Просить прощения у ребенка – кому это надо?

Многие ли взрослые люди лет 30-45 и старше, выросшие в Советском Союзе, могут похвастаться тем, что в детстве у них просили прощения родители? А бабушки и дедушки? Ведь тогда люди очень часто жили тремя поколениями и на бабушек ложилась большая часть воспитания и бытовых забот, пока мама и папа (если он был в семье) работали.

Конфликты, думаю, возникали тогда так же часто и по таким же поводам, что и в современных семьях, такие вещи не меняются с годами. Мама устала на работе, а тут ей под ноги попалась брошенная машинка. Папе нахамили в метро, а в коридоре в него с разбега врезается визжащий «болид». Взрослый кричит, ребенок плачет, а ему еще выговаривают – замолчи, не сахарный. Не лезь, видишь, мама устала. Знакомо?

О том, чтобы попросить прощения у ребенка или подростка, даже не шло и речи. Думаю, что наши бабушки просто не поняли бы, за что у ребенка можно ВООБЩЕ просить прощения. Ребенок не воспринимался как равный, достойный диалога. На детях срывались, как на самых слабых, не способных ответить.

Сейчас – ура, слава всем богам Великой Педагогики, многое изменилось. Мы, те плачущие от несправедливости дети, выросли с убеждением, что «я никогда не поступлю так со своим ребенком». Мы смогли как-то залечить свои душевные раны, построить более-менее нормальные отношения, родить детей и начать их воспитывать по-другому, по-новому.

Но изменились ли мы сами? Ведь от осинки не родятся апельсинки. А жизнь не становится проще, и у взрослых те же стрессы, а может быть и намного больше. Нашим родителям не надо было думать о многих вещах, которые прочно вошли в нашу жизнь – безработица, терроризм, платное образование, покупка жилья, курс валют, репетиторы, платные кружки - здесь можно перечислять до бесконечности. Ресурс у нас не безграничен и иногда заканчивается так же стремительно, как у наших мам и бабушек, от крошечной детальки лего, попавшей под босую пятку. И мы так же кричим на своих детей, и в самые плохие моменты ловим себя на том, что используем те же самые слова, что и мама и бабушка 30 лет назад :(

eb3bd5e570df272c88b122fad0368e9a.jpg
фото из открытых источников

Но! Мы же современные и продвинутые родители и твердо знаем, что перед ребенком надо извиняться. Конечно, мама извиняется, и обнимает ребенка и объясняет, что он не виноват, что у нее просто что-то случилось на работе. Все рыдают от счастья, крепко обнявшись, катарсис достигнут, хэппи энд.

Так ли это? Лично я вижу здесь некую психологическую ловушку для ребенка и большой простор для манипуляций взрослого человека. Родитель снова может позволить себе почти все, точно зная, что потом он попросит прощения и в глазах ребенка, своих собственных, а также друзей семьи или знакомых, ставших свидетелями счастливого примирения, он останется очень хорошим, современным и понимающим родителем. Ведь так?

Можно сколько угодно ругаться на ребенка и унижать его, главное – попросить прощения? Нет, нет и нет, это так же плохо, как не извиняться совсем. Психологические знания и умение манипулировать не делают нас автоматически хорошими родителями.

Выход из этой ситуации по-прежнему только один. Стать по-настоящему хорошим человеком и родителем. Не нести плохое в дом, в семью. Воспитывать в себе умение оставлять за дверью «взрослые проблемы», ведь ребенок еще успеет столкнуться с ними в своей жизни. Овладевать простейшими приемами расслабления. Защищать свои границы и от чужих людей и от своих близких. Ведь умение твердо сказать «Подожди, пожалуйста, маме сейчас очень плохо» - это нормально, и намного лучше, чем сначала кричать на ребенка, а потом в слезах просить у него прощения.

Управление гневом для детей

Я кричу, потому что не справляюсь

Как реагировать, когда ребёнок злится?

3956f25fd185a410bfcc77254c7bd3b0.jpg
Дети испытывают самые разные чувства и еще совсем не умеют с ними обходиться. Чувства захватывают их полностью, им очень сложно себя контролировать. Они радуются и грустят на полную катушку. Так же на полную катушку они злятся. Иногда это случается, когда что-то не получается сделать, иногда, когда желание невозможно сразу удовлетворить. При этом в этом случае они совершенно не готовы признавать реальность, им не важно, что они затеяли сложное дело и нужно больше времени, чтобы научиться. Им не важно, что кафе сегодня закрыто и мы ну никак не можем поесть там мороженого и так далее. Тем не менее есть несколько способов помочь ребенку (да и себе) справиться со злостью. Речь сейчас пойдет о детях дошкольного и младшего школьного возраста.

Во-первых, очень важно самому оставаться спокойный, даже когда поведение ребенка уже начинает раздражать. Говорите спокойным голосом, повторяйте несколько раз.

Во-вторых, назовите вслух его чувства «я вижу, что ты злишься». Не надо спрашивать почему и так далее, просто признайте, что он это чувство испытывает. Назовите ограничения по которым это невозможно. Опять же спокойно.
Предложить помощь (если ребенок злится от того, что что-то не получается). Именно предложите, не помогите сразу, а спросите, нужна ли помощь и только потом начинайте помогать.

Конечно же не стоит начинать выполнять все требования лишь бы ребенок успокоился, это только закрепит такое поведение, как ведущее к нужному результату.

Не нужно игнорировать злость ребенка. Это не поможет ему принять свою злость и научиться с ней справляться

Ну и последнее: не стоит воспринимать лично то, что ребенок может сказать, когда он злой, да и вообще его состояния скорее всего не имеет к вам никакого отношения. Это понимание бывает очень полезно для сохранения спокойствия, ведь если вы чувствуете себя виноватым или ответственным за все переживания ребенка, то очень сложно оставаться спокойным.

Почитать еще:

Плохое поведение или?

Детская тревожность

Кризис 7-ми лет

Управление гневом для детей

5fc07324fb0470832c8345193fe0dd0d.jpg

Недавно на улице наблюдала картину, когда мама не могла успокоить малыша. Она его уговаривала, пугала и даже била. Но ничего не помогало. Стало жаль и ребенка, и маму. Поэтому сегодня пишу о проявлении гнева у детей и как с этим справляться.
Спокойные люди, умеющие легко реагировать на самые сложные жизненные ситуации, восхищают и притягивают. Особенно восхищают те, кто не только спокойно реагирует, но и действует в стрессовых ситуациях столь же эффективно, как и в любых других. Без истерик и гнева. Если все навыки лучше развивать с самого детства, то очевидно и учиться управлять своим эмоциональным состоянием тоже надо начинать как можно раньше. Вот несколько рекомендаций, как научить детей управлять гневом и овладеть эмоциональными реакциями:
Во время вспышки гнева
1.    Будьте рядом, чутко реагируйте и поддерживайте своего ребенка. Гибкость эмоционального состояния в детском возрасте – это нормально. Ненормально как раз отстранение родителя от ребенка под условным названием «ты тут покричи, а я пойду телевизор посмотрю». Напротив, демонстрируйте эмпатию, пытайтесь понять, что чувствует Ваш ребенок, когда ведет себя подобным образом. Скажите ему что-то вроде: «Я вижу, что тебя (событие) очень сильно огорчило. Я тебе действительно сочувствую, но давай не будем плакать и кричать». Если ребенок Вас обзывает, не придавайте этому большого значение. Вряд ли он думает так на самом деле. Конечно, если он это не говорит регулярно. Но тут надо разбираться отдельно. Мы сейчас про эпизодические реакции. После того как он успокоится, спокойно скажите о недопустимости такого поведения.
2.    Не допускайте физических проявлений в свой адрес  и в адрес других людей. Сопереживая, неукоснительно пресекайте такое поведение. «Я вижу, что тебя это расстроило и ты зол, но бить меня или кого-то еще нельзя». То же относится и к крушению окружающих предметов. Установите границы, которые нельзя переходить ни в коем случае.
3.    Не пытайтесь анализировать поведение ребенка и вести воспитательные беседы. Эпизодические вспышки гнева в детском возрасте – это защитная реакция и, в целом, это нормально. Замените пресечение подобного поведения на сочувствие и сострадание. Старайтесь быть максимально искренними в своих чувствах и сосредоточьтесь на ребенке. Помогите ему справиться с гневом. Проявите максимальное стремление помочь. Представьте этого маленького человека, который только начал познавать мир, и ему отчего-то стало больно. И это что-то его ДЕЙСТВИТЕЛЬНО огорчает, даже если, по мнению взрослого, это пустяк…

злой мальчик.jpg
После вспышки гнева
  После того как ребенок успокоится, поговорите с ним. Отлично работают истории. «Вообще-то гнев – это не очень здорово. Со стороны как-то странно выглядит, когда такой прекрасный ребенок так себя ведет. А уж когда он ломает игрушки, то совсем не очень. Даже если причина действительно есть. Давай учиться реагировать спокойнее…». Создавайте условия, чтобы ребенок рассказывал Вам о своих переживаниях, делился страхами и тогда Вы сможете создать подушку безопасности.

П.С. Не забывайте работать над собой и сами не допускайте публичных проявлений гнева. Особенно при ребенке.  


Родовое имя

Мама - это наше все!

Причины гнева у детей от года до шести лет

47ccb0e6cad2d019b4cdd7229002f177.jpg

Думаю, многим родителям знакома ситуация детского упрямства и даже гнева на некоторых, казалось бы ровных местах. Эти места и правда довольно ровные, однако в определенном возрасте они становятся вдруг очень даже НЕровными. Это связано с развитием ребенка, его взрослением.

Давайте пойдем с самого начала. Ребенку полутора-двух лет очень важно получать именно то, что он «задумал» и тут важно не только содержание, но и форма. Вспомните, бывало ли так, что вы поторопились и разрезали яблоко на две части, а ребенок хотел целое? Это же трагедия в столь юном возрасте и реакция может быть очень разной от слез до вспышки гнева. Это называется эффект плохой формы. А дело тут все в том, что ребенок еще не понимает, что две половинки яблока это тоже самое яблоко или что открытый вами, а не самим малышом йогурт  это тот же йогурт. Не дай бог вы взяли первую ложку, не дав сделать этого ребенка. Ну и так далее. Но в какой-то момент эта тема перестает быть актуальна, ребенок просто перестает на это реагировать и случается это годам к трем.

Следующий момент, который может вызывать у ребенка подобные реакции наступает в два - два с половиной года и связан он с развитием речи и желанием быть понятым. На этой стадии истерика может случиться от нехватки слов или же от того, что какое-то слово ребенок не справляется пока произнести достаточно четко. И вот взрослый сто раз переспрашивает, потому что действительно не понимает, а ребенок уже после третьего раза кричит и плачет. В этот такой важный период развития речи необходимо быть рядом с ребенком и помогать ему формулировать свои мысли и чувства. Но и это проходит с увеличением словарного запаса, то есть примерно к 4 годам.

Но не успевает мама выдохнуть, как к трем - четырем годам ребенок дорастает до следующего этапа развития, а с ним появляются новые поводы для слез и крика. Теперь основная его проблема - «не тот сценарий». Это значит, что если ребенок решил, что он будет сам отвечать на звонок домофона, то так оно и должно быть и пережить нарушение этого плана практически невозможно. А все почему, ребенок начинает потихоньку планировать и предвидеть ситуацию! И вот придумал он себе такой прекрасный сценарий, где он сам, как взрослый снимает трубку домофона и говорит «Кто там?». Беда только в том, что, когда зазвонил домофон, он был, например, в туалете и ответить никак не мог и пришлось это делать маме. Или он просто не успел договориться с мамой и она не знала. Проблема тут в том, что сценарий этот очень негибкий, любые его изменения означают, что все, все пошло не так. И зачастую единственный способ это попросить вновь пришедшего снова выйти на улицу и снова позвонить в домофон. Но и это временно.

А в пяти - шести лет, когда с «не тем сценарием» покончено, у ребенка появляется новый повод для разочарований. И вот это уже довольно серьезно, в этом возрасте ребенок становиться гиперчувствителен к выполнению взрослыми их обещаний. Причем никакие уважительные причины его не убеждают, он все равно чувствует себя преданным. Для взрослых в этот момент очень важно стараться максимально выполнять договоренности с ребенком, это будет иметь свои положительные последствия в дальнейшем.

Ну и при нормальном прохождении всех этих стадий, ребенок превращается в достаточно гибкого в своих планах и ожиданиях взрослого, который готов договариваться и принимать изменения ситуации, не чувствуя при этом, что его подвели, предали и так далее.

Почитать еще:
Детские истерики в магазине
Неполная семья
Первый раз в первый класс! Адаптация к школе
Здоровый свет