пост2

пост

тест уведомлений

тест

Харизма не стареет2

)
Фото:

Система имён в Римской империи

Как бы Вас звали в древнем Риме?
Система имен нужна для идентификации людей в любом обществе, и даже в наши свободные времена она подчиняется определенными правилами. В древнем Риме людям было проще определиться с именами своих чад - правила и традиции сильно сужали место для маневра в этой области.
Римский гражданин имел личное имя (praenomen) и фамильное имя (nomen). Так же иногда присутствовал когномен (cognomen) т.е. кличка, которая могла передаваться по наследству становясь по сути частью фамильного имени. Например, Гай Юлий Цезарь, где к фамилии Юлий добавляется наследственная кличка Цезарь. Римские прономены, номены и когномены происходили из разных языков – латыни, этрусского, сабинского и др., причем еще во времена Поздней Республики значение некоторых из них было забыто. Дадим пример с тем же Гаем Юлием Цезарем. Прономен Гай имел этрусские корни, но его значение неизвестно. Номен Юлий происходил от того, что Юлии считали себя потомками Аскания-Юла - сына легендарного троянского героя Энея. Когномен Цезарь тоже неизвестного происхождения и значения, возможно он был с латыни – волосатый, с этрусского - божественный, хотя есть и иные версии.
Женские имена
В древнем Риме проще всего было определиться с именем, если рождалась девочка. Она получала, как личное имя – фамилию отца, которая могла быть номеном или номеном + когноменом. Например, у Юлиев всех девочек называли Юлиями. Если в семье рождалось несколько девочек – это не было проблемой. При наличие двух дочерей – старшая получала когномен Старшая (Major), а младшая – Младшая (Minor). Если дочерей было больше, чем две, то старшая оставалась Major, Minor была самая младшая, а остальные девочки носили свои порядковые номера – Секунда (Вторая) и т.д.. Вступая в брак римская женщина сохраняла свой прономен, но брала номен или когномен мужа, например, дочь Гая Юлия Цезаря – Юлия вступив в брак с его тогдашним союзником Гнеем Помпеем Великим стала Юлией Помпеей.
Система имён в Римской империи
С новорожденными мальчиками было чуть сложнее. Как правило, старший сын получал имя своего отца. Для различения отца от старшего сына пользовались когномены, от банальных Старший - Младший до кличек, связанных с каким-то образом человека – Красс (толстый), Сцевола (левша), Руф (рыжий), Назика (остроносый), Сципион (жезл), Брут (тупой), Катон (умный), Страбон (косой) и др..
Следующие четверо сыновей получали имена, имеющие хождение в их роду. Такими вторыми именами, например были у Юлиев – Луций, у Сципионов – Луций и Гней, и др.. После 4-го сына, остальные мальчики получали, как личное имя порядковый номер – Квинт (5-й), Секст (6-й), Септимий (7-й), Октавий (8-й) и т.д.. Со временем эти числительные имена вошли в список, так сказать, общих имен и давались не только детям по порядку, например, Секст Помпей не был 6-м сыном Гнея Помпея. Определенное личное имя могло стать запрещенным для представителей рода, если его носитель запятнал себя каким-то образом – например, Марк Антоний проиграл гражданскую войну с Октавианом Августом и после этого прономен Марк стал запрещенным для фамилии Антониев.
Так, как когномены часто становились частью фамильного имени и с разрастанием рода оказывалось, что есть несколько человек с одинаковыми не только двумя, но и тремя именами, то появилось и 4-е имя – агномен (agnomen). Это была индивидуальная кличка для человека с наследственным когноменом. Например, Луций Корнелий Сулла считал себя любимцем богов и прибавил к своим именам и агномен Феликс (счастливый). Будучи по сути вторым когноменом, агномен тоже иногда передавался по наследству, становясь частью фамильного имени. Во времена Поздней Республики и Принципата были люди, имеющие по 4 и 5 имен!
Какими из этих имен пользовались римляне в быту? Называть человека по прономену можно было его близкими людьми – семья, друзья и т.д., поэтому обычно римляне обращались друг к другу по номену или когномену. Обращаться к человеку по его агномену было признаком уважения и даже лести к нему (как у нас по имени отчеству).
Имена граждан и не-граждан Рима могли меняться в специфичных случаях, например, при усыновлении, при освобождении раба и т.д..
Если в роду не было мужского наследника римляне часто усыновляли кого-нибудь из своих родственников, который вступая в наследство принимал личное имя, родовое имя и когномен усыновителя, а свою родную фамилию сохранял в качестве агномена со суффиксом "-ан". Например, разрушитель Карфагена родился, как Публий Эмилий Павел, но был усыновлен своим двоюродным братом - Публием Корнелием Сципионом, чей сын и наследник умер. Так Публий Эмилий Павел стал Публием Корнелием Сципионом Эмилианом и после того, как он разрушил Карфаген, получил агномен Африканский-Младший, чтобы отличаться от своего деда Публия Корнелия Сципиона-Африканского. Затем, после войны в современной Испании, он получил и еще один агномен – Нумантийский. Гай Октавий, будучи усыновленным братом своей бабушки Гаем Юлием Цезарем и вступив в наследство, стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом, а в последствие еще получил агномен Август.
Имена рабов
Рабы в древнем Риме могли носить различные личные имена. Юридически они были вещью и их хозяин был волен делать с ними, что ему угодно, в т.ч. назвать, как ему захочется. Как правило рабов называли не их родными личными именами, а по имени хозяина со суффиксом "-пор" или по названию родины раба/рабыни. Например, раба, который был родом из галлов и являлся собственностью Гая, могли назвать и Гайпором, и просто Галлом. Раба могли называть и по прозвищу – Виталий (живучий), дать порядковый номер (иначе запутаешься среди всех этих Сардов и Галлов!), оставить ему родное имя или дать ему новое личное имя, как правило, греческое – что поделать в тогдашнем мире царила греческая культура и раб-сторож мог быть назван Ахиллом, не имея никакого отношения к эллинам.
Неравноправное положение рабов подчеркивалось тем, что к ним обращались по личному имени. При необходимости официальности, после личного имени раба, как правило, указывались фамильное имя его хозяина в родительном падеже и с сокращением ser или s (от слова серв, т.е. раб) и/или род занятия. При продаже раба номен или когномен его прежнего хозяина сохранялся за ним с суффиксом "-ан".
Если раба отпускали на свободу, то он получал как прономен и номен – соответственно имена отпустившего его, а как когномен - свое личное имя или профессию. Например, в процессе против Росция-Младшего его заступник Марк Туллий Цицерон по сути обвинил вольноотпущеника Суллы - Луция Корнелия Хрисогона. Между номеном и когноменом вольноотпущеников писались сокращения l или lib от слова либертин (вольноотпущеник, освобожденный).

Воины Рима

Легионы ранней империи представляли собой воинские подразделения, сформированные по принципам, заложенным Гаем Марием. Каждый легион насчитывал порядка 5000 строевых пехотинцев, разбитых на когорты, когорту кавалерии (около 300 кавалеристов), и около 1500 нестроевых пехотинцев (обозников, обслугу). Также легионы были вооружены осадными и метательными орудиями. Строевыми солдатами служили свободные люди (но обязательно граждане, наделённые латинским или римским гражданством), в качестве же нестроевых солдат могли служить как свободные, так и рабы. Также рабов дозволялось иметь солдатам и офицерам.

В качестве штандартов использовались резные золочёные фигуры орлов, сидящих на высоких древках, а также изображения орлов, номера или эмблемы легионов на особых флагах, укреплённых на крестообразном древке и украшенных значками с эмблемами легиона. Потеря штандартов считалась несмываемым позором.

Эти легионы состояли из хорошо обученных солдат, срок службы которых составлял 25 лет. Легионы располагались в постоянных лагерях, расположенных в императорских провинциях Римской империи, где несли службу, выполняя караульные и полицейские, а также часто строительные, функции. При необходимости легионы могли быть быстро передислоцированы в любую точку как провинции, так и империи, а также войти в состав армии, формируемой главнокомандующим для той или иной кампании.

В отличие от республиканской традиции, при принципате легионы никогда не размещали в самой Италии. Единственное воинское формирование, находившееся постоянно в пределах Италии — это преторианская гвардия императора.

На практике легионы чаще всего размещали ближе к границам империи, чтобы оберегать провинции от вторжения извне. Главнокомандующим над всеми легионами был император, имевший неограниченный империй. Он же ведал назначением легатов легионов и командующих армиями, которым давался ограниченный империй (на легион или на армию соответственно). Ограниченный империй мог быть ограничен не только численностью войска, но и географическими пределами (например, на ту или иную провинцию).

О Риме

Историография Древнего Рима. Как и у многих других народов, самым ранним жанром исторического повествования у римлян были летописи (Annales). Велись они в.жреческой коллегии понтификов и первоначально представляли собой заметки в погодных списках магистратов и отметки в календаре. Впоследствии в конце каждого года великий поптифик обозначал имена консулов и под ними записывал важнейшие события, происшедшие в год их правления. В начале III в. до н. э., очевидно, после того как плебеи были допущены в коллегию понтификов, погодные записи стали выставляться в доме одного из высших римских жрецов — великого понтифика — для публичного обозрения (tabulae pontificum).
e07b6ace6914f0db057c93035f857fc6.gif
     На основании имеющихся данных можно заключить, что в этих записях отмечались прежде всего выдающиеся события, связанные с культом: чудесные явления и знамения, а также выдающиеся празднества. Заносились в летописи и те события, с которыми были связаны обряды и знамения: войны, повальные болезни, дороговизна на хлеб и т. д. Записи понтификов не оставались неизменными, их дополняли и переделывали; были также составлены записи, относящиеся к отдалённым временам. Эти переработанные и дополненные погодные записи во втором веке до нашей эры издал великий понтифик Публий Муций Сцевола в 80 книгах под названием «Великие летописи» (Annales Maximi). По словам Цицерона, они начинались со времени основания города Рима.

     Кроме летописей понтификов, существовали различные фамильные документы и предания, передававшиеся из поколения в поколение. Уже в раннюю эпоху римской истории возникли так называемые элогии (elogia), краткие записи, составлявшиеся в честь известных людей после их смерти.

     Самая ранняя надпись, содержащая такой элогий, сохранилась на памятнике в честь полководца времён третьей Самнитской войны, консула 298 года до н. э., Луция Корнелия Сципиона Бородатого.

     Во время похорон в честь покойных произносились прославлявшие их речи (laudationes), которые также записывались и сохранялись.

     Все эти данные были использованы римскими писателями, обратившими своё внимание на изучение исторического прошлого Рима.
b408e0b88c179910a5c80143ce13fefc.jpg
     Впервые уроженец Кампании Гней Невий (207—206 гг. до н. э.) описал в стихах первую Пуническую войну, в которой он сам участвовал. В начальной части своего сочинения Невий дал краткие сведения о возникновении Рима. Несколько позднее писал поэт Энний (239—169 гг. до н. э.), изложивший гекзаметром римское прошлое. «Летопись» Энния начиналась с Энея и была доведена до времён поэта. Проникнутая патриотизмом «Летопись» Энния высоко ценилась римлянами. Поэмы Энния до нас не дошли. Сохранились лишь отрывки у более поздних авторов.

     Первое прозаическое произведение, посвященное римскому прошлому, написал на греческом языке знатный римлянин, консуляр и понтифик Квинт Фабий Пиктор (конец III в. до н. э.).

     Сочинение его называлось «Летописью», Так как в нём был принят погодный порядок изложения событий.

     Повествование Фабия Пиктора начиналось с рассказа о появлении в Италии Энея и заканчивалось изложением хода событий второй Пунической войны. Фабию Пиктору хорошо известны были греческие источники, но большое внимание он обратил и на латинские. Из фаст им были взяты годы правления консулов, и по ним излагались события.

     Многое он заимствовал из ещё не опубликованных летописей понтификов. Использовал несомненно Фабий Пиктор и устные предания, хранившиеся в римских семьях, а также частные архивы. Фабий Пиктор положил начало римской анналистике. Сам он и ближайшие его продолжатели называются обычно старшими анналистами. Их произведения рассчитаны были на узкий круг эллинов, интересовавшихся римским прошлым, и римских государственных деятелей, владевших греческим языком.

     Произведения старших анналистов были основаны па изучении первоисточников и отличались достоверностью в отношении близких к их времени событий; при описании отдалённого прошлого они вносили в свои произведения тот легендарный материал, какой черпали из произведений греческих авторов и устных рассказов. Среди последних большую роль играли так называемые этиологические мифы, которые создавались для объяснения непонятных старых названий, обычаев и сооружении (например, легенды о Ромуле возникли, видимо, для объяснения слова Рим).

7815c2a934108267a6a188ab95416e4d.jpg
     Греческие исторические произведения оказали влияние на обработку тех или иных исторических известий, и некоторые события римской истории излагались по аналогии с эпизодами из греческой истории (вполне возможно, что повествование о десятилетней борьбе с этрусским городом Вейями сложилось по аналогии с десятилетней осадой Трои).
Здоровый свет