая театра и озвучки), 6 октября 1934 года. Из почтения к его родителям скажу, что звали их Александр Евдокимович (из крестьян, но стал военным топографом, что несомненный социальный лифт) и Тамара Семеновна (железнодорожная служащая).

Бугай-грубиян

Детство Эдика прошло в наших краях, а потом началось. Война, сами понимаете, застала его в вовсе нежном еще возрасте. Отец оказался важным для обучения советских офицеров человеком, так что все семейство отправилось в эвакуацию в Казахстан. Затем, когда немцев погнали, Бредуны переместились в Тамбов, где младший поступил в Суворовское училище и грыз там не самый мягкий монолит – армейскую науку, долгих 7 лет. Но на службу не попал. Что-то там со здоровьем приключилось. Тогда он перебрался в Молдавию, завершил среднее образование, затем (это надо!) поступил во ВГИК. В 1957-м закончил курс обучения и отправился в Театр-студию киноактеров.

Собственно, казалось бы, сразу успех. В 1958 году Эдуард Бредун сыграл главную роль лихого молодого большевика в фильме «Ветер». Скорее всего, это и оказалась наиболее его масштабная работа для большого экрана, хотя точно судить не берусь, тут вопрос к кинокритикам. В любом случае потом у исполнителя все больше попадались эпизодические роли, причем Бредуна преследовало по пятам амплуа бугая-грубияна.

Зато на съемках «Ветра» он познакомился с целым созвездием будущих звезд советского кино. Главное, там снимался в роли красного командира Науменко Леонид Гайдай. Это судьба! Потом Леонид Иович благоволил Бредуну, пусть и в маленьких ролях, но снимал его в своих знаковых фильмах. Спекулянт из «Ивана Васильевича», конечно, самый яркий. Кстати, в этом фильме Эдуард Бредун пересекся с другими своим партнерами по «Ветру» – Александром Демьяненко и Юрием Яковлевым.
Кроме «Ивана Васильевича» (1973 год), Гайдай, который, надо заметить, имел определенный круг актеров-любимцев, за что ему отдельное зрительское спасибо, позвал Бредуна еще в «12 стульев» (1971, Паша Эмильевич), «Не может быть!» (1975, помощник скупщика мебели), «Инкогнито из Петербурга» (1977, трактирщик). Да, согласен, не Гамлет и не Макбет. Но тут, учтите, эпизоды в фильмах великого Гайдая, у которого сыграть кучку снега во дворе бывало престижней и для биографии полезней, чем побыть у других режиссеров в ультрадраматических ролях.

Два Остапа, два Кисы и один Бредун
1fd78445ae187457d58d337e43e8a6a5.jpg

Забавно, что Эдуард Александрович стал одним из десяти актеров, наравне с Савелием Крамаровым и Георгием Вициным, кто выступил в двух знаменитых постановках «12 стульев». Первая, понятное дело, принадлежала режиссуре Гайдая, титульную пару героев исполнили Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов.
Вторая экранизация была отдана Марку Захарову, у которого играли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Надо же, но Миронов с Папановым, оказывается, пробовались и у Гайдая, но не смогли того убедить. А Захарова, выходит, смогли.
Бредуну, надо сказать, дважды повезло сродниться с «голубым воришкой», Альхеном, но если в гайдаевской комедии он стал пресловутым Пашей Эмильевичем, то в захаровской – родственник, просто родственник, не более того. Жулик, понятно. Такое уж у него амплуа было, у Бредуна-то. Да и у Ильфа с Петровым такие персонажи в изобилии.

Полностью материал о дерзком мачо из Волновахи можно посмотреть вот здесь, не сочтите за труд один раз кликнуть мышкой:

http://marmazov.ru/1204-derzkij-macho-iz-volnovahi

Автор: Руслан Мармазов
Здоровый свет