НА ФОРУМАХ
11
5
36
6
21
6

Елена Федяшина об уроках самоизоляции, волонтерстве и потенциале «серебряного возраста»

Елена Федяшина об уроках самоизоляции, волонтерстве и потенциале «серебряного возраста»

У каждого из нас – свой опыт выживания в кризисных ситуациях, к которым, безусловно, можно отнести и период самоизоляции. На сайте СЖС мы публикуем «рецепты выживания» от бизнес-компаний и общественных организаций, но и каждый человек за это время вынес свои уроки, создал свои «антикризисные правила». Сегодняшний урок – от Елены Федяшиной.

Елена Арфиевна Федяшина - преподаватель, бизнес-тренер и консультант. Эксперт в области лингвистики, межкультурных коммуникаций, женского лидерства, менторинга, а также развития и оценки бизнеса. Международный ментор и спикер. В течение 20 лет возглавляла Ассоциацию женщин – лидеров бизнеса «Комитет 20». Член Совета сообщества PRO Женщин Рыбаков Фонда. Посол Доброй воли Международного Альянса женщин.

- Елена Арфиевна, ограничения, введенные из-за распространения пандемии и переход на дистанционный режим работы у многих вызвали депрессию, упадок сил, усталость от замкнутого пространства. Какой сценарий жизни в самоизоляции выбрали Вы?

- Да, эта ситуация для большинства людей была очень нестандартной. Мне было немножко легче, поскольку я достаточно долгое время работала из дома. И уже знала, как организовать себя, свой быт, чтобы можно было продуктивно работать. Первое правило человека, работающего удаленно, фрилансера – относиться к своему делу как к работе. То есть – нельзя целый день ходить в халате или в тренировочном костюме, перед началом работы необходимо привести себя в порядок. Во-вторых, окружающие должны относиться с пониманием к тому, что вы делаете, и не мешать вашей работе. Хотя в случае с режимом самоизоляции необычность ситуации была еще и в том, что дома находились все члены семьи – взрослые работали дистанционно, дети не ходили в школу, в детский сад.

Расскажу о своей ситуации. Мне всегда нравилось работать в разных направлениях. По основной своей профессии я - преподаватель, и я никогда эту деятельность не прекращала. Без малого 20 лет я активно занималась общественной деятельностью, возглавляя крупное общественное объединение - Ассоциацию женщин - лидеров бизнеса «Комитет 20». Руководила крупными проектами, выступала на многих форумах, проводила исследования. Сейчас я вхожу в Совет и активно участвую в программах наставничества сообщества PRO Женщин Рыбаков Фонда. Но все это время я не прекращала преподавательскую деятельность. По первому образованию я преподаватель английского языка, второе образование у меня - экономическое, и эту дисциплину я тоже преподавала. А два года назад мне поступило предложение стать преподавателем английского языка для участников программы «Московское долголетие». До этого я в основном работала со студентами, а здесь передо мной оказались люди старшего поколения - это был новый для меня опыт, необычная аудитория. К моему большому удивлению, среди них оказалось очень много желающих учить язык – кто-то начинал с чистого листа, кто-то хотел восстановить и углубить знания. Самому младшему моему ученику 57 лет, самому старшему – 85. Я стала вести занятия у этих групп, и это оказалось невероятно интересно. Кто-то из моих коллег предполагал, что это будет очень сложно, поскольку у людей в таком возрасте могут возникать проблемы с запоминанием, мотивацией. Да, я не могу сказать, что это просто, но это и вправду безумно увлекательно. В первую очередь, это чрезвычайно интересное общение. В основном мои ученики - интеллигентные, неравнодушные, любознательные люди. Со многими мы стали добрыми друзьями. И что мне кажется особенно ценным и чем я восхищаюсь в своих учениках – это их жаждой расширять свои возможности, узнавать что-то новое.

- Какие цели в изучении иностранного языка ставят для себя Ваши ученики серебряного возраста? Для чего они решают изучать английский?

- Мне тоже это было интересно. Когда начинаешь курс, всегда важно узнать, какие задачи люди ставят перед собой. Я провела небольшое исследования и могу рассказать об этих целях. Первая цель – продолжать путешествовать, общаться, разговаривать с людьми из других стран и понимать собеседников. Вторая группа – это люди, внуки которых начали в школе изучать язык, просят им помочь, а у бабушек и дедушек знаний не хватает. Третья цель (но, пожалуй, она является и основной)– сохранение и развитие памяти, тренировка мозговой деятельности. Поскольку - и это доказано учеными многих стран - изучение иностранного языка является одним из самых эффективных инструментов активизации когнитивных способностей. Четвертая – общение друг с другом, совместная деятельность. Сейчас у меня три группы – начинающие, «вспоминающие» и «разговорная» группа - люди, которые уже хорошо говорят, но хотят практиковаться и дальше.

2020-03-13 12-58-50.jpg

- Но с введением режима ограничений любые очные занятия были отменены…

- Так и было. В понедельник мы попрощались до среды, я дала ученикам домашнее задание. А уже через день, в среду, программа была приостановлена из-за введения режима самоизоляции. Нам сказали, что очных занятий не будет до 11 апреля. Спустя несколько дней мне позвонила староста одной из групп и сказала, что все очень скучают по урокам, по общению, домашним заданиям. Мы не думали, что все это затянется на три месяца и надеялись, что 11 апреля уроки возобновятся. И тогда я предложила в этот период попробовать позаниматься в скайпе. Конечно, на безвозмездной основе. Не все знали, что это за программа - скайп, для чего она нужна. Я всем объяснила, как завести аккаунт, как пользоваться. И у них все получилось. Мы стали заниматься в онлайн режиме - два раза в неделю по часу-двум часам с каждой группой. Иногда переходили в Zoom, потому что в Zoom проще выполнять некоторые функции. Да, я не могла на этом заработать, с моей стороны это была волонтерская деятельность, но я получала большое удовольствия от процесса, от сознания того, что могу помочь, что кому-то это приносит радость. Для меня такой формат преподавания тоже был непривычным, но если есть желание – все можно решить, со всем справиться. Потому что все препятствия – лишь в голове человека. Словом, все быстро освоили новый формат. Правда, у одной группы – это начавшие учить язык «с нуля» - все же не сложилось с дистанционными программами. Я стала записывать для них ролики с уроками, выкладывала в облако на Яндекс-диск и присылала им ссылки. Так что они тоже продолжили заниматься. Я с удовольствием готовилась к каждому занятию, ждала этих уроков, выстраивала свой режим вокруг них. Все это доставляло мне истинную радость. Я видела, насколько ценны эти уроки для моих учеников, видела, как они благодарны мне за них. К Пасхе мои подопечные прислали мне с курьером гостинцы – кулич, пасху – это было невероятно трогательно. Такие знаки внимания и признательности очень греют душу.

Даже когда погода наладилась, многие ученики отложили переезд на дачи только из-за боязни пропустить урок, опасались, что за городом будет плохой интернет-сигнал. Так мы прозанимались практически весь период самоизоляции, до 12 июня. Устраивали виртуальные экскурсии по самым знаменитым музеям мира, говорили об известных картинах лучших художников. Обсуждали сюжеты, по которым были написаны шедевры живописи. Все это на английском языке. И я чувствовала, что эти встречи придают дополнительный смысл жизни моим ученикам. Но и моя жизнь в этот сложный период благодаря волонтерским занятиям была наполнена особым смыслом. И это не громкие слова. Быть полезным – это большой стимул и отличная мотивация.

- После того, как в период самоизоляции все перешли на удаленный режим обучения, общество раскололось на два лагеря – сторонников и противников дистанционного образования. Как Вы, с учетом Вашего опыта, оцениваете возможности онлайн-формата?

- Если бы меня спросили, как бы я хотела дальше преподавать - онлайн или очно, я бы, конечно, выбрала очный вариант. И это касается не только моих сегодняшних учеников. Я больше 35 лет проработала преподавателем в вузе, хорошо знакома и с системой школьного образования. Моя личная позиция – качественное образование можно получить только в очном формате. Потому что самый главный навык, который приобретает человек, где бы он ни учился, - это умение коммуницировать, общаться. В общении друг с другом, с преподавателями люди растут как личности. Если мы не собираемся разбежаться по клеткам и полностью заменить живое общение гаджетами – то очное образование должно остаться. Мы все - члены социума.

IMG_5871 (копия) (1).jpg

Разумеется, без включения каких-то элементов дистанционного обучения сейчас не обойтись. Например, если есть возможность удаленно прослушать лекцию знаменитого ученого, преподающего в Оксфорде или Кембридже – отлично. Я обеими руками за. Такие возможности надо использовать по максимуму. Если очень хочется послушать концерт Мацуева – конечно, лучше купить билеты и придти в консерваторию, но если нет такой возможности, онлайн – прекрасная альтернатива. Или моя сегодняшняя история с учениками – технологии позволяют нам совершать путешествия по лучшим музеям мира. Кроме того, дистанционный формат – отличный вариант для тех, кто не может выходить из дома – для мам с маленькими детьми, людей с ограниченными физическими возможностями. Для тех, кто учится осознанно, понимает, для чего это нужно, видит цель - это прекрасная возможность получить образование.

Безусловно, такие возможности упускать нельзя. Но сама система образования должна остаться в очном формате. К тому же дистанционное обучение требует высокого уровня самоорганизации, соответствующих условий. Не все на это способны, не всем подходит такой формат. Да и условия, в которых живут наши люди, пока не позволяют везде использовать удаленный режим. У меня есть ученица, в семье ее дочери 11 детей, все они живут в обычной городской квартире. Это хорошие, умные, воспитанные дети. Но в квартире просто физически невозможно разместить 11 компьютеров. Да даже если в семье трое школьников – уже возникает много вопросов к технической стороне обучения. Эта проблема знакома очень многим родителям. Так что моя позиция однозначна - ни школа, ни вуз не должны уходить в онлайн.

- Как Вы относитесь к тому, что и общение сегодня плавно перетекает в онлайн-режим, в социальные сети?

- Это, скорее, поколенческий фактор. Старшее поколение, безусловно, больше ценит живое общение. Социальные сети – вещь полезная. Они дают нам возможность познакомиться с разными точками зрения на события, узнать мнения людей и составить собственное. Я и сама с удовольствием читаю на Фейсбуке публикации своих друзей и знакомых, к которым отношусь с большим уважением и чье мнение ценю. В соцсетях мы можем найти единомышленников, получить полезную и интересную информацию, высказать свое отношение к происходящему, узнать новости.

Но живого общения, конечно, такой вид коммуникации заменить не может. А подростки сейчас месяцами, годами не видят людей, с которыми общаются в соцсетях. Но виртуальный образ не всегда отражает личность человека, его манеры, его достоинства и недостатки. Ценность живого общения в том и состоит, что ты видишь все это вкупе, у тебя есть возможность понять – твой это человек или нет, можешь ты ему доверять, дружить с ним, или нет.

- Чему Вас научил опыт самоизоляции? Какие уроки он преподал?

- Главный урок – получать удовольствие от того, что делаешь. Заниматься тем, что тебя радует. И постараться максимально сократить время, расходуемое на то, что не интересно. И ещё одно важное наблюдение: начав работать с людьми старшего поколения, я поняла, что известная фраза «жизнь только начинается» легко применима и к пятидесяти-, и к шестидесяти-, и к семидесятилетним - если трактовать новый период как очередной, интересный и насыщенный жизненный этап. Я вижу, что мои ученики открыты новым знаниям и достижениям, они овладевают и Скайпом, и Zoom, другими новыми технологиями, учат язык, любят путешествовать - им интересно жить.

конференция.png

Я думаю, что все то, о чем мы говорили, можно перенести на любую кризисную ситуацию. Как пережить кризис на личностном уровне? - Не унывать, не роптать, а стремиться найти нишу, где ты можешь быть полезен, эффективен,  где тебя ждут, ценят, и даже – любят. И не требовать вознаграждения взамен – это же твой выбор, выбор стать волонтером. Люди будут благодарны, и это доставит тебе не меньшее удовольствие и удовлетворение, чем им встречи с тобой. Эта нужность и востребованность греют душу иногда гораздо больше, чем щедрое денежное вознаграждение. Поэтому я вспоминаю время самоизоляции с большим удовольствием и благодарна ему за многие радостные моменты. 

Ирина Овечкина




Здоровый свет