Миссия метода «Сонатал» - выполнима!

Недавно мы встретились с  родоначальником  идеи дородового воспитания в России и основателем первой пренатальной школы в Москве, Михаилом Львовичем Лазаревым. Тема разговора суперактуальная – детское и женское здоровье.


Михаил Львович Лазарев - врач-педиатр, кандидат психологических наук (РАО), доктор медицинских наук и профессор МАНИ (Международной академии наук и искусств), действительный член АПСН (Академии педагогических и социальных наук). Автор метода музыкального развития плода «Сонатал». В России и за рубежом этот метод применяется с 1983 года.

Михаил Львович, жизнь и судьба выводит человека на определенные цели. Как это произошло у Вас? Вы родились в Магнитогорске, закончили музыкальное училище, а потом поступили в медицинский институт? Почему?

- У нас музыка была в семье, мама – пианистка и я, естественно, учился в музыкальной школе. О медицине я подумывал давно и поэтому сразу после школы поехал поступать во 2-ой Московский государственный медицинский институт им. Н.И.Пирогова. Не поступил, вернулся в Магнитогорск и за 2 года экстерном закончил Магнитогорское музыкальное училище им. Глинки. Затем поступил в Челябинский Мединститут. И тут началась внутренняя борьба между медициной и музыкой. Чтобы перепроверить мой выбор, я ушёл служить в ВМФ. Отслужив три года на флоте, я опять приехал в Москву поступать во Второй мед, и поступил! Я детский врач – педиатр.

- Судя по всему музыкальное образование продолжало влиять на вашу медицинскую практику?

Музыкальное образование пригодилось мне, когда я в 1983 году разработал методику оздоровления и профилактики для детей с бронхолегочными заболеваниями и создал в Москве первую в то время «Школу здоровья».
Методика включала в себя дыхательную гимнастику, бег и игры на улице, массаж, лечебную физкультуру, хореографию, психологический тренинг, физиотерапию и, как важнейшее звено системы, пение и игру на музыкальных инструментах, лечебный музыкальный театр с постановкой мини-опер. Тексты и музыку к песням как для самых маленьких, так и для детей школьного возраста я писал сам. Музыка во мне была всегда. За прошедшие годы я написал более тысячи детских песен в созданном  мною музыкальном жанре «Музыка материнства и детства».

Идея гармонизации развития ребенка волновала меня с первых дней моей работы. Я начал свои исследования, как это часто бывает в науке,  с изучения процессов оздоровления детского организма на примере его функционирования в патологии – на бронхиальной астме, потому что при астме поражена не только дыхательная, но и другие  жизненно важные функции человека: двигательная, эмоциональная, когнитивная…  Если нарушено дыхание, то все остальные функциональные сферы начинают страдать…

Я создал модель гармонизации развития ребенка при астме, назвав ее «Цветок здоровья». Она хорошо работала. И тогда я сделал эту модель основой гармонизации психического и физического развития ребенка до и после рождения.

- В чем заключалась суть этого метода?

- Это школа дыхания, связанная с музыкой. Дыхание, которое вызывает приступ, является стрессом для ребенка, а при игре на детском музыкальном инструменте (например, духовой гармонике) или при пении, дыхание вызывает положительные эмоции.  На этом базовом принципе и был создан мой метод, названный  методом музыкальной психорегуляции дыхания (метод МПД).

Я много перечитал и посмотрел дыхательных методик и понял, что дети по ним регулярно не занимаются, поскольку им это неинтересно. А пение и игра на гармонике позволили длительно тренировать дыхательный аппарат.

В моей Школе Здоровья была создана комплексная система гармонизации и развития семи сфер жизнедеятельности : двигательной, эмоциональной, когнитивной , пищеварительной, дыхательной, иммунной и вокально-речевой – то есть был осуществлен семифункциональный тренинг организма ребенка .

- Сколько времени занимает лечение по этому методу, сам тренинг?

- Много лет, три раза в неделю, по полтора – два часа. За эти часы проходит три-четыре вида занятий.

Некоторые из мам, приводящих детей на занятия, были беременны. И тогда я решил заниматься и с ними. Я понимал, что профилактика должна быть дородовой, поскольку астма имеет гипоксическую основу. С учетом того, что в 30 процентах случаев причиной бронхиальной астмы является пренатальная гипоксия, была разработана система сверхранней профилактики астмы для беременных, основанная на том же методе МПД.

Так, из этого дородового профилактического мероприятия выросла методика «Сонатал». Мамы, которые занимались по этой методике стали говорить, что их родившиеся дети опережают в развитии сверстников.

К сведению!

Метод «Сонатал» (от лат. «sonus» - звучащий, и «natal» - рождение, музыка рождения) в России  применяется с 1983 года и широко известен как система пренатального воспитания и раннего развития ребенка с помощью музыки. Он разрешен к применению Минздравом РФ с 1996 года.

Основные аспекты метода Сонатал:

1.   Пренатальное воспитание: в методе использована музыка для гармонизации развития пренатального ребенка. Музыкальная программа включает: пение беременной мамы,  соответствующие прикосновения к животу и движения,  игру на музыкальных инструментах и  рисование под музыку, Основной акцент делается на голос матери, который помогает установить не только духовную, но и физическую связь между матерью и ребенком еще до рождения.

2.  Психологические и физиологические эффекты: музыка оказывает положительное воздействие на психическое и физическое состояние беременной женщины, нормализуя ее эмоциональный фон и снижая уровень стресса. Также она способствует физиологическому развитию пренатального ребенка, улучшая его сенсомоторные реакции.

3.  Результаты и преимущества: исследования показали, что дети, прошедшие пренатальную музыкальную стимуляцию, опережают своих сверстников в физическом и интеллектуальном развитии. У них наблюдается повышенная музыкальность, творческая активность и меньшее количество заболеваний в первые годы жизни.

4.   Программы для разных возрастов: метод включает программы, адаптированные для разных возрастных групп: «Мамалыш» для пренатального периода, «Цветоник» для детей до 3 лет, «Здравствуй!» для детей от 3 до 7 лет и «Цветок здоровья» для младших школьников. Эти программы одобрены Министерством образования и науки РФ и активно используются в дошкольных учреждениях и школах.


Известно, что у каждого третьего человека есть аллергические реакции, а астма – это просто место проявления аллергии. Именно поэтому эта методика касается очень многих.

На шестом  курсе второго меда я уже понимал, что нужно о здоровье ребенка думать еще до его рождения.  

Когда в 1983 году я написал программу, она не была воспринята всерьез. Потребовалось сорок лет, чтобы доказать ее значимость и полезность.

Но до сих пор, несмотря на многочисленные методики занятий с беременными женщинами, насколько мне известно, ни в России, ни за рубежом, нет ни одной дородовой программы, в которой бы по неделям был выстроен процесс воспитания пренатального ребенка, как это сделано в методе «Сонатал».

- Вероятно это связано и с тем, что мы живем в бурно меняющемся мире и в  наше динамичное время женщина не всегда может уделять себе достаточное время, поскольку нужно работать, решать сотни жизненных задач – на себя времени не хватает.

- Не соглашусь с вами. В русской культуре к беременности очень хорошее отношение. Сейчас я вижу, что в обществе происходят изменения, вижу динамику. Определенно есть социальные закономерности принятия новых революционных идей.

Феномен пренатального детства - это революционная идея. Идея фундаментальная.  И она меняет многое. К счастью, общество постепенно осознает всю ценность и бесспорность этого факта. В том, что оно пришло к этой идее не сразу, есть свой полезный смысл – в вопросах педагогики общество должно быть консервативным.

Мы с коллегами хорошо понимаем, что в случае признания на научном и государственном уровне наличия феномена пренатального детства, произойдет тектонических сдвиг во всех науках о детстве. В частности, придется переписать отечественную теорию периодизации психического развития.

При разработке методик мы шли с западными коллегами параллельными путями. По некоторым базовым вопросам у нас есть принципиальные расхождения. К примеру, как утверждают представители западной психоаналитической школы (Отто Ранк, 1924 год), процесс родов для ребенка является родовой травмой и оставляет отпечаток на всю жизнь человека. С моей точки зрения – это великое заблуждение.

Сонатал - педагогика построена на совершенно другой философской, психологической и методологической основе. Моя концепция развития человека строится на гармонии, на «благоговении перед миром», которое исповедывал Альберт Швейцер. Рождение человека - это величайший акт жизни к которому готовится мать и дитя. Назвать чудо рождения родовой травмой – это ввести человечество в заблуждение.

В теории родовой травмы, кстати, просматривается и коммерческая идея. Восемь  миллиардов  людей с этой травмой должны обязательно прийти на прием к психоаналитику. Гениальный коммерческий прием.

Пренатальная педагогика должна сказать спасибо психоанализу за ряд открытий в области пренатального детства, но взять бразды правление в свои руки. Она должна стать первой, равноправной ступенью педагогики, наряду с педагогикой раннего и дошкольного развития.

Все больше и больше беременных женщин интересуются вопросами пренатального воспитания, но специалистов в данной области очень мало.

- Сейчас действительно самое благоприятное время для этого. И это связано с демографией. У вас был успешный опыт в городе Набережные Челны, расскажите об этом.

- В 1995 году,  в городе Набережные Челны, методика « Сонатал» получила широкое распространение при поддержке мэра города и  региональных властей. За 30 лет родилось более 50 000 детей, получивших пренатальное воспитание.  Было отмечено, что когда в 1998 году дородовую «Сонатал»- школу стали активно посещать беременные, снизилась младенческая смертность.

В 2001 году методом «Сонатал» заинтересовалось ВВS. Ко мне в «Сонатал-школу» при Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии Роздрава приехал Стив Розенберг. Я рассказал ему об опыте Набережных Челнов. Он не поверил, послал туда свою съемочную группу. Когда они туда попали и оказались на занятии в школе «Сонатал», то были шокированы огромным количеством беременных женщин и мам с детьми, посещающих « Сонатал-школу».

- 42 года «Сонаталу». Были ли за эти годы взлеты его популярности?

- Конечно были. В 2000 году Минздрав РФ выпустил фильм : «Сонатал - музыка  рождения» . Этот фильм, в рамках Федеральной программы «Безопасное материнство», был разослан во все регионы страны для того, чтобы с этой методикой, одобренной Минздравом РФ, ознакомились акушеры – гинекологи. Вы думаете его показали – нет. На телевидении в разные годы отмечались волнообразные всплески интереса к этой теме.

–А где этот фильм можно увидеть сейчас?

- В интернете, он выложен в свободном доступе.

- А программа раннего развития детей с помощью музыки - «Интоника»?

-«Интоника»  - это программа для детей от года до трех лет. Потом появилась программа формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!». Она имеет гриф Министерства образования РФ.

- Эта программа  предполагает, что с ребенком занимаются специалисты?

- Не только. Ребенок может по ней заниматься с мамой и  папой дома. Родители читают ребенку книги, в которых, в сказочной форме, изложена суть метода: 7 здоровячков (а это 7 функциональных сфер организма) обучают правилам здорового поведения непослушного мальчика. Какие это сферы? Двигательная, эмоциональная, познавательно - когнитивная, пищеварительная (или соматобиоритмическая), кардиореспираторная, иммунно-адаптационная и вокально-речевая.  В сказках описаны правила дыхания, движения, закаливания и т.д.  А в детском саду этим с детьми занимаются педагоги.

Самое широкое распространение в 2008-2010 годах программа «Здравствуй!» получила опять же в Татарстане. По решению Министерства образования Республики ее бесплатно раздали во все 2000 детских садов.

Сейчас программу в электронном виде, можно найти на моем сайте (www.sonatal.site)

- Михаил Львович, у Вас 11 патентов на изобретения. Они связаны с Вашими методиками? Расскажите об этом подробнее.

- Это целая серия сенсомоторных тренажеров, включающих  музыкальную соску, интерактивный пояс для беременных – маматоник, позволяющий пренатальному ребенку, которого я назвал «мамалышом», толкая изнутри мамин живот, производить звуки гаммы ДО-мажор, а маме – отвечать на них. Это также сенсорные карты, дыхательный корсет, крымская ходьба…

- 27 декабря 2024г в России стартовала онлайн-программа "Поющая мама", закладывающая новую культуру деторождения. Каждую пятницу в 10.00 по Московскому времени для будущих мам объявлялся час пренатального пения по методу «Сонатал», рекомендованному Министерством здравоохранения РФ . Эта программа продолжается?

- Она проводилась в течение нескольких месяцев. Я предполагал, что будет сформирована традиция единого в России часа пренатального пения. Но среди участниц программы стало появляться все больше пренатальных психологов, которые стали интересоваться методикой, а реально поющих мам было немного. Пока я сделал паузу с этой программой.

Ранее, в течение двух лет, по субботам , я был ведущим радиопередачи «До и после рождения» на Русской службе новостей.  Как ведущий,  я должен был регулярно приглашать к себе гостей и в итоге передача превратилась во « все про все». Через какое-то время мне это стало неинтересно.

- Как Вы видите в будущем продвижение метода?

Метод может развиваться только при поддержке государства, властных структур, научных кругов...

Именно при поддержке Московских властей моя дошкольная программа «Здравствуй!» в 2008-2014 годах была очень востребована.  

Во всех 10 округах Москвы по ней работали детские сады. В рамках работы инновационных площадок регулярно проводились методические советы, на которых отдельно собирались психологи , музыканты, педагоги, физкультурники. Сейчас этого, к сожалению, нет.

Если говорить о научном обосновании, то за последние три года было опубликовано 42 моих статьи ( ВАКовских), в которых я обобщил мой с коллегами многолетний опыт.  

- Ваш метод может сейчас как-то изменить демографическую ситуацию в лучшую сторону?

- Метод «Сонатал» безусловно может быть полезным. Он имеет прямое отношение к многодетности. Это культ беременности. Как сказала одна из моих коллег, «Сонатал» превращает беременность в праздник!

Меняется  мотивация. Когда, выходя из роддома, женщина говорит, что готова прийти рожать еще раз - это меняет отношение к беременности. Это никакими материнскими капиталами не достигнешь. Материнский капитал - это обязанность государства платить женщине за рождение нового гражданина. Это нормально, но это не решает проблемы в целом. Нужно менять мировоззрение молодых людей, которые сегодня поздно задумываются о семье, детях.

Но мне кажется – это временное явление, ситуация обязательно изменится. Государство может и должно сформировать моду на многодетность.

Владимир Путин однажды сказал:  "Отцовство и материнство - это счастье, и не нужно счастье откладывать на потом", - и это  так и есть.  Ребенок - это счастье семьи!  

Что нужно сделать в ближайшее время, чтобы Ваш метод заработал в полную силу?

- Прежде всего готовить специалистов. Для этого необходимо открыть кафедры пренатальной педагогики в педагогических колледжах и ВУЗах. Для этого в Российской академии образования должно быть открыто новое научное направление – пренатальная педагогика, в рамках которого и начнут готовиться специалисты в данной области.

Когда  появятся специалисты, откроются  дородовые школы и  мой метод, а также, я надеюсь, и другие пренатальные методы заработают. Наш опыт показал, что государственные  дородовые школы стоит открывать именно в детских поликлиниках. Там есть кабинет здорового ребенка. В женских консультациях эти школы открыть сложнее.  

В Набережных челнах все получилось именно в детских поликлиниках. В них даже были открыты группы раннего развития.

На сегодня через программы «Сонатал»-педагогики в разных городах России прошло более 100 000 детей.

Миссия метода "Сонатал"  –  превращение беременности в праздник и рождение поющих детей -  выполнима!

Фото:
Здоровый свет