

Нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе чтения, а также большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:
- смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
- замена сходных графически букв;
- перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
- проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в технике чтения;
- аграмматизмы, зеркальное чтение.
Вот некоторые признаки дислексии, на которые может обратить внимание родитель:
1 Ребенок часто трет глаза, немного косит;
2 Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
3 Очень быстро устает;
4 Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
5 Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
6 Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
7 При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
8 Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
9 В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
10 Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
11 Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
Конечно, чем раньше вы выявите проблему, тем меньше проблем она доставит в школе. Однако не стоит путать дислексию с проблемами со зрениям. В общем не занимайтесь самолечением, а доверьтесь специалистам.
Выделяют несколько типов дислексии:
- Оптическая дислексия - дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Они путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.
- Фонематическая дислексия - дети испытывают трудности с различением звуков на слух и при их произнесении и фонематическим анализом. В первом случае это выражается в том, что ребенок путает звуки сходил по звучанию или произношению, чтением по буквам, пропусками согласных, когда их несколько, перестановкой звуков и слогов.
- Аграмматическая дислексия - эта форма часто встречается у детей с общими нарушениями речи. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют падежные окончания и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.
- Семантическая дислексия - этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно.
- Мнестическая дислексия - это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.
- Тактильная дислексия - расстройство данного вида характерно для слепых, так как при чтении они пользуются не зрением а тактильными ощущениями. Однако исследования демонстрируют, что у слепых детей дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема – нарушение узнавания букв письма по Брайлю.

Раннее развитие: за и против
Как помочь ребенку стать взрослым