Задача – воспитать человека нового поколения

22 августа в Москве в зале Крокус Сити Холл состоится Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 4.0». Это одно из самых ярких и значимых российских мероприятий в области дошкольного образования.

Снимок экрана 2023-08-18 в 13.21.22.png

Цель мероприятия: повышение престижа профессии воспитателя, мотивация педагогов к личностному и профессиональному росту, новые целевые ориентиры и практические знания для работы; осознание своей высокой миссии и ответственности за будущее детей и всей страны.

Регистрация на форум бесплатная: https://forum-do.ru/

В преддверие форума в пресс-центре ТАСС собрались председатель Оргкомитета Николай Веракса, председатель СПК в сфере образования, член Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Любовь Духанина, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер и ведущий советник аналитического центра при правительстве РФ, заместитель директора департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Инна Каракчиева.

Как отметила Эльфия Дорофеева, на форум уже зарегистрировалось около 12 000 желающих принять участие, при разовой пропускной способности зала 5 700 человек. Все заседания будут проходить в пленарном зале, секционных мероприятий не запланировано.

Снимок экрана 2023-08-18 в 13.58.00.png

В фойе пройдет выставка товаров и услуг для системы дошкольного образования. Активность желающих показать свои товары была настолько высока, что организаторы смогли по техническим причинам удовлетворить только 30% запросов.

Спикер заметила, что сотрудники учреждений дошкольного образования работают на износ . Большое количество проверок Роскомнадзора, требований, претензий от родителей.  При этом,  в законодательстве дошкольное воспитание даже не выделено отдельной строкоq: в обществе нет понимания, как важна и трудна их работа.

«Быть воспитателем – это миссия. Люди, работающие в дошкольном образовании – святые люди. Их надо не поучать, а помогать», - сказала Дорофеева.

Она также вручила букет в честь прошедшего юбилея Ирине Винер – прославленному тренеру, педагогу, чьи воспитанницы принесли стране 51 олимпийскую медаль, 416 медалей чемпионатов мира и Европы.

Снимок экрана 2023-08-18 в 13.23.21.png

Ирина Александровна заметила, что воспитатели дошкольных учреждений – это самые главные люди в стране и их вклад в формирование будущего недооценен. «С советских времен мы помним лозунг «в здоровом теле – здоровый дух». Сейчас многие перешли на дух. Детей приучают с младшего возраста к религии – это очень хорошо. Но обязательно нужно заботиться и о здоровом теле. Огромное значение надо придавать физкультуре – с первых дней, как только ребенка приносят из роддома должно быть закаливание, гимнастика, массаж. К сожалению, в школах убрали ставку физкультурника. Это недопустимо.

По распоряжению президента, с 1 сентября 2023 года все тренеры обязаны пройти переквалификацию, как преподаватели физкультуры. Такую же систему нужно внедрять и в учреждениях дошкольного воспитания. Начинают открываться центры раннего физического развития – где принимают детей с трех лет и проводят инструктаж для родителей.

1 сентября открывается первый такой центр в Краснодаре. Эта практика продолжится по всей стране», - сказала Ирина Винер и напомнила быль про корифея педагогики доктора Спока, к которому родители принесли трехмесячное дитя и спросили, с какого возраста нужно начинать воспитывать. «Вы опоздали на три месяца», - заметил врач.

Любовь Духанина отметила, что сейчас воспитатели дошкольных учреждений в примерно раз в три года проходят курсы повышения квалификации и, согласно опросам, родители подтверждают высокий уровень подготовки специалистов, работающих в детских садах.

Снимок экрана 2023-08-18 в 13.12.57.png

«Важна в этом вопросе активная работа общественных организаций и очень востребованы такие форумы, где воспитатели могут не только послушать спикеров, но и обменяться своими практиками. Сегодня видим нарастающий негосударственный сектор дошкольного образования и увеличение числа увлеченных активных воспитателей, создающих новые решения и модели образовательной среды. Видим поддержку государства в формате частно-государственного партнерства, в частности – проект «Демография», в рамках которого выделялись специальные средства на создание дополнительных групп обучения, а также сервисы повышения квалификации воспитателей».

Спикер отметила, что воспитатели хотят осваивать новые методики организации процесса образования и современные подходы к организации пространства. Повышается запрос на обучение детей с особенностями здоровья.

К сожалению, доля детей с особенностями здоровья становится все больше: если смотреть на цифру дошкольного возраста – 9-10% детей от общего состава группы требует от воспитателей специальных знаний.

Николай Веракса сказал, что постепенно общество приходит к пониманию, что образование и воспитание – это не услуга, а форма развития будущего поколения. Именно в дошкольном возрасте развитие ребенка – многомерный непрерывный процесс: это и получение знаний, и игровая деятельность, и физическая культура.

Снимок экрана 2023-08-18 в 13.32.10.png

«Мы наблюдаем сейчас повышенный интерес родителей к системе дошкольного образования - все самое главное закладывается в раннем возрасте. Важно, чтобы родители были просвещены. Чтобы они не только требовали, но и становились участниками образовательного процесса. Мы должны смотреть на ребенка не как на маленького, неприспособленного, ничего не знающего и слабого, а видеть в нем человека, который является обладателем бесконечных возможностей», - отметил эксперт. Он уточнил, что в новой системе дошкольного воспитания недостаточно известного принципа – «делай как я». В современном мире, когда активно развивается цифровизация, искусственный интеллект, быстро меняются условия и возникают новые и новые вызовы - этого недостаточно.  Необходимо создавать среду для проявления инициативы ребенка, мотивировать его  к просоциальным действиям, хвалить, поддерживать. Все участники обсуждения согласились, что ключевая задача дошкольного и раннего школьного воспитания - формирование думающего, интеллектуального, творческого поколения, развитие самостоятельной активности ребенка. В этой логике строится воспитательный процесс в условиях детского сада – когда детям предлагаются варианты поиска самостоятельного решения поставленной задачи, возможности привлечения к этому решению других ребят из группы. Задача - воспитать человека нового поколения – интеллектуала, умеющего выстраивать траектории свой исследовательской деятельности, контактного, общительного, умеющего ставить цели и их достигать.

Цифровая среда: как обезопасить детей

_DSC09.JPG
 

В рамках XI Международного форума безопасного интернета, который состоялся 25 апреля на базе пресс-центра МИА «Россия сегодня», эксперты поделились мнениями о том, как обезопасить детей от пагубного влияния цифровизации. На мероприятии выступили представители органов власти, IT-компаний, общественных и научных организаций и СМИ.

Организаторами Форума выступили Ассоциация «Лига безопасного интернета» и Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям.

Как обезопасить интернет для детей

В рамках секции «Профилактика безопасного поведения в Интернете: практический опыт» были представлены проекты, которые уже действуют и повышают уровень медиаграмотности среди школьников.

Никита Дмитриевич Павлухин, специалист проекта по обучению безопасности в сети интернет Лиги безопасного интернета, рассказал, какие программы для обеспечения цифровой безопасности проводит «Лига безопасного Интернета» по всей стране. Детей учат противостоять интернет-преследованию, кибертравле, пропаганде суицидов, популяризации асоциального поведения. Среди действующих инструментов, которые были разработаны организацией, - Всероссийская акция «Месяц безопасного интернета», а также уроки безопасного интернета и вебинары для детей и их родителей.

_DSC0980.JPG

«В рамках проекта было проведено более 12 тысяч уроков, и проекты по этому курсу проходят до сих пор», - сказал спикер. Никита Павлухин также отметил, что на базе Лиги безопасного интернета проводится обучение волонтеров, чтобы они могли проводить занятия по медиаграмотности на базе своих школ и других образовательных учреждений.

Похожими методами пользуются и в МВД России. Сергей Анатольевич Звягинцев, заместитель начальника отдела ведомственных интернет-ресурсов управления общественных связей, рассказал о тех уроках, которые проводит министерство. Представители МВД рассказывают, как реагировать на буллинг в интернете, что делать, чтобы не попасть в руки киберпреступников. Травля в интернете - это большая проблема современной цифровой среды, но, по словам Сергея Звягинцева, противодействовать ей нужно сообща. «Мы объясняем, что при столкновении с кибербуллингом следует не закрываться в себе, а необходимо делиться с родители, учителями, школьными психологами», - сообщил представитель ведомства. Также сотрудники МВД проводят программы по финансовой грамотности в интернете. Для уроков были разработаны специальные карты, похожие на платежные средства настоящих банков, где зелёным выделены цифры, которые можно сообщать, а красным - которые ни в коем случае нельзя никому говорить.

_DSC0982.JPG

Сейчас в интернете существует множество различных групп, которые заставляют детей причинять вред своему здоровью и пропагандируют самоубийства. В противодействии этим группам участвует некоммерческая организация АНО «Родители за чистый интернет», о деятельности которой рассказала волонтёр Варвара Вадимовна Мягкова. В эту организацию обращаются родители детей, попавших в опасную ситуацию в интернете, или погибших в результате интернет-влияния.

_DSC0993.JPG

В организации анализируется поведение детей в киберпространстве и выявляются схожие эпизоды, чтобы предотвратить случаи их гибели. «Мы находим соответствия диалогов, которые напрямую нам указывают на то, что тот погибший ребенок и этот живой ребенок - это практически полный слепок», - отметила Варвара Мягкова. Также она рассказала, что в таких деструктивных группах могут быть ссылки на другие опасные сообщества. Спикер подчеркнула, что в вопросе обеспечения безопасности детей в виртуальности нужна консолидация с правоохранительными органами.

Продолжила тему Виктория Юрьевна Корнеева, волонтёр АНО «Родители за чистый интернет». Спикер отметила, что подростки очень увлекаемы, их «притягивает все таинственное и загадочное», что является предрасполагающим фактором для вступления несовершеннолетних в мистико-философские группы, а затем и секты.

_DSC0975.JPG

Также группы в интернете сейчас пользуются «маркетинговыми  ходами», выпускают свою продукцию, превращая свои сообщества в субкультуры, что еще больше влияет на вовлечение ребенка в эти интернет-сообщества. Виктория Корнеева также отметила, что приоритетом организации «Родители за чистый интернет» является «оказание помощи детям и родителям как правовой, так и в поиске специалистов, потому что дети выходят из таких сообществ  психически покалеченными».

Пропагандировать положительную деятельность среди молодежи, по мнению Дениса Игоревича Лыткина, члена Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, нужно с помощью социальной рекламы.

_DSC0979.JPG

«Социальная реклама помогает приблизиться к проблеме», - сказал Денис Лыткин. Примером удачной работы социальной рекламы спикер назвал акцию волонтеров «#МыВместе». Также он подчеркнул, что размещать рекламу нужно в социальных сетях.

О профилактике цифровой безопасности также рассказала Николаева Жанна Анатольевна, представитель «Государственного радиочастотного центра». Спикер рассказала о результатах работы центра. Она отметила, что организация занимается не только консультацией граждан по вопросам интернет-безопасности. «Если обстоятельства этого требуют, мы составляем заявления в государственные органы, пишем иски, участвуем в судебных заседаниях», - сообщила спикер.

_DSC0976.JPG

В конце секции с видеообращением выступил Александр Михайлов, руководитель центрального исполкома общероссийской организации «Офицеры России». Спикер отметил, что для регуляции деятельности в сети нужно создать «единый информационный кодекс, который позволил бы нам определить возможность или необходимость создания систем шифрования, кодирования тех или иных наших порталов и сайтов».


«Мораторий на цифровизацию образования»

В рамках секции «Цифровизация образования: перспективы» эксперты выразили опасения по поводу внедрения обязательных цифровых программ в процесс школьного обучения.

По мнению Анны Викторовны Швабауэр, эксперта Общественного уполномоченного по защите семьи, введение цифровых технологий в процесс обучения на постоянной основе вредит усвоению знаний. «Цифровые технологии могут применятся на благо, но всему свое место и время. И те нормативные документы, которые мы сегодня имеем, с теми целевыми показателями, которые в них закреплены, однозначно, к сожалению, ведут к уничтожению остатков традиционного образования», - отметила спикер.

Анна Викторовна привела выдержки из современных нормативных актов, где говорилось о цифровизации образования и привела примеры того, что этот процесс идет против воли родителей школьников, которых зачастую заставляют регистрировать своих детей на электронных площадках принудительно, что является недопустимым.

По мнению журналиста, теле- и радиоведущей Анны  Борисовны Шафран «В современной образовательной среде существует множество запросов от учителей и родителей, однако исполнение их достаточно поверхностное. Анна Шафран призвала министерство образования не просто составлять новые законопроекты, но и «слышать родительскую общественность, общественные организации», учитывать условия разных регионов. В сфере образования нужно учитывать не только современные реалии, но и понимать, к чему приведут меры, вводимые сегодня. Также спикер заявила, что в России не хватает специализированного оборудования для введения цифровизации образования.

Сейчас мало внимания уделяется тому, какой вред цифровизация может нанести ребенку. Об этом сказал Андрей Борисович Цыганов, начальник отдела мониторинга и анализа Центра помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ». Он считает, что «цифровыми технологиями воспитать человека невозможно, а именно человека, личность пытаются устранить из образовательного процесса». Поэтому современные модели образования нужно менять, возвращая фигуру учителя и процесс воспитания в школах.

Это мнение поддержала и Элина Юрьевна Жгутова, руководитель общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван-чай». Она также рассказала о влиянии органов опеки на процесс образования и  призвала не допустить того, чтобы наши органы работали по западному образцу: «У нас можно решить 90% процентов проблем, если правильно вмешаться в случай, а на западе лишь 5% детей можно вернуть после отъемов».

Уход образования в виртуальный мир делает возможным то, что на детей может оказываться вредное влияние извне, так как на образовательных платформах есть закрытые чаты, куда могут проникнуть злоумышленники. Своими наблюдениями по этому поводу поделился Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель сайта «На распутье.ру».

Пагубное влияние друг на друга могут оказывать и дети, которые в закрытых чатах не контролируются взрослыми. «Мы знаем массу случаев, когда один ученик заражал какими-то опасными темами весь класс. И теперь это будет происходить  еще скрыто и массово», - сказал спикер.

Сейчас ребенок попадает в виртуальное пространство достаточно рано, еще в дошкольный период, однако это плохо влияет на мозг и психику ребенка. Об этом заявил Сергей Юрьевич Киселев, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии Уральского федерального университета. По его мнению, учитель не только передает знания. «С точки зрения глубинной психологии учитель несет очень важную миссию. Дело в том что, наш мозг устроен так, что мы боимся нового знания. И учитель в рамках этой модели выступает своеобразным посредником, который уменьшает страх ребенка перед новым знанием, и, как он это делает, влияет на то, в какой форме это знание будет ребенком приобретено», - сказал Сергей Киселев. Спикер также отметил, что злоупотребление интернетом может привести к цифровой зависимости, которая может в будущем привести и к другим формам зависимого поведения.

Особенно пагубно, как отметил Сергей Киселев, интернет влияет на детей с расстройством  аутического спектра, поскольку социализация такого ребенка с реальными детьми затрудняется, потому что в виртуальном пространстве проще выстраивать коммуникацию с образами и персонажами. Также те игры, которые присутствуют в интернете ориентированы на «непроизвольное внимание», то есть на те рефлексы, которые и так есть у каждого ребенка. Это приводит к «обкрадыванию навыков произвольного внимания, то есть тех механизмов, которые очень важны в дальнейшем», например, в школе, где нужны усидчивость и концентрация внимания.

Все технологии, по мнению Ярослава Семеновича Быховского, бизнес-аналитика ГАУ города Москвы «Центр цифровизации образования», не должны быть заменой традиционным формам обучения. «Если профессионально будут решаться задачи с тремя компонентами: технологической частью, содержательной и организационной, - то ничего отрицательно не происходит», - отметил эксперт. Однако Ярослав Быховский сказал, что сейчас эти сферы «либо оторваны друг от друга, либо противоречат друг другу в какой-то мере». Поэтому российскому образованию нужно прорабатывать эту сферу и найти возможность гармонизировать взаимодействие всех элементов образования.

России нужен цифровой суверенитет

Нам нужно национально-ориентированное образование

Дети и гаджеты

Международный день защиты детей



1 июня, в первый день лета,  отмечается один из самых старых международных праздников – день защиты детей. Своей историей он уходит к 1925 году, когда в Женеве проходила конференция, посвященная проблемам благополучия детей.
Существует  еще одна версия возникновения праздника детей. В этот же день и год Генеральный консул Китая в городе Сан-Франциско собрал китайских детей-сирот и организовал для них праздник – Фестиваль лодок-драконов или Дуань-у Цзе. Так совпало, что оба мероприятия прошли 1 июня, почему и стали отмечать праздник Международный день защиты детей именно в первый летний день.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь всего человечества  и  вопрос защиты детей был поднят снова в 1949 году в Париже.  На конгрессе женщин была принесена клятва в непрерывной борьбе за мир, что является гарантией защиты детей. Первый раз праздник был отмечен  1 июня 1950 года и с тех пор, уже более шестидесяти лет, многие страны неукоснительно следуют этой традиции.
Отмечают день защиты детей более чем в тридцати странах по всему миру. Россия входит в их число.

Так от чего же надо защищать современных детей? Для чего нужен этот праздник?
День защиты детей направлен на решение и привлечение внимания к детским проблемам, которые, на поверку, оказываются совсем не «детскими». Ведь дети составляют 20-25% от общего населения каждой страны.
В каждом регионе и стране накопилось больше количество проблем в самых разных областях. В каждой стране они свои, в зависимости от уровня жизни и развития самого региона. В развитых странах, например, большая опасность для детей представляется  из-за  засилья  телевидения в детском досуге и психологической зависимости от компьютерных игр и соцсетей. В этом видят проблему роста детской и подростковой агрессии в реальной жизни. В Западной Европе катастрофически рано начинают половую жизнь.  В странах Азии и Африки дети подвержены постоянной угрозе из-за распространения СПИДА, отсутствия квалифицированной и доступной медицинской помощи, элементарных продуктов и питьевой воды. Многие поколения выросли в условиях постоянных военных конфликтов, не получив должного образования. До сих пор актуальны вопросы детского рабства и проституции.




В России также много проблем, связанных с детством. В первую очередь - рост мирового терроризма, перед которым оказываются беззащитны и дети, и взрослые. Об этом нам напоминает бесчеловечная трагедия в Беслане.
Рядом экспертов отмечается увеличение количества беспризорных детей, чьи родители не осуществляют свои прямые обязанности.



Остро стоит вопрос сохранения детского здоровья, год от года увеличивается число тяжело и хронически больных детей. Общественность сильно беспокоит участившиеся случаи детского и подросткового суицида. Каждого родителя, без преувеличения, тревожит проблема насилия в детской среде, в том числе и сексуального характера, а также лояльное и попустительствующее законодательство в отношении к педофилам.

Проблем великое множество и их жизненно необходимо обозначать и решать.
День защиты детей – повод еще раз напомнить взрослым о правах детей на жизнь, физическую и психологическую неприкосновенность, получение образования и медицинской помощи, свободе выбора религии и жизненного пути. Дети – наше будущее и об этом надо помнить всегда, а не один день в году.  
Дети Беслана
Подростки и суицид
Кто убивает наших детей?
Будьте бдительны!

Так же видео о работе СЖС "Дети против наркотиков"

Снова в школу. Как подготовить ребенка к школе после летних каникул

2ea7ffe6bf6dcfdf957d457bfdb4bf84.jpg

Лето подходит к концу, скоро сентябрь, а с ним и начало нового учебного года. Довольно много написано о том, как подготовить к школе будущих первоклассников и это понятно, однако, не только им понадобится подготовка, ведь и будущие второклассники должны вернуться в школу.

Летние каникулы это огромный промежуток времени, особенно для ребенка. За это время его график перестраивается, он проживает массу нового и интересного, что-то узнает, где-то бывает и так далее и за всеми этими впечатлениями очень просто забыть про школу.

Чтобы начало учебы не стало слишком большим потрясением, готовиться надо начать заранее:
  1. Примерно за 2-3 недели до начала учебы начните постепенно приводить график жизни своего ребенка к школьной норме, ложиться и вставать раньше, чтобы к моменту, когда это реально понадобится, организм уже перестроился.
  2. Постарайтесь, если вдруг летом вы немного расслабились, начать кормить ребенка вкусной и полезно, чтобы мозг и прочий организм получал все необходимое для серьезной работы.
  3. Начните разговаривать о школе, стараясь вспоминать приятные и интересные моменты, чтобы создать у ребенка положительный настрой.
  4. В разговорах стоит вспомнить и, что было пройдено в школе за прошлый год, возможно, даже открыть старые учебники и убедиться, что все легко, ну или потренироваться, чтобы снова стало легко. Кому-то могут помочь диктанты, кому-то нужно освежить в памяти счет и так далее.
  5. Важно вместе купить все необходимое для нового учебного года, чтобы по возможности сам ребенок выбрал то, что ему нравится и собрал портфель
  6. Ну и первые недели в школе постарайтесь не загружать ребенка дополнительными занятиями, дайте ему втянуться в один режим и уровень нагрузки, а уже потом можно добавить и рисование и пение.
Легкой вам и вашим детям адаптации к новому учебному году! Легкого старта и интересных открытий.

Почитать еще:

Подготовка к школе

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Как научить ребенка учиться самостоятельно?

Нарушение понимания при чтении

ab56da9e8b97412f5f611d990e7ca3ed.jpeg

Я сейчас учусь, повышаю, так сказать квалификацию, учусь я работать с детьми с трудностями в обучении, такими как дислексия, нарушение понимания текста при чтении, специфическое расстройство речи, математическое расстройство, СДВГ и аутизм. Все это очень интересно, полезно и важно, а главное происходит на английском. И вот сейчас я читаю учебник на эту тему и решила рассказать о прочитанном. Потому что мне нравится, как они об этом пишут.

Итак, что же такое нарушение понимания при чтении? В общем из названия ясно, что это когда ребенок «смотрит в книгу, видит фигу», в том смысле, что читает то он хорошо и гладко, но не понимает прочитанного. Что ведет, понятное дело, к сложностям в обучении в целом.

При этом, если в случае с дислексией основной сложностью являлась фонология, то есть соотнесение звука и его символа (буквы), то тут с этим все в порядке, ребята читают хорошо, без ошибок, в соответствии с возрастной нормой. У них нарушено именно понимание прочитанного. Это связано с несколькими моментами.

Во-первых, с семантикой, им сложно соотнести слово и его значение, от этого они медленнее набирают словарный запас, сложнее опознают производные слова. Также обычно у них нарушено и понимание речи на слух, что в общем очень близкий навык.

Во-вторых, тут возможны также нарушение грамматического понимания, то есть, сложные грамматические обороты дети с таким нарушением не понимают, такие как пассивный залог, например.

В-третий, у таких детей намного меньше развит навык самопроверки, что значит, что если они что-то из прочитанного не поняли, они редко возвращаются назад по тексту, чтобы уточнить.

В-четвертых, у них есть сложности в том, чтобы делать выводы из прочитанного, как связывая информацию внутри текста, так и информацию, содержащуюся в тексте с общими знаниями.

Неудачи и сложности в чтении логично ведут к снижению мотивации, что в свою очередь только ухудшает ситуацию. Есть исследования говорящие о том, что частично это нарушение обусловлено генетикой, что влияет на развитие мозга. Те же исследования говорят о значимом влиянии наследственности на появлении этого нарушения.

Ну и соответственно, чтобы помочь таким детям, необходимо помогать им в нескольких направлениях:
  • соотнесения слова и его смысла
  • понимание грамматических конструкций
  • навык самопроверки
  • осознанность в связывании частей текста между собой.
Для всего этого требуется больше времени и отдельного внимания на эти задачи. Поэтому, если ваш ребенок или ребенок в вашем классе испытывает сложности с пониманием текста, вполне вероятно, что это не лень и разгильдяйство, а проблема с пониманием.

Почитать еще:

Дислексия

Детская тревожность
Энурез. Только ли проблема ребенка?

Игра

Как часто мы хотим сделать как лучше, а получается  как всегда. Вот, например,  долго ждали ребенка, дождались!  Он родился.  И не успел он еще выучить пару стишков,  и сказать нам, чего он любит, как   мы  уже начали  думать в какие развивалки его отдать?
Чем его загрузить?  Как будто степень нашей родительской любви измеряется количеством кружков и секций, в которые мы возим наше чадо.

5a6945a7608857ffe219ad2bbce0ba8a.jpeg

Сама  через это прошла. Баскетбол – школа олимпийского резерва.  Музыка –   два  репетитора  четыре  раза в неделю. Английский – обязательно с  носителем  языка.   И что? Хорошо было ребенку  от всего этого? Что в остатке? Пианино – дома живет, правда, по непонятной мне причине,  в моей  комнате. Но  это плюс.  Спасибо,  что сын  играет мне, когда очень попрошу.  Ну,  и, конечно, девочкам, когда хочет очаровать.  И все.   Гитара – только то, что ему самому нравится, а не испанский танец, как я люблю.

Вопрос –  а надо ли было так загружать ребенка?

Это хорошо, что мой еще сопротивлялся и убегал во двор мячик погонять с мальчишками, или на мопеде покататься.  А вот  сейчас та же песня  у моей сестры. Мальчику  13.  Она куда только  его не записала.  Во все возможные кружки, на все  курсы,  на все секции в школе. Он продохнуть не  успевает. Приезжаю в гости, спрашиваю: «Олег,  а кто  у тебя завтра будет на дне рождения?». Он говорит: «Бабушка с дедушкой  и мамина подруга Катя». –  А твои друзья?  –  «А у меня их нет». Оказывается, ему некогда общаться со сверстниками.   У него так много занятий, что на обычную игру времени не остается.

39163365e5bc5825f01d4c15f33ec667.jpg

А вспомните, как  проводили время мы.

Постоянные игры. Дома,  на улице, в школе.  Мы все время  двигались,  резиночки,  скакалки,  классики… Пионерский лагерь – самое счастливое время из детства. Костер, Зарница, Пионербол, походы, байдарки.  Чего  мы только не делали. Отрядные места из шишек. Кто помнит? Я до сих пор в лесу шишки собираю на всякий  случай. Выкладывали эмблемы отряда, посыпали крашеным песочком,  украшали камушками с речки, посыпали битыми стеклышками.  Потом был конкурс отрядных мест. Первое место – ура!  А конкурс строевого шага. Как  мы  шагали, спины ровные,  носочек на 45 градусов.
А сейчас – у  большинства  детей  искривление позвоночника.  Нет у них зарядки  в 7.30 на улице.  А у нас была. Да,  лень было так рано вставать. Но мы  двигались, бегали, просто играли.
Есть что  вспомнить.  

106380b10e4b5031af5e10b30031839e.jpeg

У меня основное  ощущение  от детства –  много времени, свобода, солнце, друзья, речка, каникулы. А сейчас я смотрю на современных мам и понимаю, что они хотят как лучше. Дать своим детям как можно больше. Но отнимают у них возможность просто  поиграть.  Просто провести время с друзьями, так, как они хотят.  Сейчас  многие психологи приходят к выводу, что  игра  невероятно важна для ребенка. Не развивающие занятия, не тренинги личностного роста и воспитания лидерских качеств,  а просто  Игра –  обычная,  банальная,  человеческая игра.   С друзьями, дома или в гостях, в школе или в летнем лагере.

Я – за  Игру !  Пусть дети сами выберут что им интересно и пусть почувствуют себя свободными,  а самое главное  - счастливыми!



Кризис 7-ми лет

27dce71ac66f9a4af0dbfb40c1216fee.png

В психологии кроме наиболее всем известного
кризиса 3-х лет или кризиса «Я сам!» и не менее известного широкой общественности подросткового кризиса, есть еще несколько, а именно кризис 1-го года и кризис 7-ми лет. Вот про этот последний я и хочу рассказать сегодня.

Итак, кризис 7-лет это первый социальный кризис, кризис вхождения в общество, получения новой роли - роли ученика, кризис реорганизации жизни и смены ведущей деятельности. Этот кризис хоть и привязан к определенному возрасту, но началом его можно считать начало систематического школьного обучения, момент, когда ребенок идет в школу.

Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает стремиться выйти за рамки своей семьи и участвовать в жизни общества. И школа становится доступной и закономерной реализацией этого стремления.

Что же происходит с ребенком в этом возрасте?
  1. Меняется его восприятие себя, он начинает более адекватно оценивать свои способности и возможности. Ребенок уже может оценить, что кто-то рисует или пишет лучше него, а кто-то хуже, соответственно меняется самооценка. Если для младшего дошкольника нормально оценивать себя, как «самого умного», «самого красивого» и так далее, то старший дошкольник и младший школьник обычно ставят себя куда-то на середину шкалы проявленности качества (хорошо если немного ближе к отметке «самый»).
  2. Кроме того появляется произвольность в поведении, то есть, вместо детской импульсивности и сиюминутности, формируется умение подождать, делать то, что надо сейчас, а не то, что хочется, умение концентрироваться на том, что не слишком интересно. Это очень важно в учебной деятельности, где невозможно идти только за интересом и где необходима некоторая доля этой самой произвольности.
  3. Исчезает детская непосредственность, а на ее место приходят кривляния, которые могут сильно раздражать взрослого. Может показаться, что ребенок все делает чрезмерно, напоказ: плачет, смеется, умничает и так далее. На самом же деле ребенок просто осваивает контроль за своими эмоциями и способы их выражения или невыражения.
  4. Постепенно появляется самоконтроль, что напрямую связано с развитием произвольности. Теперь ребенок многое может делать потому что он так решил, а не потому что им завладели эмоции. Конечно, это только начало процесса и далеко не все взрослые развили самоконтроль в достаточной степени, тем не менее, начало закладывается именно в этот период.
  5. Ребенок начинает более критично оценивать взрослых, что тоже может раздражать. Родитель перестает быть единственным авторитетом, теперь на его место приходит учитель, а потом и среди учителей он начинает выделять лучших.
  6. Ну и неизбежно с увеличением нагрузки повышается тревожность и чувствительность к оценке. Выходя из семьи ребенок перестает быть единственным и любимым, а значит ему приходится завоевывать себе место в сердцах людей, которых он встречает. Уже нет той безусловной любви, теперь, чтобы тебя ценили, надо что-то делать.
В каждом кризисе появляется некое новообразование, для семилетнего кризиса это самоуважение. Пройдя все испытания семи лет, ребенок должен приобрести новые знания о себе и, что очень важно, чувство самоуважения.

Что делать родителям?
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам и ребенку спокойнее пройти через этот не первый уже кризис развития.
  1. Помните, кризисы неизбежны. Это не капризы и вредность, это не назло вам, это просто такая вот перестройка внутренней и внешней жизни вашего чада. Это понимание даст немного больше терпения.
  2. Старайтесь поощрять самостоятельность ребенка и его самопознание, ведь это главная задача этого возраста: узнать, кто я такой и встроиться в новую ситуацию - обучение.
  3. Помогайте наладить отношения со сверстниками.
  4. Привлекайте ребенка к своим взрослым разговорам, учите его думать и рассуждать на разные не только детские темы.
  5. Будьте рядом и поддержите в ситуации неудачи, это научит его самостоятельно переживать неудачи и разочарования.
  6. Помните, вы все еще являетесь для вашего ребенка примером взрослого поведения, может быть, сейчас это даже важнее, чем раньше, ведь ребенок уже  оценивает вас немного более критически.
Почитать еще:

Подготовка к школе
Первый раз в первый класс! Адаптация к школе
Детская тревожность

Взгляд психолога на школьную форму

77040700eb7119f6cd9b778d57983356.jpeg

Недавно на форуме было много постов на тему школьной формы. Естественно, что в ситуации, когда нет единого стандарта (все носим форму или никто не носит форму), родителям хочется понять, что же делать, на что ориентироваться и вообще что про всю эту ситуацию думать. Поэтому давайте поговорим здесь о школьной форме с психологическим уклоном (не форма с уклоном, а поговорим с уклоном). Тут как всегда не будет конкретного ответа (делайте так и не делайте наоборот), а будет некое рассуждение с аргументами, а выводы делать придется вам самим и решения принимать тоже самостоятельно.
Итак по порядку. Что такое школа? Это место, где люди учатся, а не развлекаются. Там важно поддерживать атмосферу любознательности и здоровой учебной конкуренции, а не конкуренции внешнего вида. Кроме того, в начальных классах ребенок может случайно испачкать одежду на уроке рисования и тп, соответственно лучше если форма будет не слишком дорогой и легко стираемой. Также когда ребенок только начинает свое обучение в школе, ему важны все атрибуты своего нового статуса, и рюкзак, и новые тетради, и пеналы с наполнением, и стол, за которым делать уроки дома, и в том числе форма, как знак того, что он уже ученик, а не просто ребенок.
В старших классах, когда для подростков на первый план выходит общение, влюбленности и вопрос отношений, а не учебы, форма тоже может сыграть положительную роль, немного снизив накал страстей вокруг отношений и вернув немного энергии на учебу.
С другой стороны, тотальный контроль за тем, во что одет ребенок тоже может иметь негативные последствия, так как это влечет за собой чувство беспомощности и отсутствие инициативы. Ребенок перестает выбирать что-то сам и начинает плыть по течению, тогда как для успешной учебы очень важна самостоятельность, активность и инициативность.
Из всего вышесказанного можно заключить, что тут как и почти всегда необходим некий баланс. Полезно, если школа задает некие понятные ограничения по внешнему виду, например, цвета, которые допустимы и общие рекомендации по покрою, например, чтобы юбка не была выше колена (это я сейчас фантазирую) или что нельзя ходить в школу в шортах, при этом оставляя некий простор для выбора. Тогда родители могут этот выбор делать исходя из своего бюджета, а дети из своего вкуса.
Конечно, есть исключения, например, в кадетском корпусе, вариантов в смысле формы, наверное, быть не должно, но это объясняется вполне понятными причинами. Бывает так, что школа не формулирует каких-то конкретных требований к одежде, но на собрании рассказывает родителям, как стоит подходить в подбору одежды для занятий. Тут на родителей ложится немного больше ответственности. Им приходится помнить, что внешние факторы, такие как одежда, тоже влияют на внутреннее состояние ребенка, а значит и на его учебу.


В какой форме дети учатся лучше...

Построена самая большая школа в России

Что делать, если есть проблема со зрением?

Общество и необычные дети

Я не чтец и не слушатель "Эха Москвы", но вот что-то вывело меня на одну статью, а вернее на запись эфира - Есть ли право на образование у особенных детей? Поднималась сложная тема, очень сложная. Но меня поразил больше всего не основной вопрос, а одно конкретное обстоятельство.
Для начала коротко опишу, о чём шла речь. Директор школы Святого Георгия Победоносца Нина Алексеевна Микоян рассказала о сложностях, которые в тот момент были у учреждения. А конкретно - о проблеме с помещением. С самого момента создания школа арендовала помещения, но по разным причинам приходилось постоянно переезжать. На момент интервью как раз и пришёлся разгар очередной истории. И именно это меня удивило и шокировало. По решению городских властей, их заставили освободить арендуемое помещение, которое находилось во дворе нескольких жилых домов. А въехали они туда всего-то пару месяцев назад. И вот буквально на следующий день после въезда на центр поступила жалоба от.... жителей близлежащих домов! От простых людей! Жалоба на детей! На второй день! Вы только представьте себе это!...
Учреждение занимается помощью детям с проблемами развития. Чем оно могло помешать окружающим?! Что, ребёнок-аутист, которого привёл на занятия кто-то из родственников и держит под контролем, станет кидаться на чью-то машину? Или маленький инвалид решит поджечь подъезд? Какие картинки должны быть в голове у ВСЕХ жителей этих домов, чтобы только при упоминании об этих ребятишках начать строчить кляузу? Неужели, они не понимали, что творили?
Этим детям и так нелегко. Вместо того, чтобы решать обычные для всех задачи, они ещё вынуждены бороться с дополнительными трудностями. Их родители в основном небогатые люди и не в состоянии пригласить персональных педагогов и врачей. Поэтому помощь подобных школ очень нужна. А конкретно в школе Святого Георгия Победоносца, как я понял, все родители были довольны тем, как проходит обучение.
А в отношении действия властей хороший пример привела ведущая эфира. Во дворе её дома жители три года добивались, чтобы убрали питейное заведение (она уточнила, что это не приличное кафе), из которого по ночам гремит музыка, и всё без результата. Зато на жалобу о школе отреагировали мгновенно.

Я не могу понять такой злобы и такого отношения. Особенно исходящих от простых людей. Они-то не обременены законами и инструкциями и должны понимать, что и у них могут случиться проблемы, с которыми не справиться в одиночку. Помогать нужно друг другу. А если не можешь сам, то хотя бы не мешай...

625d8d6766224571edb7af3c5c9ecec3.jpg

А тут Нина Алексеевна Микоян ответила на пару вопросов Союза женских сил.
Здоровый свет