Овердрафт по умолчанию: что же все-таки случилось с картами Сбербанка и что делать, если с вашей картой произошло нечто похожее?

4d632fdf954a8a166c0fd1601330e947.jpg

На днях клиенты Сбербанка (которых у нас полстраны, как известно) обнаружили, что их банковские карты из дебетовых стали овердрфатными. Такая информация отобразилась у многих в интернет-банке. Этот факт клиентов весьма раздосадовал, и вполне предсказуемо. Дело в том, что дебетовая карта – это карта, на которой хранятся только деньги клиента, в минус по ней уйти нельзя, а овердрафтная – это карта с небольшим кредитным лимитом от банка (подробности и особенности овердрафта мы с вами уже обсуждали). Выходит, банк оформил кредит просто так, без согласия клиента?! В общем, возмущению (которое при таких вводных, кстати, вполне объяснимо) не было предела.

Сначала Сбербанк пытался отбояриваться от карточных клиентов со словами «так и раньше было, вы просто внимания не обращали», но потом, побарахтавшись в потоках народного гнева, все-таки разъяснил ситуацию: оказывается, раньше к некоторым категориям карт Сбера можно было по желанию клиента «прикрутить» овердрафт, тот самый кредитный лимит. В декабре прошлого года такую возможность убрали. И вот на днях где-то внутри Сбербанка произошла некая техническая ошибка, и часть дебетовых карт (те самые, по которым раньше можно было установить кредитный лимит) стала отображаться как овердрафтные. То есть фактически условия обслуживания карт не поменялись – уйти в минус владельцы дебетовых карт не могли, говорят в банке, а смена обозначения карты в «Сбербанк-Онлайн» – формальность, которая никаких последствий клиентам не принесла. Ну кроме нервотрепки, конечно, но она в договоре с банком не прописана. До конца сентября все карты, даже если по ним раньше можно было установить овердрафт, обещали переименовать в дебетовые, чтобы не смущать клиентов.

Итак, что мы имеем в сухом остатке?


Первое: если и ваша карта вместе со многими картами Сбербанка тоже превратилась из дебетовой в овердрафтную, то паниковать не стоит – банк уверяет, что условия обслуживания не изменились. Если на душе все равно неспокойно, сделайте звонок в банк и закажите выписку по счету – для уверенности.

Второй момент – если вы вдруг обнаружили на счету минус, немедленно отправляйтесь в отделение банка с паспортом. Из-за этой истории с внезапным овердрафтом минус образоваться не может (как утверждают в Сбербанке), но все-таки перерасход по карте без вашего ведома – повод для выяснения. Это может быть либо мошенническая транзакция, когда с вашей карты сняли деньги злоумышленники, либо теховер – технический овердрафт. В случае с мошенничество все ясно – нужно опять же срочно идти в отделение банка с паспортом, а вот с теховером немножко сложнее. Технический овердрафт – уход в минус по дебетовой карте, который чаще всего связан с оплатой покупок за границей. Когда курсы валют нестабильны, вы можете оплатить покупку сейчас и с вас спишут определенную сумму, а фактически через платежную системы (Visa, Mastercard, CUP) оплата пройдет чуть позже. За время «чуть позже» курс обмена валюты может измениться, и денег в случае роста курса может быть снято больше. Обычно теховер не превышает нескольких рублей, максимум – несколько десятков рублей, но это совсем при серьезных скачках курсов, сейчас такое вряд ли возможно. За такую техническую задолженность банки не берут проценты и просто списывают недостающие рубли при наличии денег на счете, если их нет – то тогда, когда они появятся. О таких случаях тоже сообщали клиенты Сбербанка.

В общем, история с магическим превращением карт из дебетовых в овердрафтные, кажется, успешно разрешилась – по крайней мере, больше о подобных ошибках клиенты банка не сообщают.

А вас коснулась эта история?

Как я "воевала" с коллекторами

Тема кредитов в нашей стране необыкновенно животрепещуща, так же, как и в обязательном порядке идущая за ней паровозом тема коллекторов, выбивающих  долги по этим самым кредитам. Здесь, на форуме СЖС, и мы неоднократно обсуждали эти темы, что очень полезно в плане повышения юридической грамотности населения вообще, и лично меня конкретно в частности.
Коллекторские агентства: на что они имеют право и как защититься от неправомерных действий?
Как наказать коллекторов?
Президент подписал закон о коллекторах
Коллекторы-хулиганы: больше всего жалоб в Москве, самые тяжелые случаи – в Крыму
Мошенники представились коллекторами: злоумышленники нашли новый способ красть деньги
Я - не должник. Как прекратить звонки кредиторов?
Хорошая новость от Верховного суда о совместной оплате кредита супругами

ce0d43ef5a662481449463738002c1fa.jpg

Были как-то у меня серьезные тёрки с одним нехорошо известным банком. Не буду его называть, но многие граждане попались в свое время, лет десять-двенадцать назад на раздаваемые им кредитные карты. Закрывала я тот долг долго и муторно, и с коллекторами приходилось общаться не только мне самой, но и моим родителям, и бывшему мужу – ну, вы понимаете, как обычно они действуют. Все это послужило для меня уроком, и кредиты хоть и беру, но только в надежных банках и тщательнейшим образом прослеживаю все платежи.
Это я к тому, чтобы вы не подумали, что у меня паранойя )) А дело в том, что 2 августа на мобильный поступил звонок. Я была на работе, подойти не могла, но и освободившись, перезванивать не стала. Ибо номер был не просто незнакомый, но и еще и  с непонятным (не питерским) кодом. В таких случаях я сразу забиваю номер в поиск. Яндекс\гугл всегда  с радостью сообщит не только оператора и регион, но и выдаст отзывы людей, если это номер какой-то организации. Смотрим, что пишут люди – ага, коллекторское агентство. Хмм…. Мало того, еще и номер с красноярского края. Вот оно мне на кафель не упало, с питерской симки звонить в Красноярск, смешные такие. Так что все последующие звонки я продолжаю игнорировать, а они приходят регулярно в течение трех дней то с красноярского, то с орловского региона. Наконец, они решаются обозначить себя и свои претензии смс-кой – ООО «АктивБизнесКоллекшн» просит вас погасить просроченную задолженность перед ПАО Сбербанк.
Я не могу быть уверена на 100 процентов, что солнце завтра взойдет на востоке, но я уверена на 146 оных процентов, что у меня нет долгов перед сбером. Таким макаром, я рулю в свой первый же выходной день в ближайшее к дому отделение сбербанка и вопрошаю – На каком основании мои данные были переданы в это самое ООО? Мое возмущение вызывает у сотрудников банка изумление. И они рассказывают мне, что сначала банк стопиццот раз предупредит клиента, что у него задолженность, а уже потом передаст данные в службу судебных приставов. И доставать должника будет ССП, а ни какое ни коллагентство. Это немного странно, на самом деле, потому что на сберовском сайте у этого ООО есть своя страница, где и написано -  Единственным учредителем является ОАО «Сбербанк России».
Милая сотрудница подтверждает, что у меня кредитов в их зеленом банке нет, так же, как и долгов по кредитке. И выдает мне в том справочку с печатью.
Проходит воскресенье в тишине, видимо, у коллекторов выходной. Понедельник, вторник и среду меня продолжают бомбить звонками с разных телефонных номеров, которые я тут же блокирую. Наконец, их терпение лопается, и мне приходит грозная смс – К Вам назначен выезд специалиста по взысканию для проведения переговоров о погашении задолженности перед ПАО Сбербанк. Обратите внимание, что смс не содержат ни ФИО, ни номера кредитного договора или карты, вообще никаких данных.  В то время, как смс-ки, приходящие от банка (от любых банков) всегда адресные.
Лопается и мое терпение. Пыхтя от возмущения  и пожертвовав обеденным перерывом, я прям с телефона, не попадая в буквы, отправляю жалобу в НАПКА. Если кто не в курсе – это Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств, и о нем я тоже узнала на нашем сайте. Пишу – домогаются, а у меня есть справочка, и вообще не виноватая я ни разу. Отправить обращение можно здесь.
На мейл тут же пришло уведомление – мол, жалоба получена, номер ей присвоен такой-то, рассмотрено будет в течение нескольких дней. И вот уже на следующий день, то есть сегодня, от этого АктивБК приходит письмо -
ООО «АктивБизнесКоллекшн» (далее – Общество) сообщает Вам о том, что Ваше обращение рассмотрено.  По результатам рассмотрения Вашего обращения сообщаем следующее.
Указанный в обращении номер телефона 8********* был передан в работу Общества со стороны ПАО Сбербанк в качестве контактного номера телефона, принадлежащего другому лицу. При совершении указанных в обращении звонков на данный номер Общество имело цель установить контакт непосредственно с клиентом. Соответственно, звонки были адресованы данному лицу, а не Вам.
Но в связи с тем, что до настоящего времени по данному номеру телефона не зафиксировано ни одного контактного звонка, сотрудники Общества не имели возможности сделать вывод о том, что данный номер принадлежит третьему лицу. По этой причине на указанный номер продолжали поступать звонки, осуществлялась отправка СМС и голосовых сообщений.
Уведомляем Вас, что по результатам рассмотрения обращения Обществом сделан вывод о принадлежности данного номера третьему лицу. Указанный Вами номер телефона исключен из работы Общества, и с 11.08.2017 г. звонки, отправка голосовых и СМС-сообщений на указанный номер не будут осуществляться.
Информируем, что при осуществлении действий, направленных на взыскание задолженности, Общество действует добросовестно, строго в рамках требований действующего законодательства и не допускает нарушения прав и законных интересов должников и третьих лиц.
Приносим свои извинения за доставленное беспокойство.
О как! Так что, если вы ни в чем ни виноваты, то вполне можно, оказывается, себя защитить.
И в завершение поделюсь - раз уж я решила тут выступить по этому вопросу - своим опытом, как не попасться на удочку мошенникам.
Если вам приходит смс с текстом - Ваша карта заблокирована, перезвоните нам по номеру...  Ни в коем разе!! Если это Сбер, то все смс-ки приходят исключительно с номера 900. Не паникуйте, не кидайтесь никуда перезванивать. Зайдите в ближайший Сбер или мобильный банк, чтобы удостовериться.
Если вам приходит смс с ссылкой на ммс. Текст может быть примерно такой - Видел ваше объявление на Авито, может вас устроит обмен? и приложена ммс-ка, типо, в ней то, на что предлагается обмен. Не открывайте. Расчет на то, что многие люди хоть что-то, хоть когда-то продавали на Авито. Мне буквально сегодня пришла такая )) регион - Вологодская область. В данной ммс-ке вирус, который будет выкачивать у вас со счета на телефоне все денежки, как только вы их туда положите. И да, не забудьте установить на смартфон антивирус.
Из печального - буквально вчера у дочкиной одногруппницеы сняли с карты все деньги, когда якобы хотели купить у неё гитару, а деньги перевести на карту по мобильному банку. Неискушенная девочка назвала по телефону код входа ((
Будьте бдительны,  не паникуйте, знайте законы, следите за своими деньгами.

"Транснефть" vs "Сбербанк": метаморфозы российской судебной системы

25f4476f1b05706a75d35f0e29fffe47.jpg

В июне в российской финансовой среде произошло занимательное событие. Компания «Транснефть» - владелец российских нефтепроводов – подала заявление в суд на «Сбербанк», требуя от него выплаты в 66 млрд руб. Эта сумма должна компенсировать убытки «Транснефти», полученные ей в результате заключения рискованной сделки со «Сбербанком».

Суть сделки сводилась к тому, что в 2014 гг. «Транснефть», желая обезопасить себя от валютного риска (снижения курса доллара), заключила специальное соглашение со «Сбербанком». По его условиям, в случае падения курса доллара ниже 32,5 руб./долл., банк обязан будет продать компании определённое количество долларов. Встречное условие сделки (уже со стороны «Сбербанка») предполагало обратное: в случае роста курса доллара выше 50,35 руб./долл. «Транснефть» вынужден будет купить определённое количество долларов. Т.е. при удешевлении доллара выигрывала «Транснефть», при удорожании – «Сбербанк». Второй вариант развития событий выглядел маловероятным в то время, однако реализовался именно он, когда рубль стремительно подешевел к доллару почти в два раза.

Казалось бы, обычное рыночное соглашение, где каждая из сторон брала на себя определённый риск. Однако «Транснефть» решила оспорить сделку в суде, настаивая на том, что «Сбербанк» недостаточно полно информировал её о возможных рисках. И, что удивительно, суд встал на сторону истца и обязал «Сбербанк» вернуть всю полученную от сделки прибыль.

Эта ситуация напоминает споры валютных ипотечных заёмщиков. Они также заключали договоры с банками в благоприятных макркоэкономических условиях и не могли предположить, что за несколько месяцев их долг вырастет в два раза. Были поданы иски в суд, однако ни один из граждан не смог добиться победы. Везде у суда был один ответ: вы знали, на что шли, и должны были учитывать риски изменения курсов валют. И вот теперь, одна из крупнейших российских компаний, имеющая целый штат юристов, финансистов и аналитиков смогла представить себя слабой стороной договора, не имевшей возможности просчитать риски от сделки.

Остаётся гадать, какая «волосатая лапа» помогла «Транснефти» выиграть суд. При этом появляется надежда на то, что такой судебный прецедент позволит теперь простым гражданам добиться пересмотра условий валютных ипотечных договоров и вырваться из долговой ямы, куда их загнали банки и российское правительство, не сумевшее обеспечить стабильность финансовой системы страны.

Инфляция в России снизилась до 4%. Ура?

Российскому ЦБ поставили "тройку" с минусом
Здоровый свет