НА ФОРУМАХ
104
1
112
2
724
3

Музей-заповедник «Царицыно» ищет новые форматы общения с посетителями

Музей-заповедник «Царицыно» ищет новые форматы общения с посетителями

Практически нет такой сферы деятельности, которой не коснулись бы ограничения, связанные с распространением пандемии covid-19. Тяжело приходится всем, в том числе учреждениям культуры. 18 мая большинство музеев мира впервые встретят свой главный праздник – Международный день музеев – без посетителей. Мы попросили генерального директора Государственного музея-заповедника «Царицыно»» Елизавету Борисовну Фокину рассказать, чем живет музейный комплекс в эти сложные времена и какие коррективы внес карантин в жизнь музея.

- Музей-заповедник «Царицыно» - место особенное. Возрожденный из руин исторический дворцовый комплекс ХVIII века с удивительным ландшафтом и прекрасным архитектурным ансамблем – это не только одно из лучших мест в Москве для прогулок и романтических встреч. Это культурный центр, где проходят выставки, концерты, мастер-классы, реализуются социальные и образовательные проекты.

Как отразился экономический кризис, связанный с ограничениями из-за распространения пандемии, на деятельности музейного комплекса? С какими проблемами вам пришлось столкнуться?

image.png

- Мы большая институция — и музей, и заповедник с обширной территорией, наши доходы формируются не только за счет посетителей выставок, но и благодаря большому количеству парковых сервисов.  Благодаря успешному первому кварталу мы сумели сформировать небольшую подушку безопасности, но, конечно, очень ждем окончания пандемии.

- Как вы сегодня выстраиваете работу комплекса, чтобы с минимальными потерями пережить ситуацию?

- Мы серьезно скорректировали свои выставочные планы. Самым сложным стал перенос выставки, которая планировалась на конец мая, мы делаем ее совместно с Ассоциацией венецианских музеев (МУВЕ). Вообще, мы планировали целое итальянское лето, с праздниками, фестивалями и концертами. Ситуация внесла свои коррективы, но мы рассчитываем открыть эту выставку осенью и сохранить ее международный статус
Мы планируем открыть последний - пятый - зал Детского музея. Он называется «Кабинет натуральной истории» и посвящен истории коллекционирования редкостей в 18 веке.

Мы очень рассчитываем, что все выставки, запланированные на осень и зиму, откроются в запланированное время.

Сейчас вместе с коллегами мы разрабатываем план по выходу из режима самоизоляции. Невозможно не замечать, что мир вокруг нас изменился. А значит, музею нужны новые форматы общения с публикой. У нас есть хорошие задумки, надеюсь, мы их реализуем

IMG_1813.jpg

   - Какие еще коррективы внесла пандемия в ваши планы? И чем вы порадуете гостей музея после окончания карантина?

- Конечно, и музею, и парку не хватает сейчас самого главного – посетителей. Мы очень скучаем. Однако наша жизнь не остановилась. Мы перешли на удаленный режим, и работаем сейчас не менее интенсивно.

Готовим выставки – это долгий цикл, сейчас в активной работе проекты, которые откроются в 2021 году. Приоритетным международным проектом для нас остается выставка «Опера: страсть, власть и политика» - совместный проект с Музеем Виктории и Альберта в Лондоне, который состоится в 2021 году. Кроме того, сейчас мы плотно работаем над публичной программой, которую готовим совместно с Большим театром, МАМТом, Геликон-Оперой, Золотой Маской при поддержке Фонда Потанина.

IMG_2025.jpg

Также мы активно участвуем в отраслевых мероприятиях, которые проходят в режиме онлайн. Отлично, что у нас появилось чуть больше времени для рефлексии. Мы думаем и обсуждаем с коллегами, что такое по-настоящему инклюзивный и дружелюбный музей. Очевидно, что ключевой темой ближайшего времени станет устойчивое развитие – а что это означает для музеев? Одна из ключевых тем для Царицына - реконструкция впечатлений и атмосферы, и мы активно ищем новые, небанальные форматы сотрудничества с театром, как с классическим, так и с современным.

IMG_7690.jpg

Отдельным вызовом для нас стал перенос коммуникации с нашими посетителями и друзьями целиком онлайн. За первые две недели, что у нас не было посетителей, мы создали свою онлайн-студию, начали записывать диалоги с директорами других музеев, полностью систематизировали весь контент, который у нас есть. Активно разрабатываем новый, иногда неожиданный. Например, наш главный фотограф дает рекомендации, как эффектно снимать домашние растения, а его мастер-класс по съемке парка стал хитом. Агрономы объясняют, как правильно подстригать сирень и пересаживать цветы. Сотрудники отдела мероприятий записали видеозарядку на фоне дворца, а коллеги из «Детского Царицыно» создали цикл передач для детей. Безусловными хитами оказываются экскурсии по дворцу и парку, мы стараемся делать их неформальными. Несмотря на некоторую усталость от интернета, количество подписчиков в наших аккаунтах постоянно растет, - значит, мы выбрали правильную стратегию.



Здоровый свет