Красавец-мужчина, талантливо сидящий на двух стульях

Утомляет писать о драматических или трагических актерских биографиях. Вот вам обратный пример творческого и житейского маршрута – нет, не легкого, не сплошь усыпанного розовыми лепестками, зато вполне успешного.
9778a1845168d3b84dfaaaccb9dccea4.jpg
Олег Штефанко, родившийся в сентябре 1959 года в Сталино (порой можно встретить информацию, что в Торезе, но в нашем случае это непринципиально, земляк ведь), – пример того, как желание и рабочие мозоли конвертируются в успешную карьеру.
В поисках рядового Штефанко
Первым делом, после средней школы конечно, Штефанко поступил в Щукинское училище – остродефицитный театральный вуз. И уже на втором курсе играл на сцене. И не где-то, а в Академическом Малом театре, в труппу которого он и был принят по завершении обучения. Довольно бойко пошла и телевизионная карьера Олега, стали звать в кино. Ладный голубоглазый блондин из Донбасса ростом в 185 сантиметров нравился публике, женской ее части особенно, что с удовольствием принималось во внимание режиссерами.
30802c869c51e2001ea8426b1893ecbc.jpg
Пожалуй, самой памятной киноролью «раннего Штефанко» стал капитан «Дункана» Джон Манглс. В многосерийной ленте «В поисках капитана Гранта» по мотивам произведений Жюля Верна. Немножко сладковатым он смотрелся как для морского волка, но и фильм ведь почти сказочный, с полным набором благородных героев и мерзких негодяев. Капитан в исполнении донецкого актера, разумеется, входил в первую, романтическую категорию.
«Капитана Гранта» стали усердно искать на экранах СССР в 1985 году. А Олег Штефанко тем временем как раз тянул лямку срочной службы в Подмосковье. Не как многие артисты в театре Советской армии или в «мосфильмовском» кавалерийском полку, а в обычной части инженерных войск. Отслужил год – было такое послабление для обладателей высшего образования.
Может быть, мне просто повезло, но среди прошедших через армию мужиков – как популярных, так и обычных – из нашего двора я почти не встречал тех, кто вспоминал бы казарму негативно. Обычно это делается с вдохновением, байками и курьезными историями, даже словами признательности за важный период становления характера. Так вот, Штефанко – одно из немногочисленных исключений. Говорит, мол, ничего хорошего он в армии не нашел. Служить отправился в 26 лет, будучи вполне состоявшимся профессионалом, а тут подъем в шесть утра, беготня по холоду, сплошные сопли, дедовщина.
b9019492b527e831b51d0aea7b5f1e60.jpg
ДМБ и США
На дембель Олег Степанович ушел на старте перестройки. То есть, с одной стороны, гласность, хозрасчет, ускорение и невиданные перспективы. А с другой, развал прежней системы, а что на ее месте вырастет, еще пойди пойми. Словом, Штефанко решил валить. Не кого, а куда… Прямо в США.
Причем, что показательно, он абсолютно не тешил себя иллюзиями об актерской карьере. Ехал начинать новую жизнь. С нуля, конечно. Тем паче что с английским языком у него было так себе.
Вдруг станете подробно изучать биографию нашего земляка, непременно обнаружите, что ему пришлось потрудиться в поте лица, завоевывая себе место под североамериканским солнцем. И в официантах послужил, и в охранниках, таксистом был, зарабатывал на жизнь кикбоксингом… Кстати, перечень профессий таков, что запросто можно представить сценарий фильма об американской мечте.
Не то чтобы мечта осуществилась в совсем уж киношных масштабах, но и жаловаться на судьбу Олег Штефанко не должен. Фортуна и труд вынесли его на съемочную площадку Голливуда.
93f3d101d3cf2dec7ff7e16fd8e3527d.jpg
Тертый крепыш с принципами
Там он сыграл полтора десятка ролей (в титрах – Oleg Stefan). Согласен, не самых громких, часто эпизодических. Но у многих актеров такого не было и во сне. К тому же ему пришлось пересекаться на съемках со звездами всемирного калибра, скажем с Джеймсом Белуши или Робертом Де Ниро. Что круто!
В своих интервью Штефанко поясняет, почему у представителей самой мощной в мире артистической русской школы так призрачны шансы показать себя на самой продвинутой кинематографической площадке, в смысле штатовской. Мы то с вами, простые зрители, как мыслим? Талантливые актеры пробивают себе дорогу дарованием, потом они становятся звездами. А оказывается, что там несколько от другой печки пляшут. От спроса.
Например, в США огроменная латиноамериканская диаспора. Стало быть, востребованы типажи наподобие Антонио Бандераса или Сальмы Хайек. Но такой мощной и сплоченной диаспоры нет у русских, потому даже условно русские роли играет кто ни попадя, спасибо, что не африканцы.
Тем не менее американская жизнь Олега Штефанко, считаем, удалась. У него счастливая семейная жизнь, дети, любимая работа. В том числе – теперь, наверное, и большей частью – он снимается в России. Где воспрял кинематограф, появились деньги. И повзрослевший, заматеревший капитан «Дункана» превратился в видавшего виды тертого жизнью крепыша с принципами. Теперь герои Штефанко – силовики не у дел, уставшие и грустно смотрящие на собеседников, которых сейчас урезонят, защищая светлые принципы.
990f3354a021dcad34af4c4914f20f04.jpg
А живет бывший дончанин в США. Демонстрируя, что можно прекрасно пользоваться умением поспевать с одним седлом на две ярмарки.

Несладкая женщина Наталья Гундарева

Вия Артмане....
Абстрактный мечтатель Олег Даль

Дерзкий мачо из Волновахи

facfcf7222624282bec0240870f82e52.jpg
Актерская судьба, она ведь привередлива, капризна и прогнозируется слабо. Кому-то валом валит, от кого-то валом отваливает… Иной исполнил добрые две сотни ролей, а публика воспринимает его так: «Ну этот, как его? Ты же знаешь его, да? Который еще с тем в том кино играл, там еще вот эта красивая была…»

Как не продуть шведам на своем поле?

Бывает другое – удачный эпизод, заноза в памяти миллионов зрителей на долгие времена, но опять-таки не факт, что каждый фамилию вспомнит. Образ – да! Имя – нет. Собственно, а не всем быть Андреем Мироновым или Юрием Никулиным, фильмы с чьим участием можно пересчитывать толпой друзей во время застолья и десятками наименований. Но вклад в большое кино, даже в малом эпизоде, тоже дорогого стоит.

13207c45dff4338e33b7be58f2da96ef.jpg

Уверен, что нашего сегодняшнего героя знает каждый рожденный в СССР и уже поколение или два даже постсоюзных ребят. С именем, конечно, будут затруднения. Но только благодаря коммерческой сметке, смелости (посадить ведь могли элементарно) и природной дерзости этого героя изобретатель Шурик Тимофеев смог-таки отправить обратно в давние времена царя Иоанна Васильевича (позывной Грозный) и вытащить из-под бердышей свирепых опричников управдома Буншу и Жоржа Милославского. Не найдись дефицитных транзисторов у обаятельного безымянного барыги в классической комедии Леонида Гайдая, и всё – пиши пропало. Нет царя – нет страны. Шведы обыгрывают на нашем поле вчистую, татары Казань вернули, позор и забвение.

А между тем образ не такой и безы­мянный. Вот этого эффектного усача с картинки исполнил совершенно конкретный человек, больше того, наш земляк. Звали актера Эдуард Бредун, а родился он в Сталинской области, в славной, но нынче временно оккупированной супостатами Волновахе. Появился на свет этот дивный лицедей и дамский угодник, исполнивший одних только киноролей больше полусотни (это не считая театра и озвучки), 6 октября 1934 года. Из почтения к его родителям скажу, что звали их Александр Евдокимович (из крестьян, но стал военным топографом, что несомненный социальный лифт) и Тамара Семеновна (железнодорожная служащая).

Бугай-грубиян

Детство Эдика прошло в наших краях, а потом началось. Война, сами понимаете, застала его в вовсе нежном еще возрасте. Отец оказался важным для обучения советских офицеров человеком, так что все семейство отправилось в эвакуацию в Казахстан. Затем, когда немцев погнали, Бредуны переместились в Тамбов, где младший поступил в Суворовское училище и грыз там не самый мягкий монолит – армейскую науку, долгих 7 лет. Но на службу не попал. Что-то там со здоровьем приключилось. Тогда он перебрался в Молдавию, завершил среднее образование, затем (это надо!) поступил во ВГИК. В 1957-м закончил курс обучения и отправился в Театр-студию киноактеров.

Собственно, казалось бы, сразу успех. В 1958 году Эдуард Бредун сыграл главную роль лихого молодого большевика в фильме «Ветер». Скорее всего, это и оказалась наиболее его масштабная работа для большого экрана, хотя точно судить не берусь, тут вопрос к кинокритикам. В любом случае потом у исполнителя все больше попадались эпизодические роли, причем Бредуна преследовало по пятам амплуа бугая-грубияна.

Зато на съемках «Ветра» он познакомился с целым созвездием будущих звезд советского кино. Главное, там снимался в роли красного командира Науменко Леонид Гайдай. Это судьба! Потом Леонид Иович благоволил Бредуну, пусть и в маленьких ролях, но снимал его в своих знаковых фильмах. Спекулянт из «Ивана Васильевича», конечно, самый яркий. Кстати, в этом фильме Эдуард Бредун пересекся с другими своим партнерами по «Ветру» – Александром Демьяненко и Юрием Яковлевым.
Кроме «Ивана Васильевича» (1973 год), Гайдай, который, надо заметить, имел определенный круг актеров-любимцев, за что ему отдельное зрительское спасибо, позвал Бредуна еще в «12 стульев» (1971, Паша Эмильевич), «Не может быть!» (1975, помощник скупщика мебели), «Инкогнито из Петербурга» (1977, трактирщик). Да, согласен, не Гамлет и не Макбет. Но тут, учтите, эпизоды в фильмах великого Гайдая, у которого сыграть кучку снега во дворе бывало престижней и для биографии полезней, чем побыть у других режиссеров в ультрадраматических ролях.

Два Остапа, два Кисы и один Бредун
1fd78445ae187457d58d337e43e8a6a5.jpg

Забавно, что Эдуард Александрович стал одним из десяти актеров, наравне с Савелием Крамаровым и Георгием Вициным, кто выступил в двух знаменитых постановках «12 стульев». Первая, понятное дело, принадлежала режиссуре Гайдая, титульную пару героев исполнили Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов.
Вторая экранизация была отдана Марку Захарову, у которого играли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Надо же, но Миронов с Папановым, оказывается, пробовались и у Гайдая, но не смогли того убедить. А Захарова, выходит, смогли.
Бредуну, надо сказать, дважды повезло сродниться с «голубым воришкой», Альхеном, но если в гайдаевской комедии он стал пресловутым Пашей Эмильевичем, то в захаровской – родственник, просто родственник, не более того. Жулик, понятно. Такое уж у него амплуа было, у Бредуна-то. Да и у Ильфа с Петровым такие персонажи в изобилии.

Полностью материал о дерзком мачо из Волновахи можно посмотреть вот здесь, не сочтите за труд один раз кликнуть мышкой:

http://marmazov.ru/1204-derzkij-macho-iz-volnovahi

Автор: Руслан Мармазов

Атомная девушка Бонда

9526cb83fb30659c81ad784da6249d97.jpg

« Земля забвения », 2011 год , Les Films du Poisson, Vandertastic Films, Apple Film Productions
Афиша
Режиссер: Михаль Боганим
Актеры: Ольга Куриленко, Николя Ваньчиньски, Никита Емшанов, Илья Иосифов, Надежда Кондратовская, Ксения Николаева, Татьяна Рассказова, Вячеслав Сланко, Сергей Стрельников, Дмитрий Суржиков, Анджей Хыра, Наталья Ткаченко
Что за кино-то?
Выходит, что на донецкой земле трижды снимали Чернобыль для нужд игрового кино. В фильме «Аврора, или Что снилось Спящей красавице» Припятью стал Краматорск, а в Светлодарске дважды создавали иллюзию прибитого техногенной катастрофой места – в лентах «В субботу» и «Земля забвения». Тяга кинематографистов чернобыльского толка к этому населенному пункту понятна: здесь впечатляет своим видом Углегорская ТЭС, а сам город сберег скромное обаяние глухой провинции советских времен.
Любопытно, что две последние картины снимались, считай, в одно время, в 2010 году. И на экраны вышли в 2011-м. Впрочем, кроме темы ЧАЭС, пожирающей жизни и судьбы, фильмы мало что роднит. О том, как создавался кинопродукт «В субботу» уже говорилось разделом выше. Теперь наступила очередь «Земли забвения».
Это международный проект с участием специалистов из Франции, Германии, России, Польши и Украины. Творческой частью руководила француженка израильского происхождения Михаль Боганим. Замах был сделан солидный, что подтверждается хотя бы и участием в работе Ольги Куриленко, отметившейся в престижном перечне девушек Джеймса Бонда. Она не давала скучать агенту 007 в фильме «Квант милосердия».
На сей раз уроженка Бердянска примерила на себя трагическую долю обычной девушки из города атомщиков. Только, казалось бы, счастье поманило юную красавицу свадебной фатой, как грянула катастрофа – полыхнул ядерным пламенем реактор. Уже в водоемах и рыба кверху пузом всплыла, звери подохли, лес пожух, а люди еще и не понимали всепроникающей сути беды. Планировали себе жизнь долгую, под дождем с удовольствием шлепали, готовились к первомайскому движению колонной с шариками.

А концовку этой увлекательной истории смотрите тут:

http://marmazov.ru/865-atomnaya-devushka-bonda

Мой однокашник Димка Харатьян

efcf28c81ea3d2c7ef762f2d086f500a.jpg

«Восемь дней надежды», 1984 год, киностудия «Ленфильм»
Афиша
Режиссер: Александр Муратов
Сценарист: Эдуард Володарский
Оператор: Борис Лизнев
Композитор: Александр Михайлов
Актёры: Валентин Гафт, Вадим Яковлев, Николай Караченцов, Дмитрий Харатьян, Николай Федорцов, Николай Сектименко, Пётр Юрченков, Алексей Булдаков, Игорь Добряков, Виктор Терехов, Валентин Букин, Фёдор Панасенко, Владимир Баранов, Иван Краско, Наталья Аитова, Игорь Ясулович, Александра Яковлева
Что за кино-то?
Когда я был практикующим корреспондентом, в смысле писал не то, что хочу, а что редакция прописала, самыми жуткими днями были те, когда приходилось работать на шахтных авариях. Это такого масштаба трагедии, такой клубок боли, отчаяния и бесповоротности произошедшего горя, что несколько раз хотелось выбросить журналистское удостоверение и послать все редакции мира к чертям собачьим – пусть сами выискивают подробности и делают интервью с семьями погибших горняков.

Один раз так я просто чуть не помер. На моих глазах матери шахтера какой-то казенный человек сообщил о смерти сына. Очень деликатно, надо заметить, сообщил: «Да, есть в списке, все в порядке, его хоронит участок номер…» Номер такой-то. Все в порядке! Какой порядок? Я видел, как у этой женщины все внутри сгорело в один миг. Только что была в глазах святая вера, что сын жив, пусть даже поломан метановым взрывом, но жив… И все исчезло, выключилось. По сути, она тоже умерла, хотя по инерции еще двигалась и страшно голосила…

Потому драматизм фильма «Восемь дней надежды», выпущенный киностудией «Ленфильм» на экраны Советского Союза в 1984 году, считаю абсолютно природным. В Донбассе по этому поводу ничего никому пояснять не надо. Суть сюжета следующая. На одной из шахт завалило двух работяг. Живы они или нет – непонятно. Но пока есть надежда, хотя бы манюсенький шанс спасти горняков, для этого делается все возможное и невозможное. Расклад вышел такой, что при благополучном стечении обстоятельств (в которые действующие лица стараются верить) на все про все есть не более 8 дней. Как водится, авария случилась незадолго до праздника. В шахтном клубе уже устанавливали елку. События закручиваются 23 декабря, то есть не сложно подсчитать, что будет через 8 дней. Или всеобщая радость вместе с двумя спасенными товарищами, или скорбь, которую никаким новогодним мандарином не подсластить.

Рассматриваются несколько вариантов проведения спасательных работ, но директор шахты (Валентин Гафт) берет на себя ответственность и дает команду расчищать аварийный участок вручную при помощи отбойных молотков. Рискованно до чрезвычайности, только вот иначе заваленные горняки почти наверняка обречены на гибель. Вокруг героя Гафта тут же начинаются завихрения, интриги, главный инженер просто негодяем оказался, сверху проверяющие поперли, начали криминал директору потихоньку шить. А вот молодой парторг (Николай Караченцов) и простые трудяги поддержали начальника, вкалывали как проклятые, но мужиков у смерти из зубов вырвали.


Оно бы и хеппи-энду недурно случиться, да не тут-то было. Напрямую не показано, но по скорой помощи, растерянно мечущемуся сыну директора шахты и траурной накидке на люстре в зале, где только недавно устанавливали елку, понятно, что главный герой отдал Богу душу, не выдержав напряжения, искренних переживаний. Выменял у забоя двух шахтеров на себя…
Правду жизни в свое полотно режиссер Александр Муратов и сценарист Эдуард Володарский привнесли, снимая «Восемь дней надежды» в декорациях, которые ни за что не подделать. Действие бурлило на донецкой шахте Калинина, в Горловке на «Кочегарке», а кроме того, кинематографистам подсобили коллективы шахт «Трудовская» и «Речная». Многие горняки попали в массовые сцены. Впрочем, и актерский состав был подобран так, чтобы исполнители вписывались в естественную шахтерскую среду. Допустим, Алексей Булдаков (это позже он приобрел генеральскую славу благодаря «Особенностям национальной охоты») очень уместен. Усы, угольная обводка вокруг глаз, тельняшка, корявая наколка «Законный муж Вали» – все гармонично. А главное, крутой нрав и верно понимание законов бытия.

В эпизодической роли секретарши промелькнула Александра Яковлева, которую после «Экипажа» мужская часть зрительного зала встречала учащенным сердцебиением. Кстати, за два года до рассматриваемого нами сегодня фильма Яковлева и Гафт на пару взбодрили публику в «Чародеях» (он за ней идиотски приударял, за что и поплатился, это если коротко), но тут, понятно, другая история.

Представьте себе, я внезапно обнаружил собственную, очень личную, связь с картиной «Восемь дней надежды». Сын директора шахты, которого играет юный Дмитрий Харатьян, как следует из одного диалога, учится на втором курсе истфака. Да, в сценарии не сказано точно, где именно протекают события. Но явно же в Донецкой области. Персонаж Харатьяна живет дома, не в общаге, как иногородний, то есть лопатить антрацит и породу науки он мог только на истфаке ДонГУ. Если допустить, что речь идет о декабре 1983 или 1984 года, то я запросто мог пересечься с ним во время учебы. А моя жена и вовсе могла оказаться с харатьяновским героем на одном курсе.
Фишка фильма
Вы не верьте, если кто скажет, что «Восемь дней надежды» такой себе рядовой фильм на производственную тематику. Не о том кино. Тут о шахте, которая ежесекундно проверяет людей на прочность. И очень четко, безапелляционно и жестко раздает диагнозы. Человек в шахте всегда останется человеком, а гнида – гнидой, в какие бы кафтаны она ни рядилась.


http://marmazov.ru/1625-moj-odnokashnik-dimka-haratyan
Здоровый свет