НА ФОРУМАХ
88
3
86
2
81
2

Александр Мажуга: Где научат на волшебника

Александр Мажуга: Где научат на волшебника

Химия – чем-то сродни волшебству. Всех нас завораживали в школе опыты с пробирками и колбами, из которых шел дым, а содержимое меняло цвета от таинственных реакций... Но своей профессией химию все же делают потом немногие. О том, кто, почему и зачем выбирает ее делом жизни, мы поговорим с и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, д.х.н., профессором Александром Мажугой. Тем более, что он сам еще хорошо помнит, каково это – быть студентом.



- Александр Георгиевич, начнем с главного. Каково это - быть таким молодым ректором?

- Поначалу было очень тяжело: большой вуз, ответственная позиция. Хотя до этого назначения я работал заместителем декана химического факультета МГУ. Там, как и в РХТУ, тоже примерно две тысячи сотрудников. Теперь, спустя несколько месяцев, я освоился.

Сотрудники сначала отнеслись ко мне настороженно, что понятно и объяснимо. Сейчас у нас с коллективом сложились очень добрые отношения; установилось взаимопонимание, уважение друг к другу. На прошлой неделе в ректорат поступило анонимное письмо: «Спасибо большое, что вы пришли в наш вуз. Нам не хватало такого руководителя, как вы». Было очень приятно.

Я стараюсь принимать участие в студенческой жизни университета. В РХТУ - не только самые лучшие студенты-химики, студенты-инженеры, студенты-технологи, многие ребята чрезвычайно одарены и как личности. У нас с ними идет постоянное общение. В часы приема любой студент может прийти и поговорить с ректором, а сейчас создается и электронная площадка для общения. Мне кажется, залог успеха руководителя состоит из двух вещей. Первая –  каждый день надо сделать что-то хорошее, позитивное. Во-вторых, нужно как можно чаще общаться с коллективом. Это сложно, поскольку свободного времени у меня не так много, но я стараюсь.

- С чем к вам приходят на прием?

- Каждый - со своими проблемами и предложениями, как улучшить жизнь университета. Обращений много, кому можем - помогаем сразу. Специалисты в области компьютерных технологий долго не могли купить нужную программу, – эту проблему мы смогли решить. Кафедре иностранных языков был нужен лингафонный кабинет, - мы запускаем процедуру закупки. Ремонтируем учебные лаборатории для студентов… Сейчас мы с вами находимся в Миусском комплексе РХТУ, строительство которого было начато в 1898 году, и, конечно, к 2018-му инфраструктура успела прийти в не очень хорошее состояние. Пытаемся восстановить, реконструировать, отремонтировать старые корпуса.
С личными просьбами тоже приходят. У кого юбилей, у кого трагедия случилась в семье, - всем стараемся помогать.

Здание института.jpg

- Чем и.о. ректора отличается от ректора?

- В связи с уставными документами сначала на должность назначается исполняющий обязанности ректора, который в течение года должен организовать выборы. Это открытая процедура, участвовать в ней может кто угодно, если он удовлетворяет квалификационным требованиям. Каждый из факультетов, службы (бухгалтерия, закупки…) и студенты выделяют представителей–выборщиков – всего 222 человека. Мы надеемся, что уже в ближайшее время будут представлены кандидатуры, и на общем собрании трудового коллектива состоится голосование. После этого и.о. превратится в настоящего ректора. Есть такой момент, что когда разговариваешь с бизнес-партнерами - крупными компаниями, которым интересно РХТУ, они говорят: «Лучше бы вы были ректором, а не исполняющим обязанности». Хотя для работы нет разницы, занимаешь ты позицию и.о. или нет.

- Что уже сделано на новом посту и что еще планируется?

- Первое, что мы сделали, - собрали команду из специалистов, имеющих большой опыт работы и в области управления, и в химии. Я считаю, это очень важно. Большая часть руководства РХТУ – это его сотрудники, но часть – новые люди. Они не были связаны с РХТУ, у них нет предвзятых отношений к тем или иным ученым и преподавателям. Плюс, человек со стороны по-другому смотрит на ситуацию в целом, а еще - предлагает новые решения. Когда кто-то долгое время работает на одной позиции в одной организации, конечно, взгляд у него немного «замыливается».

Мы налаживаем взаимодействие с бизнес-партнерами. Подписано большое количество соглашений с крупными компаниями и коллегами из-за рубежа, с университетами Турции, Китая, Японии, Англии. В России - c МГУ, томским ГУ, со вторым медицинским университетом, с рядом других вузов. Встраиваемся в вузовскую жизнь Москвы и России, активно сотрудничаем с коллегами. Очень хороши результаты в области научных проектов: из 8 поданных в последнее время, 4 – выиграны. Ждем результаты остальных. Подготовлено большое число новых заявок. Если говорить об инфраструктуре, то мы начали небольшие ремонтные работы. Отремонтирована проходная, начался ремонт коридоров и санузлов в университете, нескольких аудиторий. Работа кипит.

Студенты РХТУ.jpg

- Современные студенты чем-то отличаются от своих предшественников?

- Если мы сравниваем со студентами моего времени (я поступил в МГУ в 1997-м), то у студентов сегодня, во-первых, есть возможность быстро и легко найти необходимую информацию. Открыл Википедию - и готово. Наверное, это хорошо, но, с другой стороны, немного теряется умение искать информацию, анализировать ее. Мы старались не заучивать информацию, а логически ее осмысливать - сейчас это умение  утрачено, приходится ему обучать. Зато сегодня студенты умеют информацию представлять наглядно. Не только красиво нарисовать и сделать презентацию, но и рассказать о проекте, причем, рассказать очень убедительно. Наверное, это тоже связано с тем, что в сети они видят хорошие примеры презентаций. Ребята, которые учатся сейчас - мотивированные, они адекватно оценивают свою реальную стоимость на рынке труда, понимают, зачем пришли в университет и чего хотят в итоге. При этом они, начиная с 1 курса, пытаются зарабатывать деньги, чего практически не было в наше время. Учиться и одновременно работать - в МГУ это было невозможно, в РХТУ некоторые студенты успевают. Они более самостоятельные.

- Чего в них, по Вашему мнению, не хватает?

- Думаю, всего хватает. Единственное, о чем я прошу студентов: прямо с 1-го курса больше заниматься наукой. Надо стараться находить на это время.

- Кому нужно поступать в РХТУ?

- Ребятам, которым нравится химия. Это такая профессия, что человек не может решить вдруг: «Я буду химиком!»; всегда есть предпосылки. Первый вариант – когда к химии есть способности. Самая распространенная причина - хороший учитель химии в школе, который может замотивировать, и третья - если в семье есть родственники-химики. Как профессия химия не очень популярна, многим кажется, что она связана с чем-то вредным для здоровья, опасным. Но если мы посмотрим на ПРОФИ.РУ – сайте с рейтингом профессий, то увидим, что инженеры находятся на втором месте после специалистов в области IT. Рынок перенасыщен менеджерами, экономистами, юристами, и эта профессия становится более востребованной. А РХТУ им. Д.И. Менделеева как раз готовит инженеров-химиков, инженеров-технологов, специалистов химических производств. Ребята понимают, что это сейчас востребовано, и выбирают РХТУ как место,  где будут учиться. Менделеевский университет - вуз №1 в области химической технологии в нашей стране.

Химия.jpg

- Какова сегодня ситуация в российском образовании?

- Есть заметные изменения, начиная со школы. Я всегда буду говорить, что химии в школе мало, и качество преподавания не всегда идеальное. Но если мы возьмем школьный ЕГЭ, который все ругали, то увидим, что он сильно трансформировался. Из теста на заучивание ЕГЭ превратился в хороший метод оценки знаний выпускников школ. «Знать» трансформировалось в «уметь», «включать логику». Программа РХТУ тоже меняется. У нас есть три типа подготовки – бакалавры, магистры и специалисты. Мы переходим на новый образовательный стандарт ФГОС 3++, в котором появляется больше профессиональных компетенций, больше свободы в выборе дисциплин, что очень важно. Мы думаем, куда потом пойдут наши выпускники. Доля трудоустройства выпускников РХТУ - 85%, это очень хорошо для химического вуза. Залог успеха наших студентов на рынке труда в том, что они должны быть востребованы. Мы составляем программу под конкретного работодателя, ребята заканчивают обучение и едут на определенное предприятие. По этому методу мы работаем с разными компаниями. Начинаем активно взаимодействовать с  Лукойлом, с Газпромом, с Роснефтью. Три самых больших направления РХТУ – это нефтегазохимия и полимерные материалы, факультет технологии неорганических веществ и высокотемпературных материалов (это неорганика, минеральные удобрения, высокотемпературные материалы, строительные материалы) и химико-фармацевтический. Выпускники всех трех очень востребованы.

- Вы как-то еще помогаете выпускникам находить работу?

- Конечно. Два раза в год устраиваем ярмарки вакансий, куда приглашаем представителей бизнеса и наших выпускников. Они присматриваются друг к другу, общаются, договариваются о сотрудничестве.

- Каково соотношение в университете юношей и девушек?

- Кажется, что химия – это мужская профессия. А у нас в вузе - 58% девушек и 42 % - молодых людей. Их в РХТУ надо оберегать! Работу по окончании  университета находят все в равной степени, независимо от пола. Мужчины идут в инженеры, в технологи, девушки - в аналитические лаборатории, занимающиеся контролем качества. В химии есть разные направления. Хотя есть у нас и «мужские» факультеты, где девушек совсем немного. Один занимается проблемами ядерной энергетики и радиохимии, радиофармацевтическими препаратами, второй - взрывчатыми веществами. Химия – дисциплина, которую зачастую выбирают, «чтобы повзрывать» (смеется), и мы единственный вуз в стране, имеющий такую специализацию.

новое здание.jpg

- Расскажите о стратегии развития вуза.

- РХТУ - вуз базовый, опорный, отраслевой для химической технологии РФ. Развивающаяся  промышленность страны требует от вуза, чтобы он отвечал всем современным требованиям, был лучшим в России и за рубежом. Конечно, мы работаем над тем, чтобы поднимать РХТУ в рейтингах. Надо выбирать стратегические направления, по которым нам стоит двигаться. По-моему мнению, первое из них – экология. В РХТУ есть Институт проблем устойчивого развития, он занимается зеленой химией, безопасным производством, безотходным производством. Экологическое направление будет занимать важную роль, причем, не только с точки зрения создания безопасных производств, но и с точки зрения переработки. У нас есть, например,  кафедра переработки пластмасс.
Второе - это материалы и технологии для улучшения  качества жизни, здравоохранения. Хотя РХТУ и химический вуз, он имеет большое количество наработок в области здравоохранения и биомедицины. Это материалы для адресной доставки препаратов, для создания имплантов; радиофамацевтические препараты. Все хотят жить долго и хорошо, поэтому медицинское направление будет развиваться в РХТУ, я надеюсь.

Третье направление мы условно называем «химическим производством будущего». Представим, что в будущем будут строить делать такие химические заводы , которые не были бы вредны для окружающей среды, работали в режиме замкнутого цикла, потребляли очень мало энергии и при этом были эффективны. И последнее – уже упомянутые  взрывчатые вещества – энергонасыщенные материалы. Мы ведем разработки совместно с Министерством обороны и Фондом перспективных исследований. Вот четыре стратегических направления  развития Менделеевского университета.  

Беседовала Наталья Федина


ЕГЭ на триста баллов


Памятник академику Легасову открыли в РХТУ


В РХТУ имени Д.И. Менделеева прошла конференция «Уроки академика В.А. Легасова»


Здоровый свет