
Маленькое эссе о большой выставке в Третьяковской галерее
Текст: Галина Мумрикова
В новой Третьяковке на Крымском валу проходит выставка, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Брюллова. Его уже при жизни называли гением, а также «великим». И, конечно, заслуженно. Интрига же нынешней выставки заключается в обозначении тех мест, в которых Брюллов творил. И он действительно был «гений места», ибо находил какую-то магическую силу и вдохновение а городах, где работал – Рим, Москва, Петербург.
Автопортрет. 1848. Картон, масло, ГТГ
Биография разносторонне образованного Карла Брюллова исследована до мельчайших подробностей. Он дружил и общался с поэтами, музыкантами, художниками, в числе которых Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь, Карамзин, Айвазовский, братья Виельгорские, Глинка, Щепкин… Большую часть жизни он провел в Италии, где появились замечательные полотна. Да, конечно, сюжеты многих из них идеализированы, но какое это имеет значение сейчас? Первый раз за 25 лет из Русского музея на выставку привезли «Последний день Помпеи». Это полотно, а также вторая картина большого формата на тему русской истории «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1851 году» - «держат» экспозицию в нужных рамках, и она не распадается.
На церемонии открытия куратор выставки Людмила Маркина особо отметила дизайнера Василису Семенову, которая сумела очень оригинально выстроить экспозицию, поделив ее на три части, вернее, на три города. На стенах своеобразные карты передвижения художника, в каких домах он жил, с кем общался … Отсутствие яркого света придает выставке некий флер романтизма, уюта и тишины. В сочетании золотого и черного чувствуется роскошь, тем более что на очень многих полотнах перед зрителями предстают удивительно красивые роскошные женщины, дети, сановники. Портреты завораживают, их герои не просто смотрят на нас из золоченых рам, они как будто «заговаривают» с нами, делятся своими чувствами и откровениями.
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1591 году. 1839-1843. Х/м. ГТГ
Бахчисарайский фонтан. Жены Гирея у фонтана. 1849. Х/м. Всероссийский музей А.С.Пушкина. СПб.
Портрет светлейшей княгини Е.П.Салтыковой. 1841. Х/м. ГРМ
Портрет детей графа Льва Витгенштейна с няней-итальянской. 1832. Х/м, частное собрание. Москва
Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини. Не позднее 1842. Не окончен. Х/м, ГРМ
Гадающая Светлана. 1836. Х/м. Нижегородский государственный художественный музей
Одно из лучших полотен 1842 года – «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини». Годом раньше появился и парадный «Портрет светлейшей княгини Е.П.Салтыковой». Но вот полотно 1836 года на русскую тему. Единственное в своем роде. «Гадающая Светлана» на сюжет баллады В.Жуковского. Оказавшись в том году в Москве, художник сам наблюдал наши национальные обряды и святочные гадания. Видимо, поразила художника и поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан» ибо появилась картина «Бахчисарайский фонтан. Жены Гирея у фонтана».
Писатель Алексей Перовский.
Портрет графа В.А.Мусина-Пушкина. 1838-1839. Х/м. Ярославский художественный музей
Вообще портреты кисти Карла Брюллова, особенно мужские – отдельная тема. Чем они интересны сейчас, если написаны почти двести лет назад? Наверное, характером, деталями, историей. Возможно, не все знают, что Алексей Перовский (он же Антоний Погорельский) автор знаменитой сказки «Черная курица, или Подземные жители». Все портреты Брюллова как сочетание классицизма и романтизма наполнены истинной духовностью, вниманием к внутреннему миру человека. Именно поэтому лишенный пышности и ярких красок портрет графа В.А.Мусина-Пушкина притягивает внимание и поныне. Так же как и другие персонажи.
Христос во гробе. 1846. Бумага, наклееная на холст, итальянский и графитный карандаши, уголь, ГТГ
Весьма необычна история создания образа Христа по заказу графа Адлерберга. Получив заказ, Брюллов решил сделать прозрачную картину, которую нужно было поставить за алтарем и чтобы сквозь нее проходили лучи солнца. Карандашный эскиз «Христа во гробе» довольно долго хранился у автора, затем его приобрел коллекционер Прянишников, затем с него сделали литографию, а после смерти Прянишникова вся его коллекция попала в Румянцевский музей. Сейчас она в Третьяковской галерее. История же самого полотна настолько детективная, что разобраться в ней сейчас уже невозможно. Полотно находится в Русском музее и в Москву его не привезли.
Богоматерь во славе в окружении святых. Между 1843 и 1847. Х/м. Эскиз. (Первоначальная композиция плафона центрального купола Исаакиевского собора).
Евангелист Матфей. 1843-1847. Бумага коричневая, сепия, белила, итальянский карандаш. ГТГ. Эскиз росписи центрального купола Исаакиевского собора
Евангелист Матфей. Евангелист Лука. Между 1843 и 1847 Х/м. ГРМ. Эскиз для юго-восточного центрального купола Исаакиевского собора
23-Мужская голова. Между 1843 и 2847. Х/м. ГРМ. Этюд головы Александра Невского для группы Александр Невский и Исаакий Далматский в центральном куполе Исаакиевского собора
В рамках выставки можно посмотреть документальный фильм, который посвящен росписям Исаакиевского собора. Это было в 1843 году, и Брюллова в числе других лучших живописцев пригласили расписать плафон большого купола. Работа продолжалась почти пять лет. Брюллов делал эскизы апостолов, евангелистов и серию на тему «Страсти Христовы». Однако во время самой росписи художник подорвал свое здоровье. В недостроенном соборе было очень холодно, у живописца сдало сердце, обострился ревматизм. Он попросил освободить его от работы, а дописать осталось совсем немного. Просьбу художника удовлетворили, и заканчивал роспись живописец Петр Басин, который дописал фон по эскизам Брюллова.
Не все, может, знают, что Карл Брюллов во множестве писал карикатуры и дружеские шаржи на своих друзей – музыкантов, художников, поэтов. Эти карандашные зарисовки полны обаяния и юмора, хотя, возможно, не всем нравились. Брюллов-карикатурист столь же блистателен, как и портретист. Впрочем, секрет популярности художника как раз в том, что про него практически всё известно: история создания картин, поездки, увлечения, друзья, женщины – всё. И время ничего не меняет, потому что появляется другое поколение зрителей, для которого то, что было сто, двести лет назад абсолютно глубокая история. Но как бы то ни было, мы все учимся сравнивать, сопоставлять, ценить. Последнее – действительно ценно. И правильно.