Слишком сложная программа

4018b3cbb647ba7935c369f15932cf7c.jpg

Еще одной причиной возникновения школьной тревожности могут стать сложности при освоении учебной программы, как по какому-то конкретному предмету, так и в формате общей успеваемости или усилий (и времени) затрачиваемых на ее освоение.

Учеба занимает в жизни ребенка очень важное место, составляя чуть ли не половину этой самой жизни. И если тут что-то идет не так, это не может не отразиться на психологическом состоянии ученика.

Почему ребенок может не справляться?
  1. Сложная программа. Сегодня в некоторых школах действительно сложные программы, которые рассчитаны на определенный детский контингент, а именно на хорошо развитых детей, способных быстро усваивать большие объемы новой информации.
  2. Программа не соответствует уровню развития ребенка. Бывает, что ребенок раньше пошел в школу, а значит некоторые психические функции, необходимые для успешного обучения, могли не до конца сформироваться. Или же ребенок пошел в школу вовремя, но развитие тех самых психических функций запаздывает.
  3. Отсутствие мотивации. Если ребенок не хочет учиться, ему скучно, он не видит в этом совсем никакого смысле, то и результаты будут соответствующие. И тут работать надо именно с этим.
  4. Отсутствие контакта (или конфликт) с педагогом. Учитель играет ключевую роль в школьном обучении особенно на ранних его стадиях и если он невзлюбил ребенка, записал его в двоечники или как-то иначе предвзято к нему относиться, ребенку может быть намного сложнее учиться, чем его одноклассникам, у которых нет проблем в отношениях с учителем.
  5. Физиологические заболевание или переутомление, перегруженность другими занятиями, недостаток сна, проблемы с питанием и все, что может физиологически ослабить организм.
  6. Психологические особенности ребенка. Например, скорость реакции и обработки информации, проще говоря, медленному ребенку сложнее учиться, так как он может попросту не успевать за педагогом. Или же ребенку, который легко отвлекается, сложно оставаться сосредоточенным 45 минут в группе из 25-ти других детей.
  7. Интеллектуальные проблемы. У сожалению, не все люди обладают одинаковым интеллектом, есть дети, которые не способны, например, поступить в университет и его закончить, а значит и учиться в школе им может быть сильно сложнее чем другим их сверстникам.
Чтобы помочь ребенку преодолеть эту проблему, для начала важно как можно точнее понять, в чем ее причина и работать именно с ней, а не увеличиться количество репетиторов и давление на ребенка.

Почитать еще:

Причины школьной тревожности

Учебные перегрузки

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Учебные перегрузки

d506f64a8725dcd52161c92e6af3230e.png

Вчера я начала писать про школьную тревожность и обещала продолжить. Так вот сегодня про учебные перегрузки, которые могут вызвать ту самую тревожность у ребенка. К сожалению, школьная программа часто бывает перегружена и составлена без учеба особенностей и возможностей детей.

Так, например, наиболее правильно для детей учиться пять недель, потом одну отдыхать и снова учиться пять недель. В некоторых школах каникулы устроены именно так и если у вас есть выбор, то лучше выбрать школу с таким графиком.

Второй причиной перегрузок может стать домашнее задание, которое учителя дают в надежде максимально повысить успеваемость своих подопечных. Однако, ребенку кроме учебы нужен еще и отдых, а домашнее задание должно играть только вспомогательную, а не основную роль в обучении.

Дальше идет школьное расписание. Учиться с 8.30 до 16.00 это почти что полный рабочий день, причем требующий постоянной включенности. Ну и как несложно догадаться самые продуктивные учебные дни это вторник и среда, так как в понедельник надо снова вернуть учебный настрой, а в четверга уже чувствует усталость, а значит расписание должно по-хорошему это учитывать.

Длительность урока тоже имеет значение, особенно для детей с быстрой утомляемостью, к концу урока они уже мало что способны усвоить, хорошо еще, если могут записать что-то в тетрадь.

Еще один пункт - это продленка, она тоже добавляет напряжения, так как, находясь в школе, ребенок не может полноценно отдохнуть и расслабиться, потому что, во-первых, он находится в том же окружении и тех же условиях, а во-вторых, постоянно окружен другими детьми, что тоже создает напряжение.

Что же делать родителям?
  • Для начала удалить особое внимание выбору школы, держа в голове все описанное выше. Расписание каникул, уроков, наличие спортивных и творческих уроков, которые могут служить разгрузкой и так далее.
  • Не перегружать чадо дополнительными занятиями, если вы видите, что ему тяжело. Не перегружать даже в том случае, если очень хочется.
  • Отдельное внимание уделить тому, как ваш ребенок проводит выходные. В выходные ребенок должен иметь возможность выспаться и отдохнуть.
  • По возможности не оставлять на продленку.
  • Если вы знаете, что ваш ребенок быстро устает, поговорите с учителем, чтобы в конце урока его не спрашивали, лучше вы еще раз дома повторите то, что ребенок не смог воспринять на уроке, чем он будет находиться в еще большем напряжении на уроке.
  • Ну и такие простые, но важные моменты, как четкий режим дня и достаточное количество сна, правильное питание и максимальное количество свежего воздуха.
  • Если необходимо то витамины и консультация специалиста (невролога, психолога и тп)
Почитать еще:

Причины школьной тревожности

Скоро в школу! Как подготовить ребенка?

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Причины школьной тревожности

1e6d1adea6c79c2710118510bb6505aa.jpg

Есть в психологии такое понятие как школьная тревожность и есть тесты ее определяющие. В этих тестах выделают несколько основных направлений, на которые обращают внимание. Вот эти направления:
  • Общая тревожность в школе. Тут причиной тревожности школьной может быть тревожность как личностная черта. Еще одной причиной могут быть школьные перегрузки.
  • Переживание социального стресса. Тут речь идет про взаимодействие с одноклассниками. К возникновению тревоги этого типа может привести, например, смена класса, когда ребенку необходимо заново знакомиться и налаживать отношения с одноклассниками.
  • Фрустрация потребности в достижение успеха. Это о том, что любому человеку важно чувствовать себя успешным, видеть свои достижение, если же этого не происходит, возникает ощущение тревоги
  • Страх самовыражения.
  • Страх ситуации проверки знаний, он же страх оценки.
  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Тут в основе тоже страх оценки только уже не знаний, а личности. Детям очень важно соответствовать ожиданиям значимых взрослых (родителей и учителей), если же это не удается, опять же возникает тревога.
  • Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Тогда тревога будет следствием перенапряжение нервной системы
  • Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Учитель в школе очень значим и если с ним есть проблемы или страх этих проблем, это не может не наложить отпечаток на ощущения школьника.
Одной из причин не приведенных выше, так как следствия ее могут быть очень разными, может стать сложности с освоением школьной программы, к которым может добавиться и страх оценки и оценивания, страх проверок, сложности в отношениях с учителями и страх не соответствовать ожиданиям.

А подробности и что делать с этими подробностями в следующих сериях:
Родители - фактор, влияющий на школьную тревожность
Учебные перегрузки

Почитать еще:

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Скоро в школу! Как подготовить ребенка?

Собираемся в школу

Снова в школу. Как подготовить ребенка к школе после летних каникул

2ea7ffe6bf6dcfdf957d457bfdb4bf84.jpg

Лето подходит к концу, скоро сентябрь, а с ним и начало нового учебного года. Довольно много написано о том, как подготовить к школе будущих первоклассников и это понятно, однако, не только им понадобится подготовка, ведь и будущие второклассники должны вернуться в школу.

Летние каникулы это огромный промежуток времени, особенно для ребенка. За это время его график перестраивается, он проживает массу нового и интересного, что-то узнает, где-то бывает и так далее и за всеми этими впечатлениями очень просто забыть про школу.

Чтобы начало учебы не стало слишком большим потрясением, готовиться надо начать заранее:
  1. Примерно за 2-3 недели до начала учебы начните постепенно приводить график жизни своего ребенка к школьной норме, ложиться и вставать раньше, чтобы к моменту, когда это реально понадобится, организм уже перестроился.
  2. Постарайтесь, если вдруг летом вы немного расслабились, начать кормить ребенка вкусной и полезно, чтобы мозг и прочий организм получал все необходимое для серьезной работы.
  3. Начните разговаривать о школе, стараясь вспоминать приятные и интересные моменты, чтобы создать у ребенка положительный настрой.
  4. В разговорах стоит вспомнить и, что было пройдено в школе за прошлый год, возможно, даже открыть старые учебники и убедиться, что все легко, ну или потренироваться, чтобы снова стало легко. Кому-то могут помочь диктанты, кому-то нужно освежить в памяти счет и так далее.
  5. Важно вместе купить все необходимое для нового учебного года, чтобы по возможности сам ребенок выбрал то, что ему нравится и собрал портфель
  6. Ну и первые недели в школе постарайтесь не загружать ребенка дополнительными занятиями, дайте ему втянуться в один режим и уровень нагрузки, а уже потом можно добавить и рисование и пение.
Легкой вам и вашим детям адаптации к новому учебному году! Легкого старта и интересных открытий.

Почитать еще:

Подготовка к школе

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе

Как научить ребенка учиться самостоятельно?

Обучение или дрессировка?

bd48ed73cfcfe477baa025257ddbce5d.jpg

Учеба в школе занимает 10 лет, потом еще и университет, а многие на этом не останавливаясь учатся и дальше. При этом много обсуждается тема экзаменов и вообще методов обучения. На мой взгляд все эти подходы можно условно разделить на две категории: собственно обучение и дрессировка, натаскивание на сдачу экзаменов.

Я как сторонник золотой середины считаю, что порой и дрессировка тоже нужна, особенно, когда речь идет о каком-то специфическом виде зачета или деятельности. Так, например, когда я сдавала известный экзамен по английскому языку IELTS я занималась в частности именно таким вот натаскиванием, я делала типовые задания, и учила необходимые конструкции не только предложений, но и текстов. Конечно, параллельно я учила новые слова и тренировалась в употреблении времен, но тем не менее.

То же самое касается и любой другой учебы, как мне кажется, ведь очень часто понять что-то недостаточно, необходимо натренироваться, как минимум для того, чтобы ускорить процесс мышления, не выводя каждый раз заново простейшие знания или не пересчитывая сложением, сколько будет 8x9.

И если про дрессировку все более менее понятно и даже будучи ее противником вполне можно найти случаи, когда без нее вроде как не обойтись, то с подлинным обучением все сложнее. Иногда кажется проще заменить его отработанными ответами на вопросы, ведь в это самое обучение входит и умение думать, и мотивация, и инициатива ученика, и возможность его несогласия с педагогом и прочие неудобные вещи.

Надо сказать, в моей практике работы в монтессори школе были примеры, подтверждающие оба утверждения: были те, кого, казалось, можно только дрессировкой чему-то научить, а были и те, с кем отлично работали всевозможные методы, поощряющие свободное экспериментирование и рассуждения. Поэтому я, увы, только теоретически представляю себе такую вот идеальную картинку свободного образования, как, например, Саммерхилл. Однако я не оставляю надежд в этом разобраться.

Конечно, кроме собственно учебной ситуации есть много чего еще и, если, например, дома принята тоталитарная система воспитания, то и в школе ребенку проще будет оказаться в таких же условиях. Такого ребенка, наоборот могут напугать чрезмерно свободные условия.
А вы как смотрите на свободу и натаскивание при обучении?


Почитать еще:
Образование без компьютеров
Педагогика Селестана Френе
Кнут или пряник?

Религиозные учения в школах

Недавно сидя в моем любимом ресторанчике, я познакомилась с двумя интереснейшими людьми – испанцем Марио и Викторией, они коллеги и работают в сфере бизнес-консалтинга.
Интереснейшие, умнейшие люди, каждый раз разговор с которыми превращается в высокоинтеллектуальный спор. А кроме того у Марио манеры настоящего джентльмена, он на высоком уровне знает этикет, а такое я вижу вообще впервые.
Для примера, Марио не только поможет с пальто, и пододвинет кресло, но и встает каждый раз, как дама поднимается из-за стола или подходит к столу. Этот его жест меня просто покоряет, я думала таких мужчин уже не осталось!
Мы с ними вчера снова случайно пересеклись в Тратории и сели провести вместе вечер. И вот, что интересного поведала нам Виктория.
Ее дочь учится в школе. В школе ввели в качестве обязательного предмета изучение мировых религий. При чем не историю религии, а непосредственно само вероучение.
Изначально поставленная цель была вполне разумной и понятной и в целом благой. Поскольку мы живем в многоконфессиональном государстве, где нет одной официально исповедуемой религии, то необходимо с детства прививать детям толерантность и уважение ко всем религиям и людям их исповедующим. И , если следовать такой логике, то понятно, что изучать надо предлагать не свою религию, а остальные, что бы знать их историю, да и просто знать азы.
Но все сделали наоборот – изучают дети ту религию, которую им не просто выбрали родители, но и ту, которую им навязали. Ведь большинство детей крестят в раннем детстве (это я про христиан) , в несознательном возрасте, а по сути -  навязывают свою веру. Нет элемента осознанности. Но это еще ладно. Я могу это понять, поскольку даже при таком навязывании религии каждый родитель желает блага своему ребенку, желает его защитить своей верой, а вера -  вещь великая. Да и к тому же в  осознанном возрасте человек может и понять, что он не христианин , а , скажем, буддист. Хотя в смене веры все-таки есть что-то порочное для меня, хотя конечно, так нельзя рассуждать, ведь это дело сугубо личное, даже интимное.
Но и в школе детям не дают право выбора уже не какую религию исповедовать, но какую изучить, о какой интересно узнать. И тут за детей принимают решения. Детям по сути не дают сделать выбор, проанализировать. Не говорю уже, что на корню убиваются и аналитические способности и способности принимать решения и отвечать за них.
Дальше – лучше. В учебнике по христианскому вероучению написано, как сказала Виктория, что христианство – это самая гуманная и правильная религия. Не трудно предположить, что в учебниках, посвященных другим религиям написано то же самое.
И вот если представить, что в жизни встретятся христианин и мусульманин, которые были воспитаны на вот таких воззрениях, получится ли у них диалог? Маловероятно. Это привет к конфликту. А поскольку религия – это опиум, то едва ли они смогут разойтись мирно, оставшись каждый при своем мнении. Это все равно, что закладывать в детей идею национализма. К чему такая идеология приводит знают все.
В итоге в Москве родители учеников школы № 2065 написали коллективное обращение в прокуратуру с требованием проверить программу школьного курса. «Истоки» – дисциплина, которая входит в образовательную программу в 62 регионах России. Авторы обращения называют этот предмет «навязыванием религиозной идеологии» и «давлением на детскую психику» и утверждают, что всех пятиклассников обязали посещать его без права выбора. Подписи под обращением в генпрокуратуру поставили 24 родителя, среди них атеисты, мусульмане, католики, иудеи и православные.
Такие дела! А каково Ваше мнение по поводу навязывания религии детям?


58fcbe14860d9c6a213c73fb5e06f76d.jpg


Л.ВЕРБИЦКАЯ ПРЕДЛОЖИЛА ИСКЛЮЧИТЬ «ВОЙНУ И МИР» И РОМАНЫ Ф.ДОСТОЕВСКОГО ИЗ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ИНТЕРВЬЮ)

Нужно ли хоровое пение включать в школьную программу?

Кризис 7-ми лет

27dce71ac66f9a4af0dbfb40c1216fee.png

В психологии кроме наиболее всем известного
кризиса 3-х лет или кризиса «Я сам!» и не менее известного широкой общественности подросткового кризиса, есть еще несколько, а именно кризис 1-го года и кризис 7-ми лет. Вот про этот последний я и хочу рассказать сегодня.

Итак, кризис 7-лет это первый социальный кризис, кризис вхождения в общество, получения новой роли - роли ученика, кризис реорганизации жизни и смены ведущей деятельности. Этот кризис хоть и привязан к определенному возрасту, но началом его можно считать начало систематического школьного обучения, момент, когда ребенок идет в школу.

Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает стремиться выйти за рамки своей семьи и участвовать в жизни общества. И школа становится доступной и закономерной реализацией этого стремления.

Что же происходит с ребенком в этом возрасте?
  1. Меняется его восприятие себя, он начинает более адекватно оценивать свои способности и возможности. Ребенок уже может оценить, что кто-то рисует или пишет лучше него, а кто-то хуже, соответственно меняется самооценка. Если для младшего дошкольника нормально оценивать себя, как «самого умного», «самого красивого» и так далее, то старший дошкольник и младший школьник обычно ставят себя куда-то на середину шкалы проявленности качества (хорошо если немного ближе к отметке «самый»).
  2. Кроме того появляется произвольность в поведении, то есть, вместо детской импульсивности и сиюминутности, формируется умение подождать, делать то, что надо сейчас, а не то, что хочется, умение концентрироваться на том, что не слишком интересно. Это очень важно в учебной деятельности, где невозможно идти только за интересом и где необходима некоторая доля этой самой произвольности.
  3. Исчезает детская непосредственность, а на ее место приходят кривляния, которые могут сильно раздражать взрослого. Может показаться, что ребенок все делает чрезмерно, напоказ: плачет, смеется, умничает и так далее. На самом же деле ребенок просто осваивает контроль за своими эмоциями и способы их выражения или невыражения.
  4. Постепенно появляется самоконтроль, что напрямую связано с развитием произвольности. Теперь ребенок многое может делать потому что он так решил, а не потому что им завладели эмоции. Конечно, это только начало процесса и далеко не все взрослые развили самоконтроль в достаточной степени, тем не менее, начало закладывается именно в этот период.
  5. Ребенок начинает более критично оценивать взрослых, что тоже может раздражать. Родитель перестает быть единственным авторитетом, теперь на его место приходит учитель, а потом и среди учителей он начинает выделять лучших.
  6. Ну и неизбежно с увеличением нагрузки повышается тревожность и чувствительность к оценке. Выходя из семьи ребенок перестает быть единственным и любимым, а значит ему приходится завоевывать себе место в сердцах людей, которых он встречает. Уже нет той безусловной любви, теперь, чтобы тебя ценили, надо что-то делать.
В каждом кризисе появляется некое новообразование, для семилетнего кризиса это самоуважение. Пройдя все испытания семи лет, ребенок должен приобрести новые знания о себе и, что очень важно, чувство самоуважения.

Что делать родителям?
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам и ребенку спокойнее пройти через этот не первый уже кризис развития.
  1. Помните, кризисы неизбежны. Это не капризы и вредность, это не назло вам, это просто такая вот перестройка внутренней и внешней жизни вашего чада. Это понимание даст немного больше терпения.
  2. Старайтесь поощрять самостоятельность ребенка и его самопознание, ведь это главная задача этого возраста: узнать, кто я такой и встроиться в новую ситуацию - обучение.
  3. Помогайте наладить отношения со сверстниками.
  4. Привлекайте ребенка к своим взрослым разговорам, учите его думать и рассуждать на разные не только детские темы.
  5. Будьте рядом и поддержите в ситуации неудачи, это научит его самостоятельно переживать неудачи и разочарования.
  6. Помните, вы все еще являетесь для вашего ребенка примером взрослого поведения, может быть, сейчас это даже важнее, чем раньше, ведь ребенок уже  оценивает вас немного более критически.
Почитать еще:

Подготовка к школе
Первый раз в первый класс! Адаптация к школе
Детская тревожность

Возраст первоклассника: 6 или 7?

b0c6474da4aca47375ba615a7da818f3.jpg
Недавно ко мне обратилась за консультацией женщина, которая собирается в следующем году отдавать своего ребенка в 1 класс. Мальчику исполнится 7 лет в марте 2017 г., но выглядит и чувствует он себя как ребенок лет пяти. Мальчик не ходил в детский сад из-за проблем со здоровьем – частые простуды, проблемы с желудком. Он не очень хорошо говорит, а занятия с логопедом пока не дали ожидаемого результата. И, что немаловажно, есть трудности в общении с другими людьми – он пугается и стесняется малознакомых людей.
Обычно в 1-й класс принимают детей в возрасте 7 лет. Но иногда родители спешат отдать свое чадо в школу раньше, в возрасте 5-6 лет. Споры между специалистами о том, когда следует начать обучение иностранному языку, когда можно давать другие знания, учить читать и писать, не стихают многие десятилетия.
Есть сторонники того, что «чем раньше, тем лучше». И в этом есть свои плюсы. Но есть и особенности индивидуального развития ребенка, которые, безусловно, надо учитывать.

0293a0d08eba5b24a71d6cd23ffdb6ad.jpg

Есть сторонники мнения, что не следует нагружать ребенка раньше 7 – 8 лет какими-то специальными знаниями, надо давать простор для творчества и дать ребенку возможность «прожить счастливое и беззаботное детство». И в этом тоже есть свои плюсы и минусы. Мы сейчас не будет останавливаться на этом подробно, так как специалисты и сторонники разных точек зрения подробно излагают свои позиции. Мы сейчас поговорим о том, как себя вести, если перед вами встал вопрос о том, когда отдавать ребенка в школу, но есть сомнения в правильности своей позиции.
Во-первых, посмотрите, в какой плоскости лежат эти сомнения: либо в общественном мнении, либо в поведении вашего ребенка. Если проблема в том, что вы не знаете, к какой позиции примкнуть, почитайте статьи наших авторитетных детских и семейных психологов (Ю. Б. Гиппенрейтер, А.Я. Варга и др.) Если проблема конкретная и связана с состоянием вашего ребенка, то обратитесь к специалисту за консультацией.
Зачислить в 1-й класс могут, даже если ещё нет шести с половиной лет. При этом, бывает так, что интеллектуально ребёнок готов к школьному обучению и в 5 лет, но его физические возможности не позволят ему выдержать нагрузку первоклассника, вследствие чего будет накапливаться усталость. В этом случае у вас есть выбор: 1) уделить особое внимание здоровью и повышению жизнеспособности ребенка, чтобы подготовить его к школе; 2) позволить всему идти своим чередом, и дождаться, пока сам ребенок почувствует силы и желание идти в школу.
Иногда ребёнок не может учиться в школе и с 7 лет, и в этом случае с учетом медицинских показаний его можно отдать в 1-й класс после 7 лет (в 8 или 9 лет).
В школу мы отдаем детей, чтобы они получили знания, не потеряв при этом здоровье.
В связи с этим я хочу привести мнение  Татьяны Черниговской, которая является профессором СПбГУ, дважды доктором наук (по биологии и филологии), заслуженным деятелем науки.  
Т. В. Черниговская обращает внимание на то, что практически всех детей принимают в школу в возрасте 7 лет, но  возраст ребенка по паспорту и реальный биологический могут не совпадать на год или два даже у физически здоровых детей.  Из этого следует, что ребенок может быть не готов к учебному процессу, то есть он начинает получать в двойки. Если бы родители отдали его через год в школу, то  картина могла бы быть другой. Профессор Т.В. Черниговская говорит: «Понимаете, это связано с мозгом: ребенок может считаться умственно не очень сильным, а на самом деле он зреет медленнее — это может быть случай Эйнштейна, например, хотя этот вариант критический. И если бы вовремя дали созреть его мозгу, то он мог бы класть всех на лопатки своими пятерками…».  
Она говорит: «IQ — очень плохой тест, и я не единственная, кто так считает. Этим вопросом я занималась профессионально. Я уверена, что если бы через IQ мы прогоняли Моцарта с Пушкиным, то они бы получили очень низкий балл».
Пушкин закончил лицей на тройки, Менделеев по химии тоже получал двойки во время учебы, а Эйнштейна вообще считали недоразвитым.  Но это не помешало им стать великими людьми. Из этого, конечно, не следует, что все двоечники станут великими, но то, что следует внимательнее отнестись к тем трудностям, которые имеет ребенок, обучаясь в школе.

b890c07a3224736ae703b1fc4c2a1556.jpg
Своей клиентке я дала совет не торопиться отдавать ребенка в школу, а, возможно, отвести его в какую-то небольшую подготовительную группу, где он в безопасной ситуации будет учиться общаться и разговаривать.
Отдавая ребенка в школу, позаботьтесь о том, чтобы учиться ему было интересно. Конечно, не все будет легко, но преодоление трудностей с радостью – вот главный урок, который вы сами можете преподать своему ребенку. И, конечно, учитывайте его особенности и увлечения, о которых никто кроме вас не знает так хорошо. Не забывайте прислушиваться к мнению профессионалов, но ответственность за принятые решения все-таки ложится на вас.
Подготовка к школе

Раздельное обучение: оно мне надо?

Первый раз в первый класс! Адаптация к школе.

Как закончить четверть, не уехав в дурдом?

Ну что, люди добрые! Прошел месяц учебного года. Чем порадуете, что расскажете? Какие проблемы у вас возникают с детками в период адаптации к учебному году? И главное - как вы с ними справляетесь? Лично я собираюсь в дурдом. ))) Для тех, кто не знает - у меня сын первоклассник. Чувствую себя Фрекен Бок: "Тра-ла-ла-ла. А я сошла с ума". Какая досада. ))))

251e26ca89735fc9cbb193bd5be1278d.jpg

А дело вот в чем. Детеныш отказывается подчиняться каким-либо правилам в школе. Учительница звонит мне буквально через день с жалобами на его поведение. Он может спокойно разгуливать по классу во время урока. Выкрикивать с места все, что ему придет в голову. Мычать за партой (кстати, за ним начинает мычать сразу пол класса)))). Качается на стуле постоянно. Если ему надоело выполнять задание, то он просто так и говорит: мне надоело, я пошел. Встает и уходит. )  Ну в общем вы поняли, все в таком духе. )))

Когда разговариваешь с ним дома, он говорит: мамочка, я все понимаю и больше так не буду. На следующий день все повторяется. Мы с учительницей придумали метод поощрения. Оценки им сейчас ставить запрещено. Поэтому решили, что она ему  будет клеить смайлики в дневник. За 5 хороших смайликов в неделю ему было обещано вознаграждение в виде посещения любого мероприятия по его желанию в субботу. Но этот метод не сработал сразу же. Во-первых, он сказал учительнице, что если принесет плохой смайлик, то его выгонят из дому. )))) А во-вторых, все дети стали требовать с нее смайлики в дневник. ) Метод наказания тоже не срабатывает. Он клянется, что вот завтра он будет себя вести хорошо и тут же залезает на дерево в школьной форме на глазах у учителей. Или качается как обезьяна на дверях гардероба. )

Что с этим делать, я ума не приложу. Надо признать, что домашнее задание он выполняет быстро и без проблем. Уже второй день стихи наизусть учит абсолютно самостоятельно. И умом я понимаю, что в его возрасте мое поведение мало отличалось от его теперешнего. Я вообще в третьем классе в школу пришла в маминых красных сапогах на шпильке. ))) В углу потом стояла весь учебный день. ) Так почему же сейчас я так остро реагирую на поведение своего ребенка? Или я больше реагирую именно на жалобы учителя? Ведь в наше время не было мобильных телефонов и о наших выкрутасах можно было узнать только на родительском собрании. Умные мои, хорошие, помогите! Научите неразумную, как справляться либо с ребенком, либо с собственными эмоциями. Я ведь ору, как потерпевшая на бедного своего ребенка. Сразу скажу, пустырник с валерьянкой пью, сына глицином пою. )))))


Материалы по теме: Конфликт с учителем
Первый раз в первый класс
Наказание не работает

Взгляд психолога на школьную форму

77040700eb7119f6cd9b778d57983356.jpeg

Недавно на форуме было много постов на тему школьной формы. Естественно, что в ситуации, когда нет единого стандарта (все носим форму или никто не носит форму), родителям хочется понять, что же делать, на что ориентироваться и вообще что про всю эту ситуацию думать. Поэтому давайте поговорим здесь о школьной форме с психологическим уклоном (не форма с уклоном, а поговорим с уклоном). Тут как всегда не будет конкретного ответа (делайте так и не делайте наоборот), а будет некое рассуждение с аргументами, а выводы делать придется вам самим и решения принимать тоже самостоятельно.
Итак по порядку. Что такое школа? Это место, где люди учатся, а не развлекаются. Там важно поддерживать атмосферу любознательности и здоровой учебной конкуренции, а не конкуренции внешнего вида. Кроме того, в начальных классах ребенок может случайно испачкать одежду на уроке рисования и тп, соответственно лучше если форма будет не слишком дорогой и легко стираемой. Также когда ребенок только начинает свое обучение в школе, ему важны все атрибуты своего нового статуса, и рюкзак, и новые тетради, и пеналы с наполнением, и стол, за которым делать уроки дома, и в том числе форма, как знак того, что он уже ученик, а не просто ребенок.
В старших классах, когда для подростков на первый план выходит общение, влюбленности и вопрос отношений, а не учебы, форма тоже может сыграть положительную роль, немного снизив накал страстей вокруг отношений и вернув немного энергии на учебу.
С другой стороны, тотальный контроль за тем, во что одет ребенок тоже может иметь негативные последствия, так как это влечет за собой чувство беспомощности и отсутствие инициативы. Ребенок перестает выбирать что-то сам и начинает плыть по течению, тогда как для успешной учебы очень важна самостоятельность, активность и инициативность.
Из всего вышесказанного можно заключить, что тут как и почти всегда необходим некий баланс. Полезно, если школа задает некие понятные ограничения по внешнему виду, например, цвета, которые допустимы и общие рекомендации по покрою, например, чтобы юбка не была выше колена (это я сейчас фантазирую) или что нельзя ходить в школу в шортах, при этом оставляя некий простор для выбора. Тогда родители могут этот выбор делать исходя из своего бюджета, а дети из своего вкуса.
Конечно, есть исключения, например, в кадетском корпусе, вариантов в смысле формы, наверное, быть не должно, но это объясняется вполне понятными причинами. Бывает так, что школа не формулирует каких-то конкретных требований к одежде, но на собрании рассказывает родителям, как стоит подходить в подбору одежды для занятий. Тут на родителей ложится немного больше ответственности. Им приходится помнить, что внешние факторы, такие как одежда, тоже влияют на внутреннее состояние ребенка, а значит и на его учебу.


В какой форме дети учатся лучше...

Построена самая большая школа в России

Что делать, если есть проблема со зрением?

Первый раз в первый класс

f1a8fc526bcd345987f7bf0fd72b3364.jpg

Как всегда первого сентября тысячи детей отправятся первый раз в первый класс. Психологически ребенку очень не просто поменять уютную, привычную  и устоявшуюся атмосферу на что-то новое. Как же можно помочь детям пройти это непростое испытание? Вот что рекомендуют психологи.

1.    Если ребенок ходил в детский сад, то адаптация пройдет быстрее и проще. Тут можно ограничиться просто вводными беседами и рассказами о том, чем школа отличается от детского садика. Если же для ребенка школа станет первым местом длительного взаимодействия с коллективом, то тут все несколько сложнее. Помимо подготовительных бесед с ребенком, родителям не плохо было бы отвести свое чадо на «обзорную экскурсию» в школу. Пусть эта экскурсию пройдет в форме веселой развлекательной игры. Проявите фантазию и познакомьте ребенка с теми местами, где он будет учиться, где есть, пройдитесь по коридорам, поищите «клад» во дворе школы. Кроме того, можно и дома поиграть в виртуальную школу.

2.    Процесс адаптации к первому классу длится от 2 до 6 месяцев. Специалисты не рекомендуют в этот период сильно нагружать ребенка кружками и секциями. Не нужно пытаться объять необъятное, и успеть во все места сразу. Дайте ребенку спокойно привыкнуть к новым для него статусу, режиму и среде. Однако это не значит, что ребенок должен бросить все секции, в которые он ходил до поступления в школу. Просто проявите гибкость и будьте доброжелательны с ребенком.

3.    Будьте внимательны и хвалите своего юного школьника, если он получает какие-то награды. И в то же время не будьте слишком строги к ошибкам и промахам. Окружите малыша вниманием и любовью, поделитесь своими воспоминаниями о школе. Спрашивайте и поощряйте рассказы ребенка о школе. Развеивайте его страхи. Больше используйте «пряник», чем кнут и угрозы. Станьте своему ребенку настоящим старшим другом, которого бы Вы сами хотели иметь, когда отправились первый раз в первый класс, и тогда процесс адаптации пройдет безболезненно.



Скоро в школу! Как подготовить ребенка?

c18095ee8586e247a435d480976538b9.jpg

«Только глаз перестал дергаться, а на носу уже первое сентября» - говорит нам интернет. И поэтому я хочу немного поговорить про подготовку к нему. Мы уже говорили про подготовку к школе. И про это можно прочитать здесь.

Подготовка к первому сентября же необходима не только будущим первоклассникам, но и всем тем, кто учится. Даже студентам, но они уже должны как-то сами справляться. А вот детям вы вполне можете помочь. Как это сделать? Вот несколько простых рекомендаций:
  1. Напомните ребенку, что скоро в школу, обсудите с ним, по кому он соскучился, что интересного ждет от учебного года, постарайтесь создать положительный настрой.
  2. Перейдите на школьный режим заранее, лучше всего за пару недель до 1-го сентября.
  3. Также заранее соберите все необходимое к школе, сделайте это вместе с ребенком. Купите тетради и ручки и так далее.
  4. По возможность также за пару недель начать вспоминать, что ребенок проходил в прошлом году.
  5. Кроме режима, хорошо еще начать понемногу заниматься, чтобы ребенок снова научился сосредотачиваться на нужном и отвлекаться от интересного (это, увы, неизбежное умение для школьника). Это можно совместить с предыдущим пунктом.
  6. Освободите себе первое сентября, чтобы сходить на праздник в школу. Если ваша школа устраивает такой праздник и если ребенок этого хочет. Подростки иногда уже не хотят такого пристального внимания родителей, а значит, не стоит навязываться, можно проводить и оставить.
  7. И будьте готовы первые пару недель сентября, а то и весь сентябрь больше обычного контролировать ребенка и помогать ему снова вернуться в график.
Ну и помимо этих общих рекомендаций, если есть какие-то особенности вашего ребенка, которые необходимо учесть, обратите на них отдельное внимание. Например, если ребенок перешел в другую школу, это может потребовать отдельного внимания со стороны родителей. В новую школу с ребенком лучше сходить заранее, если у ребенка есть проблемы со зрением, то перед началом учебного года стоит проверить зрение и убедиться, что очки или линзы подобраны хорошо и так далее.


Еще вы можете почитать статью ориентированную больше на педагогов. Важная информация для учителей

Методики раннего развития

Собираемся в школу

Я - не должник. Как прекратить звонки кредиторов?

Личный опыт обучения в вальдорфской школе!

7a3651face17d0d33216f0e9cae42598.jpg
А сегодня я хочу написать не про психологию и педагогику в целом, а про свой личный опыт обучения в школе, так как он был достаточно необычен и, может быть, пригодится кому-то еще.
Начать стоит с того, что необычной была сама школа, ведь начиная с третьего класса я училась в вальдорфской школе. Первой в Москве, которая открылась, когда мне было 10 лет, почему я и пошла туда в 4 класс. Пошла не по убеждению, как многие тогда, а потому, что подруга моя лучшая туда уходила))) А она туда уходила, потому что школу это открывали ее родители)))))
И вот пришла я в школу, и было мне там странно и непривычно, все было как-то иначе, чем я привыкла. И уроки какие-то необычные, и расписание строилось не так, в общем удивительно мне было. Но учителя были прекрасные, одноклассники мне понравились, да и с Анькой (подругой моей, за которой я пошла туда) была со мной, что еще надо? Надо стало классе в 8-мом, то есть, в том самом подростковом возрасте, когда очень важно быть как все, а друзья уже не только в школе… Вот тут было мне тяжко и некомфортно, потому что я стеснялась рассказывать о школе, ведь там все не как у всех…
Еще одним стрессом для меня было мнений и переживания мамы, которая волновалась, что качество образования будет не то и что я не поступлю в университет. В 9-м классе я даже сдала вступительный экзамены в некую школу при неком университете, сейчас уже не помню, что это было. Меня взяли и я с замиранием сердца ждала, когда мама скажет, что надо переходить. Но мама не сказала и я осталась. Я, признаюсь, была очень рада! Потому что к тому моменту и одноклассников и учителей я очень любила и плохо представляла себе, как буду привыкать к новому коллективу.
В общем много было разного в мою бытность школьницей, но резюмируя могу сказать одно, я благодарна своей школе и учителям, что я стала такой, какая есть, что я умею думать и принимать решения сама, что я имею свое мнение и не боюсь его высказывать, ну и в целом за положительные воспоминания о школе.
Школа не отбила у меня интерес и желание учиться, школа научила меня уважать других и себя. Я не была идеальным ребенком, я протестовала и критиковала, но сейчас через много лет после окончания, я с удовольствием прихожу туда, встречаюсь с учителями.
Мне кажется, что их идея свободного воспитания сработала в моем случае. И не было в той свободе панибратства и неуважения, а было равенство и общие интересы.
Мы устраивали КВНы и могли довольно свободно шутить над учителями и процессом учебы, я в какой-то момент прогуливала немецкий в кабинете завуча с его разрешения (и это не стало проблемой, и на следующий урок я пошла).

Взрослые темы – для детей. Когда уже ещё не рано?

Недавно наткнулась в сетях на один занимательный пост, прямо-таки истошный крик души. Оригинал опубликовать не могу – не терплю использование ненормативной лексики, а он таковой кишит. Суть в следующем: папаша 9-летнего школьника возмущён тем, что его ребёнку на «открытых факультативных уроках» раскрывают глаза на «взрослые вопросы». Он пишет: «Тема очередного урока была сексуальная воспитание. В ней детям рассказывали, при чем в картинках и с видео, что такое секс, сперматозоиды, яйцеклетка, откуда берутся дети, процесс рождения, про сексуальные меньшинства». Далее – пиии-пиии-пиии (то есть сплошные нелитературные эмоции)….
А как вы считаете, когда нужно начинать объяснять детям, откуда они берутся, чем отличаются организмы мужчины и женщины, как выбрать себе партнёра? Где дети должны получать знания в данной области: дома или в школе? И нужно ли это вообще?

d7afda50f63811d26ac37043f51c62fa.jpg

Обсуждение события. "Женщина в праве.С Людмилой Айвар"
Лотерейная контрацепция

Почему школы до сих пор, в 2016 году, выглядят как ментовки?

Вот повезло мне в свое время побывайть в «гейропе» (заимствовано у федерального телевидения РФ), так вот посмотрел я на их детские сады, да школы — детский сад средний выглядит как парк атракционов, то есть ребенку захочется туда пойти, не говоря о том, что там и площадки и деревьев полно, находиться приятно, и парковка рядом всегда есть машин на 20–30, а школы у них выглядят, как у нас в стране частные дома, тоже если не яркие, то приятные облицовочные материалы.

Что же выходит, народ страны платит налоги, а местная администрация деньги вбухивает в позолоту административных зданий, кресел на заказ и позолоченных унитазов? А дети так и ходят в школы у нас которые в плиточку как ментовка, а потом родители удивляются, что дети в школах пить и курить начинают. А что удивительного когда с детства дети, да и озлобленные преподаватели находятся в этой серой депрессивной атмосфере? Ну и дети тоже становятся агрессивными, возможно пора требовать от властей бюджет расходовать по уму — не только тратиться на каждо-годнюю переасфальтировку, возможно пора детские сады и школы облицевать разноцветными материалами, обратиться к уличным художникам — представьте себе фасад 3х этажного здания школы и скажем Винни Пуха во весь рост 3х этажей — это будет куда позитивней и детям и родителям и соседним жильцам.
Ну так нет, строят то все так же — выкосят весь лес, застроют все 25-этажками подьезд в подьезд, парковки нет но везде штрафная эвакуация, грязь, мусор, деревца мертвые торчат так как за ними никто не ухаживает (лесничество то сократили), и в центре детский садик, здание как в апокалиптической игре, аномалий только у стен не хватает, и это рядом, в той же Москве, столице правильной России. Люди, ауу! Не удивительно что среди детей много агрессии и насилия — среда такая, а среду эту организовывают одни взрослые люди, пользуясь бездействием других людей, хотя своих детей они отправляют учиться в так называемую «гейропу». Не возникает вопрос, а почему?

2 года назад у подьезда на четвереньках клумбу выкладывал, кустики сажал какие то, на этих майских пришел ребенок с мамой, мама в айфоне, а ребенок поиграл — все на хрен разломал, разбил. Ребенок уже такой, среда обитания такая у него.

Как научить ребенка учиться самостоятельно?

560d3a4065c00183e516f297e228cb86.jpg

Очень хороший вопрос задали мне в комментариях, и я решила ответить на него отдельной статьей - как научить своего ребенка учиться самостоятельно. Сделать это сложно, но очень важно, ведь затем эти умения самостоятельного обучения ребенок перенесет и во многие другие сферы жизни.
Итак, сначала опишу алгоритм передачи ребенку того или иного учебного дела в самом общем виде (а потом более конкретно на примере выполнения домашних заданий).

2860230f96035f858bb1db5df2bf80ca.jpg
  • Самая первая рекомендация - позаботьтесь о своем душевном равновесии. Начинать работу по приучению ребенка к самостоятельности лучше тогда, когда вы сами готовы к трудностям и долгому пути. Очень важно своей настойчивостью или несдержанностью не сформировать у ребенка негативизм.

  • Прежде чем начать приучать к самостоятельности, важно создать у ребенка интерес или как минимум позитивное отношение к учебе в целом. Начинать придется все равно с совместной работы, а при наличии позитива переключиться на самостоятельное выполнении учебных заданий будет проще. Это можно сделать, водя ребенка в естественно-научные или другие музеи, вместе читая интересные книги о том, что и как устроено, проводя в домашних условиях несложные опыты и так далее.

  • Выберите сферу, в которой вы будете развивать самостоятельность вашего ребенка сначала. Это может быть сбор портфеля по утрам, выполнение домашнего задания или полное отслеживание ребенком своей учебы, а, возможно, и планирование дальнейшего обучения. Все зависит от возраста ребенка и того, что он уже умеет делать сам.

  • Определите долю самостоятельности, которую вы готовы доверить ребенку в выбранном деле. Это важно, так как когда вы переведете ребенка на самостоятельное выполнение того или иного действия, вмешиваться будет крайне нежелательно. Подумайте, готовы ли вы к тому, что ребенок будет делать все неидеально, допускать ошибки или даже забывать о своем деле?
    ef8a74e0f160d7a7d8864ec4c8a86ab7.jpg
  • Если ребенок еще не может выполнить выбранное вами дело полностью самостоятельно, начните с совместного его выполнения. Причем четко поделите зоны ответственности: за что отвечаете вы, а за что сам ребенок. Поначалу это может быть совсем мало, важно постепенно передавать ему все больше ответственности.

  • Используйте внешние средства для помощи ребенку - списки, записки, план действий, таймер, напоминалки на телефоне и т.п. Дайте ребенку возможность выбора (с чего начать, когда начать, где заниматься или еще что-то подобное). Выбор помогает более ответственно отнестись к тому, что делаешь, дело перестает быть навязанным "сверху", становясь выбранным самостоятельно.

  • Организуйте вместе с ребенком его рабочее место, купите тетради и канцтовары, которые ребенок сам выберет и о которых захочет заботиться. Идея тут проста: то, с чем работает ребенок, должно быть привлекательно для него.

  • Обязательно хвалите за результаты, отмечайте успехи, но делайте это не в целом, а за какие-то конкретные достижения.

  • Не критикуйте за промахи и ошибки. Их лучше обсудить потом в спокойной атмосфере, при этом отмечая то, что было сделано хорошо. Обязательно обсудите, как сделать так, чтобы больше ее не допускать, то есть, не просто укажите на ошибку, но и подскажите способ избежать ее в дальнейшем.
  • Планируйте день так, чтобы кроме рутинных и сложных дел у ребенка всегда было в плане что-то легкое и приятное.
    b5f3e775735bb53ed72b53232790ead7.jpg
  • Не забывайте о необходимости чередовать различные виды деятельности.

  • Будьте гибкими, ищите наиболее подходящую для ребенка форму выполнения задания. Не будьте слишком уверены в том, что точно знаете, как надо. Дайте ребенку простор для поиска своего способа.

  • В то же время будьте четкими и последовательными, вводите правила и ограничения. Договаривайтесь и вместе с ребенком следите за выполнением всех пунктов договора.

  • Если ребенок просит помочь - помогите. Но ваша помощь не должна превращаться в выполнение дела вместо ребенка, а ваш ответ не должен быть прямым ответом на вопрос учебника. Старайтесь помогать ребенку думать и самому находить ответ или придумывать выход из положения.
  • cd20d720ef02f10896a1cad160f8059b.jpg
Ну, и теперь конкретно про уроки. Здесь есть некоторая специфика, которая может быть интересна и полезна.
  • Записать все, что надо сделать, по пунктам, или проверить, что это уже записано (в таком случае на первых порах пусть ребенок проговорит вслух весь план, что нужно сделать). Главное – перед глазами должен быть список со всем объемом работы, которую надо выполнить. Когда ребенок не понимает, сколько сегодня необходимо сделать, он становится невнимательным и тревожным.

  • Приступить к заданию номер 1 или к другому по выбору ребенка. Есть дети, впрочем, как и взрослые, которые сначала хотят сделать самое легкое или, наоборот, самое трудное, и не надо им в этом препятствовать.

  • Прочитать вместе вслух задачу или упражнение (потом ребенок сможет читать без вас). Убедиться, что ребенок понял, что надо сделать (не как делать, а что, в чем суть задания – то есть, если необходимо изменить слово по падежам, то нужно убедиться, что ребенок в курсе, что это такое, что они это проходили).
    ec2e9e5ddd93dc4765a1c7e51b8c002b.jpg
  • Попросить ребенка самого сделать первое задание, а лучше оставить ребенка выполнять его одного, попросив звать взрослых, если понадобится помощь. Если вы переживаете за работу больше, чем ваш ребенок, то дайте ему черновик.

  • Когда задание выполнено, попросить ребенка самостоятельно проверить написанное. Обычно дети исправляют ошибки, если они их нашли. Если ошибки есть, но ребенок их не видит, перепроверьте задание вместе.

  • Дать исправить ошибки самостоятельно. Еще раз попросить проверить ребенка свое задание. Исправить ошибки, если необходимо. Переписать начисто, если нужно.

  • Отметить в плане, что задание выполнено. Это очень важный момент. В дневниках обычно нельзя писать лишнего, но можно поставить карандашом «галочку» около нужного упражнения. Ребенку важно видеть, какой объем работы выполнен и сколько еще осталось.
    6f2eddcd620f1c06053c824a475fb6dd.jpg

Успехов!

Воспитание мужчин или дилетантство учителя?

Буквально по следам предыдущей темы хочу обсудить тему профессионализма людей, в чьи обязанности входит работа с нашими детьми. Обсудить на примере личном, если можно.

Сын третьеклассник, маленькая школа, до этого года урок физической культуры представлял из себя фикцию - он был в расписании, но на деле дети записывали что-то в тетради или играли в шашки. И вот, в этом году им дали учителя. Молодой мужчина - в недалёком прошлом тренер подростковой футбольной команды - с его слов. Сразу же столкнулся с полнейшим отсутствием дисциплины в классе. Две первые четверти мы слушали его жалобы о том, что целый урок ему приходится приводить детей в чувство: только построит мальчиков - девочки поднимают шум, только справится с девочками - мальчиков уже не унять. В итоге на уроках класс делится по половому признаку, мальчики играют в футбол, тренер с девочками - в другие какие-нибудь игры с мячом. При этом поведение играющих в футбол не контролируется никак. Но с этим дети уже смирились, теперь о другом.
В пятницу, придя из школы, сын рассказал, что вот сегодня они сидели половину урока в раздевалке. Тренер сказал, что никто не выйдет в зал пока один из мальчиков не перестанет играть в телефон. Напоминаю, мальчику в районе 10 лет, как и всем остальным в классе. Мальчик играть не переставал. Дети сидели в раздевалке... Одному из них таки пришла в голову мысль отобрать у одноклассника телефон, но попытка не удалась. Когда всё-таки ребенок доиграл, тренер устроил им лекцию на тему того, что они "позволили одному наплевать на всех", хотя "если бы они все плюнули в него - он бы утонул" и прочее из той же оперы. Самому виновнику торжества от учителя больше, чем эта лекция, не досталось.

Я допускаю, что, как мать, а совсем не как педагог, могу ошибаться в том, как же всё таки правильнее было бы поступить в данной ситуации. Но у меня к поведению тренера образовалась масса вопросов. Почему нельзя было поставить зарвавшемуся мальчишке в дневник двойку и оставить его в раздевалке одного? Или не оставлять в раздевалке, но поставить двойку - по факту вполне справедливую оценку за работу на уроке. При том, что учитель имеет на это право. Разве в свои десять лет, перестав уважать учителя, он точно так же перестал бояться двоек и родительского гнева? По мне, так парой таких оценок можно было бы решить вопрос хотя бы с позиции силы. И ещё: чего хотел добиться тренер, провоцируя по сути еще детей на коллективную расправу над одноклассником? Или  как по его мнению они должны были решить его проблему с наплевательским по сути именно к нему отношением одноклассника? Побить его? Отобрать у него телефон? Сломать? Что вообще могут догадаться сделать дети в таком возрасте? А главное - ради чего? И что это за тактика у нашего физрука? Воспитание настоящих мужчин? Как считаете?
Здоровый свет