

Вчера, 28 сентября, Марина Мелия в книжном магазине «Москва», что на Тверской, презентовала свою книгу «Наши бедные/богатые дети».
Марина Мелия – профессор психологии, генеральный директор компании «ММ-класс», консультант первых лиц российского бизнеса, а также мать троих детей. Дело в том, что мы знакомы с ней лично. Более того, Людмила Мосина, общаясь с ней очень тесно, видела, как строились отношения Марины с детьми, и это всегда восхищало ее.
На презентации Марина говорила о том, что на наших глазах выросло новое поколение детей, которые не знают, что такое дефицит. Материальное благополучие или даже материальное изобилие по-разному может отразиться на детях. Для нашей страны это новая, совсем не изученная тема. Некоторым может показаться, что эта тема актуальна для узкого круга действительно очень обеспеченных людей. Но это не так. Изменения затронули практически всех. И если даже не материальное изобилие, то достаток есть у большинства. При этом, независимо от материального положения семьи, многие родители жалуются на то, что дети стали более пассивными, их очень трудно чем-то увлечь. Еще родителей беспокоит то, что дети не умеют сопереживать, строить нормальные отношения со сверстниками и вообще мало приспособлены к жизни.
Что делать в этой ситуации? Мы выбрали несколько рекомендаций, которые кажутся самыми значимыми. Первое правило касается того, чтобы установить для ребенка четкие правила, ограничения и запреты. Ребенок должен научиться понимать, как вести себя в различных ситуациях. И еще его надо научить понимать и принимать на себя ответственность за последствия своих действий.
Второе правило как раз про свободу. Нужно обязательно давать ребенку свободное время, чтобы он, играя, мечтая, исследуя мир, и даже скучая, учился принимать решения и управлять временем. Тут мне сразу вспомнился случай из нашей практики. У нашего клиента три дочери. Одна из них, средняя, учится в школе и 9 часов в неделю занимается английским. Плюс к этому у нее танцы, шахматы, художественная школа. Мама девочки решает нанять репетитора, чтобы и в субботу ребенок «не бездельничал». Отец возражает. Ведь у него единственная возможность в выходные пообщаться с детьми, выехать с ними на природу или заняться чем-то увлекательным. Но мама неумолимо стоит на своем. В конце концов, решают спросить ребенка. Девочка не хочет портить отношения с мамой, которая настаивает на английском. Но общение с отцом - для нее всегда праздник. Он придумывает разные игры, они бывают в необычных местах, знакомятся с разными людьми. Она долго молчит. Потом тихо произносит: может быть не в субботу…
И третье, не по значимости, а просто по порядку – любовь. Марина Мелия пишет: «Ребенка надо буквально накачать любовью и ничего не требовать взамен. Ему важно знать, что его любят просто так…, а не за оценки, грамоты, спортивные трофеи».
Секрет в том, что эти правила работают только все вместе. Если чего-то не хватает, происходит перекос и отношения с ребенком, и его последующая жизнь становятся сложными.
А что Вы считаете важным в воспитании детей?