
В военные годы мода не умерла, она просто была другой...

Пошив одежды для фронта в городе Куйбышев
Мода 40-х — это военный стиль или, как его еще называют, стиль милитари. Характерная черта стиля — прямой четкий силуэт и широкие "сильные" плечи. Нехватка мужчин и активная трудовая деятельность стимулировали женщин укорачивать юбки. Военные времена требовали более строгих подходов к одежде. Женщины работали наравне с мужчинами: трудились на военных заводах, рыли окопы, гасили зажигательные бомбы, разбирали завалы, воевали на фронте. Все надели военную форму, у женщин она отличалась только наличием юбки, и то летчицы, например, носили брюки.


Самым дефицитным предметом женского туалета во время войны были чулки, особенно тонкие — из шелка и нейлона. К 1943 году их производство прекратилось, шелк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них делали парашюты. Но ходить без чулок считалось неприличным, поэтому женщины часто рисовали на ногах черные прямые линии, имитировавшие стрелки чулок. Производство их возобновилось лишь в 1945 году. Отсутствие в продаже чулок сделало популярными белые носочки. А нарядные платья и даже нижнее белье шили из парашютного шелка.

40-е годы для нашей страны были крайне сложным временем. Кровопролитная война и последующее восстановление страны не способствовали росту благосостояния: люди голодали и не имели самого необходимого для жизни. Однако нельзя сказать, что мода 40-х годов отсутствовала как таковая: после войны интерес к вопросам моды в стране постоянно рос.

К началу 40-х годов страна значительно расширилась за счет присоединения западной Белоруссии и Западной Украины, а также Прибалтийских государств, Бессарабии и части Финляндии. В числе прочего эти присоединения повлияли и на модные тенденции. Наша мода стала сближаться с западной. Например, Ригу называли маленьким Парижем за стильные наряды местных жительниц, а львовские портные были знамениты далеко за пределами своего города. Одежда с начала сороковых до 1946-го года укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Тонкая талия подчёркивала хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной.


Старшина милиции А. Федорова, милиционер-регулировщик, на главном перекрестке Ленинграда — Невского проспекта и Садовой улицы. 1941
В модных журналах печатались выкройки и рассказы о том, как из старой одежды сделать новое платье. На страницах давались советы о том, как перешить мужской костюм в женский, а женский — в детский. Девушек учили сочетать вещи из разных комплектов, чтобы создать иллюзию разнообразного гардероба. Повсеместно женщины сели за швейные машинки, одевая не только себя, но и всю семью.

Марина Ладынина



Любовь Орлова. Выступления для солдат на фронте
Какое бы страшное время не было тогда, но были города, в которых культурная жизнь не угасла: театры ставили спектакли, актрисы и певицы давали концерты, часто выезжали на фронт, чтобы поддержать моральных дух бойцов. И конечно же они старались выглядеть красиво и модно. Жизнь продолжалась! Женщина даже на войне, даже в суровейших условиях, оставалась Женщиною!

Продажа с рук билетов на спектакль Музкомедии в блокадном Ленинграде, 1942 год

Дети из ленинградского детского сада на прогулке. 1941г.
А в Москве еще за год до окончания войны — в апреле 1944-го — начал свою работу Московский дом моды, а уже в 1945-м восстановил свою деятельность и Ленинградский дом моделей. Зная о скором окончание войны, правительство поручило этим предприятиям разработать для швейных фабрик новые модели одежды для послевоенного времени, чтобы поднять дух народа.

Вот такое непростое время пережила Мода и выжила! Планирую написать пост и о послевоенной моде. Спасибо за внимание!
Мода России второй половины XIX - начала XX веков
История макияжа