Недавно ко мне обратилась за консультацией женщина, которая собирается в следующем году отдавать своего ребенка в 1 класс. Мальчику исполнится 7 лет в марте 2017 г., но выглядит и чувствует он себя как ребенок лет пяти. Мальчик не ходил в детский сад из-за проблем со здоровьем – частые простуды, проблемы с желудком. Он не очень хорошо говорит, а занятия с логопедом пока не дали ожидаемого результата. И, что немаловажно, есть трудности в общении с другими людьми – он пугается и стесняется малознакомых людей.
Обычно в 1-й класс принимают детей в возрасте 7 лет. Но иногда родители спешат отдать свое чадо в школу раньше, в возрасте 5-6 лет. Споры между специалистами о том, когда следует начать обучение иностранному языку, когда можно давать другие знания, учить читать и писать, не стихают многие десятилетия.
Есть сторонники того, что «чем раньше, тем лучше». И в этом есть свои плюсы. Но есть и особенности индивидуального развития ребенка, которые, безусловно, надо учитывать.
Есть сторонники мнения, что не следует нагружать ребенка раньше 7 – 8 лет какими-то специальными знаниями, надо давать простор для творчества и дать ребенку возможность «прожить счастливое и беззаботное детство». И в этом тоже есть свои плюсы и минусы. Мы сейчас не будет останавливаться на этом подробно, так как специалисты и сторонники разных точек зрения подробно излагают свои позиции. Мы сейчас поговорим о том, как себя вести, если перед вами встал вопрос о том, когда отдавать ребенка в школу, но есть сомнения в правильности своей позиции.
Во-первых, посмотрите, в какой плоскости лежат эти сомнения: либо в общественном мнении, либо в поведении вашего ребенка. Если проблема в том, что вы не знаете, к какой позиции примкнуть, почитайте статьи наших авторитетных детских и семейных психологов (Ю. Б. Гиппенрейтер, А.Я. Варга и др.) Если проблема конкретная и связана с состоянием вашего ребенка, то обратитесь к специалисту за консультацией.
Зачислить в 1-й класс могут, даже если ещё нет шести с половиной лет. При этом, бывает так, что интеллектуально ребёнок готов к школьному обучению и в 5 лет, но его физические возможности не позволят ему выдержать нагрузку первоклассника, вследствие чего будет накапливаться усталость. В этом случае у вас есть выбор: 1) уделить особое внимание здоровью и повышению жизнеспособности ребенка, чтобы подготовить его к школе; 2) позволить всему идти своим чередом, и дождаться, пока сам ребенок почувствует силы и желание идти в школу.
Иногда ребёнок не может учиться в школе и с 7 лет, и в этом случае с учетом медицинских показаний его можно отдать в 1-й класс после 7 лет (в 8 или 9 лет).
В школу мы отдаем детей, чтобы они получили знания, не потеряв при этом здоровье.
В связи с этим я хочу привести мнение Татьяны Черниговской, которая является профессором СПбГУ, дважды доктором наук (по биологии и филологии), заслуженным деятелем науки.
Т. В. Черниговская обращает внимание на то, что практически всех детей принимают в школу в возрасте 7 лет, но возраст ребенка по паспорту и реальный биологический могут не совпадать на год или два даже у физически здоровых детей. Из этого следует, что ребенок может быть не готов к учебному процессу, то есть он начинает получать в двойки. Если бы родители отдали его через год в школу, то картина могла бы быть другой. Профессор Т.В. Черниговская говорит: «Понимаете, это связано с мозгом: ребенок может считаться умственно не очень сильным, а на самом деле он зреет медленнее — это может быть случай Эйнштейна, например, хотя этот вариант критический. И если бы вовремя дали созреть его мозгу, то он мог бы класть всех на лопатки своими пятерками…».
Она говорит: «IQ — очень плохой тест, и я не единственная, кто так считает. Этим вопросом я занималась профессионально. Я уверена, что если бы через IQ мы прогоняли Моцарта с Пушкиным, то они бы получили очень низкий балл».
Пушкин закончил лицей на тройки, Менделеев по химии тоже получал двойки во время учебы, а Эйнштейна вообще считали недоразвитым. Но это не помешало им стать великими людьми. Из этого, конечно, не следует, что все двоечники станут великими, но то, что следует внимательнее отнестись к тем трудностям, которые имеет ребенок, обучаясь в школе.
Своей клиентке я дала совет не торопиться отдавать ребенка в школу, а, возможно, отвести его в какую-то небольшую подготовительную группу, где он в безопасной ситуации будет учиться общаться и разговаривать.
Отдавая ребенка в школу, позаботьтесь о том, чтобы учиться ему было интересно. Конечно, не все будет легко, но преодоление трудностей с радостью – вот главный урок, который вы сами можете преподать своему ребенку. И, конечно, учитывайте его особенности и увлечения, о которых никто кроме вас не знает так хорошо. Не забывайте прислушиваться к мнению профессионалов, но ответственность за принятые решения все-таки ложится на вас.
Подготовка к школеРаздельное обучение: оно мне надо?Первый раз в первый класс! Адаптация к школе.