Прыщи, очки и веснушки... Как с этим жить?

7ceaa2e00b2ae3b51a88243e28793a00.jpg

Одним из изменений подросткового возраста является изменение внешности. Причем происходит оно на фоне перестройки картины миры и себя, чувствительности к критике и всем известного подросткового максимализма. Таким образом внешность может стать серьезное проблемой для подростка. Было бы ошибочно думать, что внешность волнует только девочек или что для того, чтобы она волновала подростка, нужны какие-то особенные основания. Внешность волнует почти всех подростков и поводы тут могут быть любые: волосы не того цвета, нос не той формы, слишком толстая (реальность мало волнует подростка) и так далее. Ну а если добавить сюда реальные сложности, например, подростковые прыщи или какое-то очевидное отличие от других, например, очки или веснушки или что-то еще в этом роде и у подростка могут развиться серьезные комплексы, связанные с собственное внешностью.
Подростки и сами очень критичны к себе, но также и очень восприимчивы к оценке их внешности другими людьми.
Оценка своей внешности подростком может стать серьезной проблемой, так как те, кто имеет негативную самооценку внешности, более склонны к депрессии, тревоге, социальной замкнутости и даже суицидальному поведению, чем их сверстники, имеющие адекватную оценку собственного внешнего вида. При этом для того, повторюсь, чтобы иметь негативную оценку своей внешности подростку не обязательно иметь какой-то реальный дефект.
В этом смысле те, кто действительно имеют некий дефект внешности оказываются еще в большей опасности. И тут очень важно поведение родителей и учителей. Если вдруг родители начинают обсуждать что-то вроде «ох, какой милый был ребенок, что же из него получилось» или «как же не повезло девочке …», например, вымахать такой дылдой или еще что-то в этом духе, у подростка моментально формируется негативное представление о себе.
Подросткам кажется, что все на них смотрят и их оценивают (так называемый «миф воображаемой аудитории»), что является следствием того, что они сами формируют новое представление о себе и очень пристально себя рассматривают. Им может часто казаться, что кто-то не так на них посмотрел. Еще и поэтому в подростковом возрасте страшно выглядеть «как-то не так». Ну и опять же в силу особенностей возраста, сами подростки гораздо более жестки и критичны в оценке в том числе внешности друг друга.
Ну и конечно нельзя забывать о подростковой протесте, который может выражаться и в экспериментах со внешностью. Вспомним, зеленые волосы, прокалывания всего чего можно и разную эпатажную одежду, которую выбирают подростки. С другой стороны такие эксперименты со внешностью - часть поиска своего я, часть перехода от ребенка ко взрослому.
Свои мнимые или реальные дефекты подростки пытаются скрыть с помощью косметики или одежды, иногда даже мечтают о пластических операциях.
Взрослым важно помнить об этой особенности возраста и не усугублять ситуацию своими замечаниями. Ну и конечно, подростку может понадобится помощь в принятии своей новой, меняющейся внешности.

Почему они хотят татуировку? Психологическая сторона вопроса
http://xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai/communication/forums/family/1307/?sphrase_id=3624
"Трудные дети" - дети, которым трудно
http://xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai/communication/forums/children/2570/?sphrase_id=3602
Страхи за детей

Родители, что мы знаем про игру "Синий кит"?

- Мам, ты знаешь такую игру - "Синий кит"? - раздался за спиной серьезный голос сына. Я похолодела. Ему только еще будет 11 лет, четвертый класс...откуда?
- А кто тебе про нее рассказал? Откуда ты узнал? - повернувшись к нему, внутренне судорожно стала собираться в кучу, подыскивая нужные слова и вспоминая суть этой страшной игры и все те предупреждения, которые есть о ней в сети...


А вы знаете, что выдает поисковик на словосочетание "синий кит"? Совсем не картинки огромного млекопитающего, а сразу подсказку, где и как можно вступить и приобщиться. Захочешь - не пройдешь мимо.

75b0c120a8403821ebafb753bee83ec9.png

Прекрасно помня, что вне дома у сына нет доступа к интернету, а дома он всегда у меня на глазах, я решила узнать, откуда у него интерес и что его так взволновало. Оказалось, об этой игре шумит уже вся школа. Обходя учителей, дети рассказывают друг другу о ней. Мой, например, уже знает, что там 50 заданий, последнее из которых - самоубийство. Якобы мальчик из их класса уже ИГРАЕТ в нее, обманывая куратора и отчитываясь о заданиях, которые не выполняет. Этот мальчик нашел в ВК группу, что-то там написал, а кита на запястье не вырезал, а нарисовал ручкой... Таким макаром "выполнена" уже половина заданий (не знаю, правда это или нет), и мальчишка играет дальше. Ребенок 10 лет. Что он вообще делает в том самом ВК? И почему родители не в курсе?

Вот, кстати, про родителей, которые не в курсе. Я знаю почему. Буквально в пятницу в школе сестры мужа было общее собрание, на которое учителя требовали, просили и умоляли прийти ВСЕХ родителей. Но наши не пошли. Что они там не видели? Когда выяснилось, что разговор был об игре "Синий кит", мама сказала, что ей лучше знать, чем занята ее пятнадцатилетняя дочь, и не нужно ее пугать всякими страшилками. При этом, у пятнадцатилетней дочери закрыта страница в ВК, а на мое замечание о том, что там появилось странное фото будто с крыши перед прыжком (не ее), меня просто удалили из друзей, чтобы больше не лезла не в свое дело. Никакого контроля, никакого интереса к ситуации, никакого понимания опасности. А ведь эта игра уже заинтересовала огромное множество подростков. Они не хотят умирать. Многие из них, уверена, вступают в нее с мыслью перехитрить кураторов, но не у всех это выходит.

Что же движет детьми? Это нужно знать всем. Заставить совершить самоубийство подростка заставляет в итоге угроза расправы над его семьей. Помимо постоянного подстрекательства и давления во время всей игры, перед последним заданием ребенку скидывают ссылку, перейдя по которой он не попадает никуда. Но тем самым он дает возможность кураторам узнать свой IP-адрес, а следом за ним и адрес семьи с номером квартиры. Тут же прилетает сообщение: "Либо ты убьешь себя, либо я убью твоих родителей". Естественно, подкрепленное адресом, оно взрывает мозг и психику ребенка. Подросток срывается и уходит из жизни.

938b68d373048171b8d9c27a13b7dfdd.jpeg

Важно, чтобы наши дети не боялись угроз из интернета и не позволяли кому-то себя убивать. Для этого нужно вникать, слушать и слышать. Отмахиваться нельзя ни в коем случае. Мы - их единственная защита и спасение.

Отдельное спасибо тем, кто делает очень много для того, чтобы, забивая в поисковик "синий кит играть" подростки перешли на их обращение, где, помимо уговоров не делать глупостей, описаны пути решения сложных жизненных ситуаций и телефоны доверия с адресами.

c575e1005b3cca206fd2e746cd342939.jpg

И снова о подростках!

402fedafc2bd101fb3fa41a3952baa50.jpg

Все знают, что подростковый возраст переходный. Но не все задумываются от чего и к чему этот переход… А это переход от детства к юности и далее к зрелости. И как и любому переходному возрасту, подростничеству соответствуют свои новообразования, то есть, то, что впервые формируется именно в этот период жизни.
Давайте разберемся, что же это за новообразования.
  1. Чувство взрослости - подросток сам начинает относиться к себе как ко взрослому (иногда необоснованно) и хочет от взрослых такого же отношения. Это нормально и правильно, важно только не просто относиться, но и учить быть взрослым.
  2. Развитие самосознания, формирование идеала личности - подросток становиться довольно критичен к своим недостаткам, а из уважаемых и ценимых в других людях качеств формирует свое идеальное я то, к которому он будет стремиться. Кроме того именно в этот период подросток осознает свои особенности, склонности, сильные и слабые стороны.
  3. Склонность к рефлексии (самопознанию) - подростки много «думают о себе», они копаются в себе и своих чувствах, размышляют о том, что и как они сделали и так далее. Это необходимый этап, ведь для того, чтобы стать счастливым, найти свое место и свой путь в жизни для начала необходимо с собой познакомиться. Тут же происходит формирование самооценки, в основу которой будут положены внутренние, а не внешние категории.
  4. Интерес к противоположному полу, половое созревание - ну с этим вроде как все понятно, изменения в организме приводят и к психологическим изменениям, теперь мальчикам становятся интересны девочки, а девочкам мальчики именно в свете будущих отношений, появляется сексуальное влечение и связанные с этим сложности. По-новому подростки начинают относиться к своему внешнему виду. Интересно, что свои симпатии и свою заинтересованность мальчишки проявляют, задирая девочек, а те, наоборот, жалуясь на мальчиков.
  5. Особое развитие волевых качеств - это происходит постепенно и начинается с развития основных динамических физических качества, таких как сила, быстрота и скорость реакции. Следующими развиваются такие качества как выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. А уже после них могут начать свое формирование собственно волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.
  6. Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл, самоопределение - это можно сказать основа будущего выбора профессии, ведь это одна из задач подросткового возраста. У ребят формируются различные качества, умения и навыки, проявляются и закрепляются интересы к определенным областям деятельности или сферам знаний. Повышается познавательная и творческая активность. Собственно в идеале, по окончании подросткового периода юноши и девушки уже примерно представляют куда бы они хотели двинуться в профессиональном плане.
В заключение скажу, что далеко не все в современном мире подростков происходит именно так, часто они оказываются переутомлены учебой, перегружены информацией и пресыщены развлечениями, однако задача родителей и школы, на мой взгляд, максимально помочь детям превратиться во взрослых.

Почитать еще:
"Трудные дети" - дети, которым трудно...
Прыщи, очки, веснушки... Как с этим жить?
Подростки и суицид

Развитие подростка в 13 лет

7c642bc613426bf3e7b6d07f04c56995.jpg

Недавно здесь на форуме меня попросили написать про тринадцатилетних подростков. Как и обещала, пишу. Однако хочу сразу оговориться: развитие у всех идет не равномерно и не одинаково, поэтому то, что описано здесь, может относиться как к 12, так и к 14-тилетним (хотя второе маловероятно). Важно помнить, что все это характеризует детей младшего подросткового возраста от 11 до 14 лет и относиться к этому соответственно.

Тринадцать лет - это начало подросткового возраста, не самое начало, но еще даже не середина и уж точно не завершение. Подростковый возраст сочетает в себе одновременно несколько важных процессов. В этот период человек из ребенка становится взрослым: происходят гормональные и физиологические изменения, меняется тип отношений с другими, происходит постепенный переход к новому социальному статусу - к статусу взрослого.

На физиологическом уровне происходят гормональные изменения, быстрый рост организма. Это требует перестройки образа тела и образа себя, что часто проходит непросто. Мальчики и девочки становятся очень критичны к своей внешности. Они хотят быть похожи на своих кумиров, а похожи пока на гадких утят, которые еще не до конца превратились в лебедей. На фоне гормонов возможны резкие смены настроения. А кроме того многое меняется в работе мозга:
  • Сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга, что влияет на концентрацию внимания
  • Увеличивается латентный период рефлекторных реакций и соответственно замедляется реакция. Очень важно дать подростку время подумать над ответом, да и просто дать немного больше времени на реакцию.
  • Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки становятся практически не способны контролировать проявления эмоций как положительных, так и отрицательных.
  • Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь может становиться краткой, стереотипной, замедленной.
Психологически подросток стремится уже занять взрослую позицию, начинает воспринимать себя как взрослого. Также в этом возрасте снова меняется ведущая деятельность, теперь на первый план выходит общение со сверстниками. А кроме того:
  • Происходит перестройка памяти. Активно развивается логическая память, в то время как развитие механической замедляется. Происходит постепенный переход на использование логической, опосредованной памяти.
  • Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление начинает определяться памятью. Память становится основой мышления.
  • Мышление становится теоретическим, понятийным, так как подросток потихоньку усваивает понятия и учится пользоваться ими.
  • Возникает повышенная чувствительность к мнению окружающих. Это может касаться вопросов внешности, знаний, способностей и напрямую связано с развитием самосознания.
  • Появляющееся в поведении бунтарство служит психологическому отделению от родителей и поиску себя и своего места.
  • Может появиться склонность к риску. Это происходит от того, что подросткам начинает казаться, что им уже все по плечу.
  • У подростков довольно низкая устойчивость к стрессам, что приводит к эмоциональным перегрузкам и необдуманному поведению.
Все это вместе взятое и является основой так называемого «подросткового максимализма» и бунта, который можно наблюдать со стороны. Зная же об этих особенностях развития, родители могут лучше понять происходящее, а значит - грамотнее отреагировать.
Ну и последнее, что я хочу сказать: как бы не вели себя подростки, очень важно помнить, что они все еще отчасти дети и очень нуждаются в тепле, заботе и принятии, даже если не подают вида или даже отказываются от всего вышеперечисленного. Любите своих подростков, хотя, это бывает непросто.


Кризис трех лет

Кризис 7-ми лет

Правила отношений с детьми

Дети не должны рожать детей

Всегда спорю с несогласными по этому поводу. Знаю наизусть все аргументы типа: "аборт делать нельзя - детей не будет", "зато будет молодой мамой", "бог дал ребенка - даст и на ребенка", "лучше рожать молодой, чем старой", "родители помогут" и прочее... На каждый этот аргумент могу предоставить несколько своих. Начиная с того, что я не являюсь противником такой медицинской операции, как аборт, прекрасно понимая, что процент бездетных после него сильно преувеличен (причем на собственной шкуре это прочувствовав и пережив), заканчивая тем, что считаю тех, кто родил родителям, не матерями, а просто родилками, пардон, безмозглыми. Только не подумайте, что я аборты пропагандирую, я тут за просвещение, предохранение и предвосхищение подобных ситуаций. А для того, чтобы их становилось меньше, нужно четко понимать, что это не нормально, когда дети рожают детей. И после нескольких недель в патологии для новорожденных у меня есть еще что сказать.

beremennaya_maloletka.jpg

Представьте себе отделение, где бОльшая половина мамочек - те самые девчушки, которым от 15 до 18 лет. Взрослых теток типа меня пересчитать можно по пальцам, а этих постоянно привозят и привозят, переводят из роддомов вместе с малышами. Каждый день я наблюдала появление нового такого цветочка, растерянного, ничего не понимающего, с тяжело или не очень больным ребенком на руках. Растрепанные, заспанные, хромающие и согнутые от разрывов, они стоя кушали в столовке больничную еду, поначалу еще принюхиваясь и надеясь на что-то съедобное... С вытаращенными глазами слушали страшные диагнозы из уст педиатров... Ночами бродили по коридорам, неумело прижимая к груди орущие комочки.. Настолько неумело, что комочки часами не переставали орать, не давая спать своим девочкам-мамам. А как испуганно они плакали у дверей процедурного кабинета, за которыми малышу переставляли катетер... А на что были похожи они сами к концу первой же недели! Просто какие-то серые полузомби, которым и дети-то не в радость. Мамы там рядом нет. И папы тоже. Ты со своим ребенком один на один. Уже не тебе кто-то помогает, а именно ты должна помогать и заботиться, именно ты в ответе, именно на тебе эта ноша - вези ее! И в большинстве случаев диагноз таков, что везти нужно будет всю жизнь.

3647455_large.jpg

Самое странное, что к этим девочкам почти ко всем никто не приезжал. Только к одной из них - высокой черноволосой красотке в татуировках постоянно приходил красивый стройный блондин. С каким-то нереальным восхищением и благоговением он через небольшое окошко в двери рассматривал свою дочь, с какой-то детской нежностью тянулся поцеловать ее в щечку.. И мама-девочка расцветала после его приходов. Она красила глазки и порхала по отделению...

А остальные маленькие мамы так и продолжали чахнуть. И знаете что? Вот у этой высокой в татуировках я еще могла понять и принять появление ребенка в таком возрасте. Но остальные... это просто ни в какие ворота. Остальные были страшненькими, совершенно неприглядными, какими-то неуклюжими и угловатыми, натуральными детьми. Где нашли они своих мужиков? Кто позарился на этих малышек? Как им в голову вообще пришло раздеться и лечь в кровать? Какой им секс? Одна срамота и мучения... За несколько минут непонятных телодвижений потом носить пузо девять тяжелых месяцев, в муках рожать, неделями торчать в ужасной больнице, выхаживая ребенка... И никто это за тебя не пройдет.  А всего лишь стоило подождать, не торопиться, подрасти чуток, научиться отказывать. Зачем так спешить быть взрослой?

Жалко их, рожающих так рано, идущих на аборты, бездумно ложащихся в чужую постель... Даже если при этом они счастливы.

Как говорить с ребенком о сексе

6291ea301f6bfcbfae893a1c4510697b.jpeg
Существуют разные мнения относительно того, нужно ли заниматься половым воспитанием школьников, а если нужно, то как и с какого возраста.
Одни из первых вопросов появляются в пять-шесть лет и это вопросы про то, откуда ребенок появился. Иногда родители так пугаются этого вопроса, что не знают, что сказать и начинают придумывать странное, про аистов и капусту. Этого делать не стоит. В этот момент ребенок не спрашивает вас ни про секс, ни даже про физиологию мужчины и женщины. И ответить ему надо максимально честно и спокойно, что-то про то, что мы любим друг друга с мама/папой, мы хотели, чтобы ты у нас был, ну и про то, что ребенок был у мамы в животе, а потом родился. Повторюсь, подробности тут не нужны.
Еще через некоторое время лет в 6-7 дети выясняют, что они разные, чаще всего они не говорят об этом с родителями, так как уже знают, что тема секса и половых различий почему-то вызывает неловкость.
Следующий важный момент в жизни ребенка - начало подросткового возраста и соответственно полового созревания, когда происходят изменения на уровне тела. Это может пугать, расстраивать и казаться чем-то неправильным. И вот про это важно ребенку рассказать. Лучше немного заранее. Вообще то, что известно меньше пугает. И тут вполне можно говорить про биологию и физиологию, про те изменения, которые происходят и почему они важны. Очень важно создать у ребенка понимание, что нет в этом ничего ужасного и стыдного, иначе эти сложности могут наложить отпечаток на дальнейшее развитие самооценка, образа себя и многие сферы жизни.
Ну и чуть позже лет в 13-14 вопросы отношений полов выступают на первый план среди интересов ребенка (не вообще всех интересов, а интересов связанных с темой пола, тела и так далее). Но в этом возрасте их больше всего волнует душевная и эмоциональная составляющая. Им пока не так важны темы непосредственно секса, контрацепции и тому подобного. Их волнует «а если он меня портфелем по голове, это любовь?» и все в таком роде. Как вести себя с девочкой, которая нравится, как сказать мальчику, что он клевый, но мы будем только дружить. Вот тут важно говорить про уважение к другому и его выбору про добровольность отношений и так далее. Можно рассказать о том, как ухаживать, о том, как ситуацию видят женщины, а как мужчины - про психологические различия.
Ну и последний раз стоит поговорить с «детьми» об этом, когда им становится 15-16 (хотя в современном мире, может быть и раньше) и вот тут уже надо говорить про секс, беременность, девственность, почему может быть больно, откуда кровь и так далее. Не помешает повторить и про уважение и добровольность.
Интересно, что исследования показывают, что «разговоры о сексе» с детьми не приводят к тому, что они раньше начинают все это пробовать, скорее наоборот. И уж точно они застрахуют ваше чадо от многих ошибок, лишних страхов и переживаний, связанных с взрослением.
Говоря в общем, хочу обратить внимание на то, как важно не «бледнеть и краснеть», говоря с ребенком на такие темы, не падать в обморок, не уходить от разговора и не отправлять к книгам и учителям. Такое поведение родителей только подтверждает ощущение, что во всей этой «телесной» теме есть что-то плохое, грязное и запретное. Ну и второе, важно соразмерять свои рассказы с возрастом ребенка.
Безусловно, для того, чтобы так говорить с ребенком, надо многое проработать в себе самом. Что, кстати, тоже не лишено смысла.


Куда девать секс во время беременности?

Роль терпения в воспитании

Раннее развитие: за и против

Кто убивает наших детей?

По всем СМИ прокатилась шокирующая новость: администратором так называемых "групп смерти" в социальной сети "ВКонтакте", той самой Евой Рейх, подталкивающей детей к суициду, оказалась 13-летняя омская школьница! Не взрослый дядька-маньяк, а такая же точно девочка, как и те, которые убивали себя после вступления в такие группы. По словам школьницы она просто играла. А мама была вообще не в курсе. Даже следователям сложно поверить в такое.
- С целью установления контактов и выяснения всех обстоятельств изъяты мобильный телефон девочки, жесткий диск компьютера, по которым назначены соответствующие исследования. Проводятся необходимые мероприятия для установления всех лиц, в том числе совершеннолетних, направляющих "деятельность" омички,
- говорится в сообщении СК.

Еще год назад на родительском собрании в начале третьего класса школьный психолог задернула шторы и целый час показывала нам специально подготовленный материал об опасности соцсетей для наших подростков. Не про педофилов и не про порнографию рассказывала она нам, а именно про суицидальную направленность. Речь шла о конкретной и самой опасной для подростков сети - ВКонтакте. Именно там еще год назад наблюдался повышенный интерес к смерти. Популярные фильмы про вампиров, идеализирующие смерть...Песни про самоубийства и самоубийц - о том, как это легко и круто... Соответствующие картинки, статусы, демотиваторы, группы. Нам показывались даже отдельные беседы с детьми, в которых им предлагается покончить с собой таким тоном, будто это избавление от всех проблем и наказание для близких, либо в качестве игры или шутки - попугать. Год назад!!!

Тогда я твердо решила, что "ВКонтакте" никогда не дождется странички моего сына. Полный запрет, никаких компромиссов плюс тотальный контроль и никакого доверия. Не сыну, нет, окружающему его миру.

И вот уже в России с ноября 2015 по апрель 2016 года произошло 130 случаев суицида детей! И все они состояли в закрытых группах "ВКонтакте" . Специалисты бьют тревогу, отмечая, что в группах этих с нашими детьми работают профессионалы, которые целенаправленно ведут подростков к смерти! По приглашениям или по ссылкам под интересными картинками-историями школьники из одной группы переходят в другую, доходя до тех самых закрытых групп, вступить в которые им можно будет  только изменив или убрав возраст... Родители! Обращайте внимание на это! Когда я обратила внимание свекрови на то, что ее 12-летняя дочь в ВК закрыла страницу и убрала возраст, та просто отмахнулась. Для продвижения в группе детьми выполняются различные задания, типа фото порезов на руках и прочее. Это воспринимается ими как очень смелая шутка. Родители в такое вообще не верили до некоторых пор. Та же свекровь разругалась со мной в хлам после того, как я показала ей фото дочери с царапинами на ногах. Мне пришлось подключать старших братьев девочки, и мы до сих пор контролируем каждый ее шаг в сети, т.к. больше полномочий у нас нет. Будьте бдительны! Надо сказать, что неподходящие кандидатуры в самоубийцы или задающих много вопросов в таких группах сразу же вычисляют и удаляют. А для тех, кто попал на крючок, в определенный момент включается обратный отсчет... Сознанием наших детей манипулируют профессионально и очень успешно. Буквально за пару месяцев подводя веселого, жизнерадостного ребенка к смерти. И делают это не 13-летние школьницы.

6a992f3fd9347d0f1dc2398726af18df.jpg

Созвучные темы:

"Трудные дети" - дети, которым трудно!
Подростки и суицид
И снова о подростках
Здоровый свет