Слишком сложная программа

4018b3cbb647ba7935c369f15932cf7c.jpg

Еще одной причиной возникновения школьной тревожности могут стать сложности при освоении учебной программы, как по какому-то конкретному предмету, так и в формате общей успеваемости или усилий (и времени) затрачиваемых на ее освоение.

Учеба занимает в жизни ребенка очень важное место, составляя чуть ли не половину этой самой жизни. И если тут что-то идет не так, это не может не отразиться на психологическом состоянии ученика.

Почему ребенок может не справляться?
  1. Сложная программа. Сегодня в некоторых школах действительно сложные программы, которые рассчитаны на определенный детский контингент, а именно на хорошо развитых детей, способных быстро усваивать большие объемы новой информации.
  2. Программа не соответствует уровню развития ребенка. Бывает, что ребенок раньше пошел в школу, а значит некоторые психические функции, необходимые для успешного обучения, могли не до конца сформироваться. Или же ребенок пошел в школу вовремя, но развитие тех самых психических функций запаздывает.
  3. Отсутствие мотивации. Если ребенок не хочет учиться, ему скучно, он не видит в этом совсем никакого смысле, то и результаты будут соответствующие. И тут работать надо именно с этим.
  4. Отсутствие контакта (или конфликт) с педагогом. Учитель играет ключевую роль в школьном обучении особенно на ранних его стадиях и если он невзлюбил ребенка, записал его в двоечники или как-то иначе предвзято к нему относиться, ребенку может быть намного сложнее учиться, чем его одноклассникам, у которых нет проблем в отношениях с учителем.
  5. Физиологические заболевание или переутомление, перегруженность другими занятиями, недостаток сна, проблемы с питанием и все, что может физиологически ослабить организм.
  6. Психологические особенности ребенка. Например, скорость реакции и обработки информации, проще говоря, медленному ребенку сложнее учиться, так как он может попросту не успевать за педагогом. Или же ребенку, который легко отвлекается, сложно оставаться сосредоточенным 45 минут в группе из 25-ти других детей.
  7. Интеллектуальные проблемы. У сожалению, не все люди обладают одинаковым интеллектом, есть дети, которые не способны, например, поступить в университет и его закончить, а значит и учиться в школе им может быть сильно сложнее чем другим их сверстникам.
Чтобы помочь ребенку преодолеть эту проблему, для начала важно как можно точнее понять, в чем ее причина и работать именно с ней, а не увеличиться количество репетиторов и давление на ребенка.

Почитать еще:

Причины школьной тревожности

Учебные перегрузки

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Учебные перегрузки

d506f64a8725dcd52161c92e6af3230e.png

Вчера я начала писать про школьную тревожность и обещала продолжить. Так вот сегодня про учебные перегрузки, которые могут вызвать ту самую тревожность у ребенка. К сожалению, школьная программа часто бывает перегружена и составлена без учеба особенностей и возможностей детей.

Так, например, наиболее правильно для детей учиться пять недель, потом одну отдыхать и снова учиться пять недель. В некоторых школах каникулы устроены именно так и если у вас есть выбор, то лучше выбрать школу с таким графиком.

Второй причиной перегрузок может стать домашнее задание, которое учителя дают в надежде максимально повысить успеваемость своих подопечных. Однако, ребенку кроме учебы нужен еще и отдых, а домашнее задание должно играть только вспомогательную, а не основную роль в обучении.

Дальше идет школьное расписание. Учиться с 8.30 до 16.00 это почти что полный рабочий день, причем требующий постоянной включенности. Ну и как несложно догадаться самые продуктивные учебные дни это вторник и среда, так как в понедельник надо снова вернуть учебный настрой, а в четверга уже чувствует усталость, а значит расписание должно по-хорошему это учитывать.

Длительность урока тоже имеет значение, особенно для детей с быстрой утомляемостью, к концу урока они уже мало что способны усвоить, хорошо еще, если могут записать что-то в тетрадь.

Еще один пункт - это продленка, она тоже добавляет напряжения, так как, находясь в школе, ребенок не может полноценно отдохнуть и расслабиться, потому что, во-первых, он находится в том же окружении и тех же условиях, а во-вторых, постоянно окружен другими детьми, что тоже создает напряжение.

Что же делать родителям?
  • Для начала удалить особое внимание выбору школы, держа в голове все описанное выше. Расписание каникул, уроков, наличие спортивных и творческих уроков, которые могут служить разгрузкой и так далее.
  • Не перегружать чадо дополнительными занятиями, если вы видите, что ему тяжело. Не перегружать даже в том случае, если очень хочется.
  • Отдельное внимание уделить тому, как ваш ребенок проводит выходные. В выходные ребенок должен иметь возможность выспаться и отдохнуть.
  • По возможности не оставлять на продленку.
  • Если вы знаете, что ваш ребенок быстро устает, поговорите с учителем, чтобы в конце урока его не спрашивали, лучше вы еще раз дома повторите то, что ребенок не смог воспринять на уроке, чем он будет находиться в еще большем напряжении на уроке.
  • Ну и такие простые, но важные моменты, как четкий режим дня и достаточное количество сна, правильное питание и максимальное количество свежего воздуха.
  • Если необходимо то витамины и консультация специалиста (невролога, психолога и тп)
Почитать еще:

Причины школьной тревожности

Скоро в школу! Как подготовить ребенка?

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Причины школьной тревожности

1e6d1adea6c79c2710118510bb6505aa.jpg

Есть в психологии такое понятие как школьная тревожность и есть тесты ее определяющие. В этих тестах выделают несколько основных направлений, на которые обращают внимание. Вот эти направления:
  • Общая тревожность в школе. Тут причиной тревожности школьной может быть тревожность как личностная черта. Еще одной причиной могут быть школьные перегрузки.
  • Переживание социального стресса. Тут речь идет про взаимодействие с одноклассниками. К возникновению тревоги этого типа может привести, например, смена класса, когда ребенку необходимо заново знакомиться и налаживать отношения с одноклассниками.
  • Фрустрация потребности в достижение успеха. Это о том, что любому человеку важно чувствовать себя успешным, видеть свои достижение, если же этого не происходит, возникает ощущение тревоги
  • Страх самовыражения.
  • Страх ситуации проверки знаний, он же страх оценки.
  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Тут в основе тоже страх оценки только уже не знаний, а личности. Детям очень важно соответствовать ожиданиям значимых взрослых (родителей и учителей), если же это не удается, опять же возникает тревога.
  • Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Тогда тревога будет следствием перенапряжение нервной системы
  • Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Учитель в школе очень значим и если с ним есть проблемы или страх этих проблем, это не может не наложить отпечаток на ощущения школьника.
Одной из причин не приведенных выше, так как следствия ее могут быть очень разными, может стать сложности с освоением школьной программы, к которым может добавиться и страх оценки и оценивания, страх проверок, сложности в отношениях с учителями и страх не соответствовать ожиданиям.

А подробности и что делать с этими подробностями в следующих сериях:
Родители - фактор, влияющий на школьную тревожность
Учебные перегрузки

Почитать еще:

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Скоро в школу! Как подготовить ребенка?

Собираемся в школу
Здоровый свет