Борис Мессерер в Калейдоскопе времени

Московский музей современного искусства открыл масштабную персональную выставку Бориса Асафовича Мессерера — сценографа, живописца, графика, уже около 70 лет синтезирующего свои художественные поиски и индивидуальный стиль в самых разнообразных жанрах — от сценографии до книжной иллюстрации. В экспозицию вошло более 150 работ, демонстрирующих многообразие творческих методов мастера.

Человек, который не перестает удивлять

Текст: Галина Мумрикова

Есть художники, которые не нуждаются в представлении и продвижении, поскольку всё это они уже прошли, а, может, вообще не проходили, поскольку само время поставило их на то место, которое они занимают в искусстве.

scale_1200.jpeg

И таков Борис Асафович Мессерер – советский и российский театральный художник, сценограф, педагог. Его звания и регалии тоже нет смысла перечислять, потому что получится уж очень длинный список – информация в открытом доступе. Просто напомню, что он как художник принимал участие в создании спектаклей в Большом театре, МХАТе, Современнике, театре имени Моссовета, театре Сатиры. В его сценографическом послужном списке более ста пятидесяти спектаклей – оперных, балетных, драматических.

scale_1200 (1).jpeg

После церемонии открытия

А еще он написал книги. Они автобиографические, из области мемуаров. Одна – под названием «Жизнь переходит в память». Хорошее название. Во что еще должна переходить такая большая жизнь? Конечно, в воспоминания. Но вот маленький отрывок из рецензии на другую книгу Бориса Мессерера «Промельк Беллы. Романтическая хроника», взятый с портала jewish.ru: «…Про семью Мессерер говорили, что они – часть столицы, не такая неизменная, как Кремль, но более постоянная, чем коммунизм. Сначала род прославлял Асаф – и он, и его сестра, и племянница Майя Плисецкая были русским балетом. Потом Борис стал московской живописью, тесно сплетенной с литературой благодаря своей жене, Белле Ахмадулиной. Аксенов, Ерофеев, Окуджава и десятки других «звезд» оттепели воспринимали дом Мессереров как родной…».

Сейчас идет персональная выставка в ММОМА, хотя нынче принято писать – проект, который реально своеобразный калейдоскоп – всего почти поровну. Сценография, акварельные пейзажи, интерьеры, портреты, абстрактные композиции и даже фильм-интервью, записанный в мастерской на Поварской.

scale_1200 (2).jpeg

Эскиз декорации к театральной постановке "Светлый ручей". Колхоз. Д.Шостакович. Большой театр. Балетмейстер А.Ратманский. 2002 Холст, темпера

scale_1200 (3).jpeg

Эскиз декорации к балету "Клоп" Д.Шостаковича

scale_1200 (4).jpeg

Из серии "Скоморохи-музыканты" 1965. Бумага, гуашь

scale_1200 (5).jpeg

Скоморох с трубой. 1965


Эскиз костюмов пяти персонажей к "Комедии дель арте", 1965. Бумага, гуашь

scale_1200 (7).jpeg

Эскиз декорации к балету "Кармен-сюита". Ж.Бизе-Р.Щедрин. 1967. Холст, масло

Эскизы декораций и костюмов избранных спектаклей, собранные вместе, показывают не только масштаб творческого потенциала художника – они уже стали историей театра, его классикой. Помню, как меня, студентку, поразила на премьере в апреле 1867-го года черно-красная трагическая символика декораций к «Кармен-сюите», которую поставила Алисия Алонсо специально для Майи Плисецкой.

Многое на выставке удивило. Что именно? Да практически всё остальное, помимо сценографии.

scale_1200 (8).jpeg

Мельница. Реквием по Венедикту Ерофееву

Начнем с большого объекта, который называется «Мельница. Реквием по Венедикту Ерофееву». Этакий действительно ветряк, в лопастях которого шумно-весело передвигаются костяшки некогда популярных бухгалтерских счетов (вопрос, что же они отсчитывают), а внизу бутылки со свечами. Так Мессерер вспоминает любимого Веничку с его лихой страстью.

scale_1200 (9).jpeg

Композиция №4 из серии "Большие абстракции". 1960-1969. Холст, масло

scale_1200 (10).jpeg

Живописные беспредметные композиции. 2020. Холст, масло

scale_1200 (11).jpeg

Композиция с тремя креслами и керосиновыми лампами. 1974-1980. Холст, масло

scale_1200 (12).jpeg

Балерины, отдыхающие на диване. Из цикла "Балерины". 1974. Холст, масло

scale_1200 (13).jpeg

Из цикла "Балерины"

scale_1200 (14).jpeg

Белла Ахмадулина. Портрет в интерьере. 1974-1980. Холст, масло

scale_1200 (15).jpeg

Портрет Беллы Ахмадулиной (красный портрет Беллы). 1974 - 1980

В этом же зале с Мельницей абстрактные композиции, начиная с 1960-х лет, а как будто написаны вчера. Нечто подобное мы часто видим на выставках современного искусства всюду, вот только талантливые композиции встречаются крайне редко, потому что в абстракцию нередко залезают те, кто не умеет и не научен толком рисовать. Впрочем, сейчас не об этом. Сейчас о Мессерере. При всем богатстве русского языка его композиции я бы назвала smart abstract compositions, ибо в английском smart – это «умный: интеллектуальный, элегантный, шикарный, изящный и т д.». Вот определите, что это такое – «Композиция с тремя креслами и керосиновыми лампами»? Декоративное панно? Ну, наверное. Впрочем, в этом же ключе, ключе a la Мессерер, написан и цикл «Балерины» и даже портрет Беллы Ахмадулиной конца 1970-х. Сам Борис Мессерер сказал однажды так: «…Пробуя себя в разных областях и жанрах, я шаг за шагом приобретал индивидуальный стиль…Я уже не видел внутреннего права остановиться».

scale_1200 (16).jpeg

Старая бабушка в нарядном платке. Бехово. 1954. Холст, масло

scale_1200 (17).jpeg

scale_1200 (18).jpeg

Деревенский интерьер с цветком. 1967. Холст, масло

scale_1200 (19).jpeg

Таруса. Колокольня. Гроза. 2008. Бумага, акварель

scale_1200 (20).jpeg

Сванетия. Местия. Городской пейзаж с воротами. Из серии "Сванетия". 1966-1967. Холст, масло

На выставке немало цитат и комментариев из книг Мессерера, которые повествуют о том, как рождались сюжеты и портреты, например, когда он жил в Бёхово: «…главным в беховской жизни для меня были сами деревенские люди, ставшие моими натурщиками. Я видел в них носителей особой культуры, они восхищали меня своей незлобивостью, покорностью тяжелым обстоятельствам жизни с ее редкими проблесками радости и надежды». Да, всё так и есть. И получались портреты – правдивые и лаконичные, слегка авангардные и абстрактные. Их немало, и у каждого можно долго стоять и размышлять. Поразмышлять можно и перед тарусской колокольней, и перед любым натюрмортом, не занимаясь расшифровкой, когда смотришь на полотно и гадаешь, что ж хотел сказать художник. Здесь нет загадок и отгадок, а есть сопереживание.

scale_1200 (21).jpeg

scale_1200 (22).jpeg

Сопереживать – сейчас это дорогого стоит.

Так что стоит сходить на выставку «Борис Мессерер. Калейдоскоп времени».

В проекте задействованы произведения из личной коллекции художника, собрания Московского музея современного искусства, а также из Государственной Третьяковской галереи, Российского национального музея музыки и других.

Кураторы: Михаил Миндлин, Владимир Прохоров, Елена Милановская

Выставка открыта до 31 августа 2025, Гоголевский бульвар, 10/1

Здоровый свет