
Накануне праздника Покрова Богородицы, в Туле, перед женской консультацией, была установлена и освящена первая в Российской Федерации бронзовая скульптура «Богородица в ожидании».
Ее автором стал известный российский православный график, живописец и скульптор, член Союза художников России Василий Николаевич Селиванов. Для православного искусства - это новый взгляд, новое видение, новое дыхание…
Нам повезло наблюдать за работой скульптора по созданию образа Богородицы в ожидании младенца Иисуса в его студии-мастерской, где он завершал работу над скульптурой. О том, почему создание этой скульптуры сейчас приобретает особую значимость мы беседовали с Василием Николаевичем.
!
Василий Николаевич Селиванов - потомственный скульптор, график и живописец, член Союза художников России, член Творческого Союза художников России, член Русского Художественного Союза и международного художественного фонда, действительный член МСА. Творческие работы Селиванова В. Н. находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Австралии и других стран. Недавно он был награжден медалью Тульской епархии РПЦ Собора тульских святых III степени.
- Василий Николаевич, чем необычна эта скульптура?
- Для меня, в первую очередь, как для православного христианина, русского художника, очень важно было создать этот сложный образ. Я считаю, что это моя миссия. Есть иконы с образом Богородицы в ожидании младенца Иисуса - «Блаженное чрево», но скульптуры такой в православном искусстве пока не было. Идея создать образ беременной Богородицы меня вдохновляет давно. Первая бронзовая метровая модель была сделана в 2010 году, она выставлялась, и была приобретена в частную коллекцию. Она была достаточно камерная. Сейчас мы делаем из бронзы по-настоящему большую городскую скульптуру, 2 м 10 см. Бронза - самый вечный, устойчивый к любым погодным условиям материал, даже мрамор более подвержен воздействию климата. Я обязательно поверхность затонирую - покрою патиной, под старину.
- Идея установки скульптуры перед женской консультацией перинатального центра в Туле в том, чтобы искусство рождало в душах беременных женщин возвышенные, духовные, чувства и осознание своей ответственности перед миром, куда они приносят детей - людей нового поколения.
- Канонический Образ Пресвятой Девы, ожидающей рождения младенца Иисуса, встречается в византийском искусстве с XI века. Считается, что этот образ помогает женщинам, носящим в чреве ребенка, благополучно родить, а бездетным парам – обрести детей. Перед таким образом просят помощи во время беременности и родов, молятся о дальнейшем благополучии детей, поэтому статуя Богородицы своеобразный оберег для будущих матерей.
Безусловно, я это старался воплотить в образе Богородицы. Мария не обладала каким-то сверхъестественным знанием. Она была Пречистая Дева, которую Господь избрал, чтобы через Нее пришел в Мир Спаситель. И я подумал, что надо выразить те смешанные, достаточно сложные чувства Богородицы, которые Она испытывала, нося у Себя под сердцем Спасителя Мира, соединяясь с Ним душой и телом. Я стремился соединить в одном образе грусть, радость, нежность, умиление… Надо было выразить весь спектр достаточно противоречивых чувств, и для меня это очень важно, как для художника.
- Вы понимаете, эта скульптура будет встречать всех беременных женщин, часть из приходит с мыслью о прерывании беременности. Смогут ли они перед лицом Богородицы изменить свое решение? Вот важный вопрос. Вы же понимаете, что у нас в стране большие проблемы с рождаемостью. Может ли волшебная сила искусства повлиять на решение женщины о рождении ребенка?. .
- Все это понятно. Демографические проблемы остро стоят как в России, так и в странах запада и европейских странах. Но, когда я задумал этот образ, в 2010 году вот такого ажиотажа вокруг демографии не было. Я понимаю, что вы хотите обсудить политический аспект, но я художник и для меня важны вечные ценности. К этой статуе я всегда подхожу с молитвой, во время работы соблюдаю пост, а уж какой Богородица выходит из под рук скульптора - это не только мое желание, в этом важна роль высших сил.
- Возможно без участия высших сил, вдохновения, нет и искусства - только ремесло?
- Вот именно. Вы говорите о силе влияния образа Богородицы на женщин. Я буду откровенен: нет никаких сомнений, что это влияние присутствует. Будут подходить к ней, прикасаться. Это обязательное условие – непосредственный контакт. Скульптура стоит на невысоком постаменте, в окружении цветов, так, чтобы к ней легко было приблизиться, прикоснуться к руке, заглянуть в лицо. Помолиться о рождении ребенка - ведь это и настоящее чудо, и большая ответственность за жизнь маленького человека.
- Василий Николаевич, в ваших авторских работах последнего времени превалирует духовная тематика: образы Богородицы, Христа, святых проповедников… Но так было не всегда?
- Ну конечно. Я был в центре столичной светской жизни, где царила богемная, творческая атмосфера. Мы собирались в конце 80-х - начале 90-х – творческая богема, вместе музыканты, поэты, журналисты и художники, у меня даже была своя музыкальная группа - играли все, от регги до джаза. Вокруг нас собралась такая музыкально-художественная элитарная компания. В тот момент я увлекался постимпрессионизмом и конструктивизмом - мне нравились Кандинский, Малевич, Родченко. Это было сразу, как только я пришел из армии. Кстати, меня взяли на работу в Большой театр - там была должность скульптора-декоратора. Я помню, что прочитал в книге Дали: “Не бойся совершенства, тебе его никогда не достичь”. Меня эта фраза зацепила и захотелось понять - а что такое совершенство? Оказалось, что совершенство - не просто фигура речи, а вполне конкретная часть изобразительного искусства. Как и в музыке - гармония, сочетание цвета, сюжета, ритма… Около 40 пунктов. Леонардо да Винчи смог выполнить только 13 пунктов.
- Этому учат где-то?
- Надо читать книги, классиков мировой литературы. Я читал трактаты и дневники Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Бенвенуто Челлини, Джорджо Вазари… Переводы на русский язык есть - это раритет. Они изданы ориентировочно в 30-х годах. Тогда я стал копировать - рисунки Леонардо, Рубенса… Копировал увлеченно, каждую ночь. И сознательно пришел в Академию, к Глазунову, с полной уверенностью, что весь этот постмодерн, которым я увлекался в юности, - это дорога в никуда.
Надо восстанавливать поиск гармонии, совершенства, свойственный Эпохе Возрождения. На тот момент популярными были объединения концептуалистов - каляки-маляки, перформансы разные дикие и пошлые были в то время в моде, а вот поиски совершенства, возврат к классике, реалисты презирались и осуждались. Так вот, став заведующим кафедрой в Академии Ильи Глазунова, я учил своих студентов ремеслу - правильно делать каркас, знать анатомию, умело замешивать глину, точно отображать характер и движение модели… Мы до высокого творчества практически не добирались - так много нужно было всего изучить и освоить. И это самое сложное. В Академии я научил этому очень много художников, которые потом ушли в собственное искусство и продолжили начатое. Я научил их ремеслу, а вот соединить авторский концепт и ремесло - это уже дело индивидуальное. Я не хочу оценивать творчество Глазунова, но он создал настоящую Академию мастерства, и как деятель культуры русской - он великий человек.
- Что вы подразумеваете под понятием Ремесло - технологии, способы ваяния или что-то другое?
- Я 15 лет работал с самыми передовыми материалами, советовался с друзьями, профессионалами технологами, которые разбирались в свойствах материалов и технологиях. В итоге я разработал авторскую технологию создания инновационных, бронзово-стеклянных скульптур. Мои работы есть в частных коллекциях России, США, Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Австралии и др. Я много преподавал за границей. Моя задача - это соединение концепции с реалистическим профессионально созданным произведением скульптуры, живописи и других видов изобразительного искусства. В силу своих возможностей я работаю над этим и этому посвящаю свою жизнь. Я самодостаточен. Это данность. Поскольку и у художников существует конкуренция, меня не любят дилетанты от искусства, которые много говорят и неважно рисуют. Так, после смерти отца, у меня отняли мастерскую - я вынужден снимать это помещение за собственные деньги. Однажды мой отец, великий скульптор и художник сказал: «Учись по первоисточникам!” Для меня это аксиома - не существует никаких других учителей.
- А приход к религиозным образам, которые сейчас преобладают в Вашем творчестве - это потребность души?
- У этого есть предыстория. Я в 2008 году жил в Австралии, у староверов - там остались колонии. Они предложили мне стать у них батюшкой вместо умершего. Я был очень удивлен! Ну какой из меня батюшка! А они: мы тебя выучим, всему научишься… И я подумал - да ведь я даже иконы не пишу! Для меня это было открытие, которое перевернуло мое сознание. Я вернулся домой, пришел в Третьяковку с карандашиком - стал рисовать образы Архангела Михаила, других святых. И тогда я понял, что я могу лепить их! Я скульптор и могу делать то, что никто не может кроме меня - я могу создавать иконы в монументальном жанре! И я сделал это. Архангел Михаил, Троица Рублева, восстановил в скульптуре полуразрушившуюся икону Святого Георгия 9-го века. И вот пришел к образу Богородицы.
- Желаем Вам творческих успехов и новых прекрасных работ!