НА ФОРУМАХ
154
2
92
3
82
2

Наталья Сафиуллина. Работаю во имя добра

Наталья Сафиуллина. Работаю во имя добра

Арт-терапевт Наталья Сафиуллина проводит необычные мастер-классы. Картины, написанные на них, становятся для Натальи ключом к людям, а авторам работ творчество помогает решить жизненные проблемы. Арт-терапия – это наука? Магия? И то, и другое одновременно!

- Кем вы работали, прежде чем стать художником? Мы знаем, что ради искусства вы оставили бизнес. Не страшно было? Не жалеете?

- Художественное образование – мое первое образование. Я закончила Казанское художественное училище, работала какое-то время художником, вышла замуж, родила ребенка. После моего выхода из декретного отпуска началась эпоха компьютеризации, и ручная роспись стала никому не нужна. Вот тогда я пошла учиться дальше. Получила два высших образования: юридическое (МГСУ, Московский государственный социальный университет) и экономическое (Казанский университет). Моя последняя занимаемая должность – директор лизинговой компании. У нас в Казани - три лизинговые компании, которые я подняла с нуля, и они благополучно продолжают работать. Это бизнес, который действительно приносил хороший доход, но это тяжелый мужской бизнес.
В какой-то момент я поняла, что больше не хочу работать «по мужской линии», и ушла. Многие, конечно, меня не понимали – по той причине, что я уходила от больших денег и в никуда. После этого я начала писать - запоем, день и ночь, день и ночь. Находилась в этом состоянии приблизительно месяца три. Потом одна знакомая говорит: «Научи меня, как ты это делаешь», потом другая. И я стала объяснять, обучать, вспомнила наработки, которые когда-то изучала. Начинала с живописи в классическом стиле.   


safiullina7.jpg


- В связи с чем пришла идея заняться арт-терапией, что повлияло на это решение?

- Я не cмогла найти объяснение, откуда ко мне приходит это понимание, но когда человек начинает рисовать, я о нем знаю уже практически всё. Арт-терапию стала изучать сама, интересоваться, как связаны эти вещи, и сделала для себя очень много открытий. Потом, что называется, стало происходить волшебство. Говорят же, если ты найдешь работу по душе, больше не будешь работать ни одного дня!.. По-видимому, тот момент был переломным в моей жизни, и я встала на свою дорогу. И, когда ты идешь по своему пути, начинают открываться всевозможные способности. Надо заметить, что у меня есть наследственные задатки: моя бабушка в свое время была целительницей, которая л исцеляла людей от сглазов, лечила детей, скотину. На уровне ДНК проснулись задатки.

- Каким образом рисование способствует стабилизации и улучшению психического состояния пациента?

- Когда человек ко мне приходит, мы с ним общаемся. Обсуждаем, над чем бы он хотел поработать, какую ситуацию в жизни разрешить, какая задача перед ним стоит, с чем он не справляется. В ходе беседы я ему подсказываю, через какую картину можно решить ту или иную задачу. Творческий канал – самый мощный на планете, и когда человек творит, он впадает в состояние медитации, релакса. Люди отмечают, что в те 3-4 часа, что они рисуют картину, они больше ни о чем не думают. Как будто у них вся жизнь остается за дверью студии, и они попадают в другое, измененное пространство, в котором действительно могут переключить свои понимание, видение, сознание. И в этом измененном состоянии мы начинаем работать. Мы рисуем на любую тему. У меня есть волшебные картины, которые девчонок замуж выдают. Кому-то ребеночка надо родить, но зачать не получается, для этого тоже есть картина – 93 ляльки у меня родилось. Я так горжусь этим. Используя цвета, форму, мы прорисовываем картиночку, и я озвучиваю, над чем надо поработать, что принять во внимание, - это уже психологический момент. И у человека происходит осознание, принятие этого, и мы это исправляем на холсте, и у человека это начинает проецироваться на жизнь. Исправление ситуации в жизни у него начинается буквально с чистого холста.   

saffiulina9.jpg

- Какие техники изобразительного искусства наиболее действенны при арт-терапии?

- Важны не техники, а самовыражение. Когда человек не задумывается, правильно он рисует или неправильно, тогда в нем и происходит это волшебство.
Я бы сказала, что основное значение имеет цветовые решения. Например, желтый цвет – это цвет безусловной любви. Когда ребенка маленького просят нарисовать маму, он всегда берет желтый карандаш и неважно, мама блондинка или брюнетка. Он видит это свечение над маминой головой, этот желтый ореол, и рисует ее с желтыми волосами. По тому, какую человек берет цветовую гамму, чем он рисует, уже можно понять, что у него внутри творится. Внешне это может не проявляться, но по картине можно догадаться, какое у него внутреннее состояние. Опять-таки я подсказываю, какой цвет ему лучше в данный момент использовать, чтобы выйти из этого состояния. Бывали случаи, когда приходили люди в глубочайшей депрессии, они начинали творить, сидя на антидепрессантах. Сначала они начинали использовать темные краски, потом постепенно начинали менять цветовую гамму. Очень много было интересных случаев, когда человек приходил в одном состоянии, за 4 часа раскрывался и уходил уже другой личностью - более гармоничной, более стабильной, более здравомыслящей. Спокойной, уравновешенной. Вот это, конечно, дорогого стоит.

- Действительно ли человек в состоянии нарисовать свое будущее, материализовать его на холсте? Как это работает?

- Да, конечно, может. Есть картина, с помощью которой девочки замуж. Приходят, говорят: «Хочу встретить свою вторую половину». Картина черно-белая; эта техника называется гризаль: объема добиваются путем полутонов. Она направлена на привлечение своей второй половины, предназначенной судьбой. Когда девочка рисует, видно, на каком она сейчас находится этапе, что с ней не так, почему до сих пор у нее нет счастливых отношений. По картине видно ее отношение в целом к мужчинам, к мужскому роду. Зачастую девушки стремятся выйти замуж, но у них нет понимания, для чего им это надо. Вот просто надо - и всё, время подошло, но нет внутреннего желания. Мы обсуждаем это, решаем задачи, и когда прописываем пару на картине, то буквально программируем появление рядом человека, которого бы нам хотелось встретить. Девочки продумывают, кого хотели бы видеть рядом всю жизнь - вплоть до черт характера и черт лица; прописывают эмоции, которые хотят испытывать рядом с ним. И сами в процессе в лицах меняются, - такие открытия, инсайды у них происходят. Очень много было интересных случаев, когда после мастер-класса девчонки находили свою вторую половину что в кратчайшее время. На сегодняшний день у меня - 120 свадеб.

safiullina5.jpg

- А парами люди приходят?

- Приходят пары – либо супружеские, либо которые только начинают отношения. Девочки же такие хитрушки, приводят своих молодых людей и потом спрашивают меня тихонечко: «Какой он? Стоит-не стоит с ним отношения заводить?» Был случай, когда молодые люди поссорились и разбежались по разным сторонам студии. Каждый рисует свою картину, но все ошибки живописи, которые делает девочка, ее молодой человек на другом конце студии повторяет. Я подхожу к девочке и говорю: «Давай исправим то и это». Исправляю с ней ситуацию на холсте, подхожу к мужчине, а он их тоже уже исправил. Вот такая взаимосвязь сильная.

- Изучалась ли когда-нибудь влияние арт-терапии точки зрения науки и медицины?

- Арт-терапия – это отрасль науки. Однажды я проводила мастер-класс в обычной казанской средней школе. В течение года мы работали одновременно с детками и учителями, они рисовали в одном помещении. Директор школы заметила, что у учеников и учителей улучшились взаимоотношения, началось более плотное доверие друг к другу. Один из классов был достаточно сложным, детки были непоседами, а после нескольких мастер-классов учитель уже мог оставить детям задание и выйти из класса. А те его добросовестно выполняли. Раньше такого никогда не было. Насколько я знаю, директор даже написала диссертацию на тему «Совместное творчество детей и педагогов». Еще был опыт мастер-классов в детской колонии у мальчиков-подростков. Достаточно сложные дети. Один из мальчиков всё рисовал черными тонами, и в какой-то момент бросил картину, отказался работать дальше и ушел. Я тогда очень расстроилась, думаю, у меня ни разу такого случая не было. Но когда мы стали общаться с воспитателями, мне сказали: «Знаете, этот подросток у нас уже полгода, и мы впервые услышали, как он говорит». Я была первым человеком, с кем он начал разговаривать. И тогда я поняла, почему картина была черного цвета. Когда мальчик выплеснул через краску на холст накопленный негатив, обиды, злость, вытащил всё это из себя, очистил душу, картина перестала представлять для него интерес.

safiullina4.jpg

- Если клиент попросит вас визуализировать его деструктивное желание, например, отомстить кому-то, навредить, вы согласитесь?

- Такие обращения бывают и достаточно часто, но нет, как правило, я отказываю таким клиентам. Не берусь за это дело, поскольку знаю, что это наказуемо. Работаю только во имя добра.
Я предлагаю альтернативу, говорю, приведите этого обидчика ко мне, поработаем, с ним все будет хорошо.

safiullina3.jpg

- Что такое «карта желаний», кому и для чего она нужна?

- «Карту желаний» мы тоже делаем, но это немножко другое. Устраиваем вечеринки, девичники, на которые собираются девчонки. Мы выбираем из каталога, чего нам хочется получить, из журналов вырезаем всевозможные картиночки, приклеиваем по определенным секторам и ждем, пока сбудется. Здесь работает эгрегор желания. Чем больше коллектив, чем больше людей делает «карту» одновременно, чем больше поток этого желания, на этом потоке все и происходит.
То, что мы делаем в студии, когда рисуем картину, - это немного другое.

- Допускаете ли вы, что это своего рода «эффект плацебо», и люди способны достигать своих целей без внешнего стимулирования?

- Нет, происходит серьезная работа над собой, над своим сознанием, над своим принятием. Только кажется, что это просто - пошел и нарисовал картину. В ходе работы очень много всего проявляется – и слезы, и рыдания. Например, начал мужчина рисовать, и я вижу у него родовые проблемы. Не просто в отношениях с родителями, всё идет издалека, еще от бабушек-прабабушек. Спрашиваю: «Ситуация продолжается из поколения в поколение?» Человек отвечает: «Да». «Давайте будем принимать решение». Мужчину сворачивает в бараний рог, и он говорит: «Я не знаю…» Как правило, после моих мастер-классов, на которых человек серьезно поработает, он может проспать целые сутки. У кого-то происходит очистка организма – «пробивает на горшок», у кого-то температура поднимается. Какое это плацебо?..

- Неужели, нарисовав мешок денег, человек действительно в скором времени разбогатеет?

- Когда мы говорим о картинах на деньги или на рождение детей, зачастую здесь идет разговор о принятии. Девочки говорят «хочу ребенка», а сами боятся, что в их жизни появятся дети. Люди просят денег, но не готовы принятию денежного потока, у них узкое мышление на принятие больших денег. Был случай, когда в Чебоксарах я проводила мастер-класс, и предложила мужчине-бизнесмену нарисовать картинку на денежный поток: денег никогда много не бывает. Он говорит: «Наталья, мне уже ничего не поможет. Бизнес был связан с валютой, сейчас кризис, всё пропало». Я отвечаю: «Не страшно, просто порисуешь сюжет, красками попачкаешься», - и он согласился. После мастер-класса я не успела доехать от Чебоксар до Казани – тут буквально два часа езды, - как он звонит и говорит: «Наталья, я не понимаю, что произошло, но звонил компаньон: с нами заключили договор на 2 млн долларов». Человек позволил прийти к нему таким деньгам.
Это, наверное, что-то значит.

safiullina6.jpg

- Приходилось ли вам самой прибегать к магии красок, чтобы исполнить собственное желание?

- У меня очень много картин на разные темы. И все работы, которые я предлагаю людям, я пропускаю через себя. Картина может присниться мне во сне. Когда в голову приходит сюжет, возникает непреодолимое желание изобразить его на холсте. Я не могу ни есть, ни спать, пока не сотворю картину, а потом, уже через какой-то промежуток времени, я понимаю, для чего она возникла в моей жизни. Начинает складываться череда событий, которые уже описаны на этой картине. И когда я предлагаю людям пройти этот путь, у них потом тоже таким же образом складываются жизненные обстоятельства, что подтверждает: эта картина пришла для решения той или иной задачи.

- Вы работаете не только со взрослыми, но и с детьми.

- Я занимаюсь и с детками, но работа, скорее, идет для их родителей. Чтобы они вовремя могли понять, что происходит с ребенком в данный момент, в чем он нуждается, что в нем надо поддержать, что продолжать развивать. По картинкам это тоже видно. Рекомендации даются родителям, а дети просто получают удовольствие от самого процесса.
Некоторым родителям я даже такие рекомендации даю: раскатайте рулон обоев по всей квартире, дайте ребенку ведро гуаши, пусть он весь испачкается, вымажется. Ему просто надо дать возможность от души прочувствовать краску, как она скользит по бумаге, как она отпечатывается на теле. И у него исчезнет потребность разрисовывать стены.

- Можно ли научиться снова видеть мир детскими глазами, и есть ли в этом необходимость?

- Ребенок от рождения талантлив. Малыш не задает себе вопроса, умею ли я рисовать, он просто берет карандаши и начинает творить. Нарисовал какое-нибудь каля-баля и говорит, что это корова или лошадь. Потом с годами, ввиду каких-либо обстоятельств, взрослые люди начинают ставить себе какие-то установки, решают, умеют ли они рисовать, и складывается некий блок. И моя задача - снять этот блок, чтобы человек начал смотреть на мир, как в детстве, быть уверенным в себе, как в детстве. Дети наиболее целостные и уверенные в себе, чем взрослые люди. Как раз этим мы занимаемся на моих мастер-классах - смотрим на мир другими глазами, открытым взглядом, чистой душой.    




Здоровый свет