
Биография Натальи Тур, выставка которой «Полюса творчества» сейчас идет во Всероссийском Музее Декоративного искусства, и обычна и необычна одновременно.
Наталья Тур на пленэре
Член Союза Художников России, Наталья Тур окончила в Санкт-Петербурге художественное училище им. Рериха, а затем в 2001 году Академию изобразительного искусства им. И.Е.Репина. И тут всё, как у многих. Но ещё будучи студенткой она попала во Францию, вписавшись в ее ритм и выставочный бум, сполна окунувшись в творчества. И это уже было не совсем обычно. То есть она одновременно начала путешествовать по миру и работать. С севера на юг, с востока на запад. Поездом, пароходом, самолетом. Ей так хотелось передать «радость от созерцания вечно изменяющегося чуда жизни и ее сиюминутной красоты, делиться со зрителем тем, что дорого, любимо и несет свет и радость». Не зря же она в 2014-м запустила сеть передвижных выставок «Саквояж» по музеям и выставочным залам России.
На вернисаже дебютировал совместный проект Натальи Тур и дизайнера Татьяны Онушкиной. Это коллекция одежды «Влюблена в лето», отличающаяся яркостью, элегантностью и женственностью, выполненная из тканей с принтами по мотивам картин Натальи Тур.
Эксперт в области искусства, журналист Галина Мумрикова взяла интервью у Натальи Тур.
- Наташа, когда я была у тебя в питерской мастерской, то некоторые картины, которые сейчас на выставке, висели дома и смотрелись совсем по-другому. По-домашнему. Вкупе с мебелью, утварью.
Наталья Тур: Выставка - это все же парад, презентация. Праздник. Поэтому и выглядят иначе.
Забытая деревня. 2001, х/м
Инжир. Дерево желаний. 2011, х/м
- Тебе не жалко, когда работы вообще уходят с другой дом и уже не принадлежат тебе?
Н.Т.: Нет, конечно! Если они оказались у людей, которым понравилась моя живопись, значит, в том доме осталась частичка моей души. Это почти тайна. Причём необъяснимая. И вообще «нравится-не нравится» штука очень субъективная.
- Согласна. А ты в каком жанре любишь работать?
Н.Т.: Во всех! Если ты профессионал, если сложился сюжет, композиция, если чувствуешь, что все получится, ну, тут много всяких «если»… а я ведь до 3 курса в Репе вообще не понимала, чем занимаюсь, сильно «плавала» в композиции, абсолютно была в себе не уверена.
- Не может быть!
Н.Т.: Ещё как может! И до сих пор некоторые профессора (я их называю «бородатые художники») не воспринимают мою живопись. Говорят, что мало красок, колорита, что картины тусклые. А когда у меня недавно была выставка в Рязани, ее посетил директор местного художественного училища, который вообще сказал, что моя выставка для домохозяек. Я ответила, что, мол, пусть смотрят домохозяйки, но если они после посещения выставки уйдут радостные, получив сильные позитивные эмоции, то я свою работу выполнила.
- Ты достойно ответила. А насчет того, что мало колорита, то я тоже с бородатыми поспорю. У тебя свой стиль и в смешении жанров, и в подходе к цвету. Порой кажется, что написано не маслом, а акварелью. Уж очень нежно. Может, даже слишком нежно. Как в музыке: звучит не оркестр, а один инструмент. Но не будем углубляться. Просто мне не терпится узнать, как ты оказалась в Париже и вообще во Франции. В Париже ты работала или просто наезжала?
Н.Т.: И то и другое. Тогда очень активизировалась выставочная деятельность в системе русских культурных центров. И мы как-то вошли в эту систему: загружали картины в Москве, и они прямиком шли в Париж. Это было в 1999-м, и я тогда училась в Академии на станковой живописи на 3 курсе. Это был период мощного погружения в культурную жизнь Франции. Очень мощного. Моя первая персональная выставка была в Париже. Выставка состоялась и в Страсбурге. Вообще во Франции, сколько позволяла виза, я столько и находилась. Много ездила по стране. Например, в очень интересном городе между Марселем и Тулоном, в котором родился Кусто, участвовала в выставках, куда нас сначала приглашали на льготных условиях, потом мы что-то платили.
Франция очень красивая, но когда ты погружаешься настолько глубоко, то начинаешь понимать, что на настоящую глубину опуститься сложно – языковой барьер, другие причины. Но вот что еще появилось во Франции, так это ощущение насмотренности.
Гавана. 2011, х/м
Была еще поездка на Кубу в 2011 году. Там у нас была мастерская прямо в центре города на улице, где жил Эрнест Хэмингуэй, и этим она прославилась. Там же и самый знаменитый бар находится – Флоридита (Floridita), где любил посиживать Хемингуэй и где он писал «Старик и море»…
-- попивая при этом «Дайкири»…
Н.Т.: Ну да! Так вот там я написала такой реалистический пейзаж. Во Флоридите есть красная барная стойка, и у меня получилось, что зритель как бы стоит за барной стойкой и перед ним открывается вид на Гавану. Я писала эту картины с крыши дома вечером, когда на так жарко, и все оживает. У кубинцев в окнах домов стекла нет – только жалюзи. И я все эти моменты подчеркнула. Когда я пишу, то многое получается практически документально, а что-то собираю, чтобы потом написать уже дома в мастерской. То же самое было и в Голландии и в России.
- В общем, ты – путешествующий художник, а потому в свое время и появился проект «Саквояж». Ведь «саквояж» в переводе с французского – дорожная сумка.
Ориентирный навигационный знак
Н.Т.: Да, каталась я очень много. И везде были выставки – в Салехарде, Новом Уренгое, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Перми, Самаре, Новосибирске…Судьба закидывала меня и на Север, и на Юг. Все мои впечатления, всё, что я чувствую – всё на холст. Если я вижу какие-то предметы, то из них нередко возникает свое видение, я расставляю предметы по местам, выстраиваю композицию. Вот навигационный знак я увидела на Ладоге и решила написать картину. А тут подъехали мальчишки с велосипедами и у одного был велосипед без сиденья. Спрашиваю, как же он ездит. Да вот так и езжу, отвечает. И у меня родилась другая композиция с этим знаком и мальчишкой с велосипедом без виденья.
Вовка-викинг. 2017, х/м
Дары Поморья. 2016, х/м
Церковь Андрея Первозванного. Соловки. 2017, х/м
Пора топить самовары. х/м
- Как ни странно, но многие твои работы каким-то непостижимым образом перекликаются с живописью Виктора Попкова, стиль которого нарекли суровым. Он, кстати, тоже любил Север, Белое море. Даже самые не цветные грустные картины у него в целом жизнеутверждающие. А у тебя почти везде искрящаяся радость, многоцветье, а если где-то и возникает грусть, то, скорее, просто грустинка.
Прогулка по Валино. Синий трактор (из триптиха "Синий трактор")
Кошка у окошка. х/м
Остров. 2011, х/м
До встречи, Белое море! 2016, х/м
У тебя есть свои зрители, поклонники?
Н.Т.: Да, есть. Причем очень отзывчивые, следят за моим творчеством. Если они видели меня однажды на выставке, то потом всегда возвращаются. Вообще в России со своим зрителем общаешься полноценно и душевно.
- А почему ты разделила нынешнюю выставку на Север и Юг? Это же твоя первая музейная выставка в Москве?
Автопортрет в Гурзуфе. 2015, х/м
Бабье лето. 2011, х/м
Летний дождик. Женька. 2012, х/м
Апельсины на снегу. 2013, х/м
Иллюминатор. Из серии "Пленэр на теплоходе". 2020, х/м
Маки Алтая. 2021, х/м
Глицинии. 2011, х/м
Н.Т.: Да, первая. А разделение случилось гораздо раньше. У меня уже была в 2017 году похожая выставка с названием «Направление Север-Юг. Образы». Здесь своего рода продолжение. А еще я хочу поработать в кино. Ведь некоторые картины напоминают ленту видео. Уже есть проект короткометражного фильма.
- Одним словом, путешествие в мире искусства продолжается. Успехов тебе и новых впечатлений!
Выставка «Полюса творчества» продлится до 11 мая 2025 года