НА ФОРУМАХ
156
2
94
3
83
2

Снижение госрасходов на науку в России – стратегическая ошибка

3c16017ee267b65fdee7057c074a3a08.jpg

В начале этого года Министерство образования и науки России подготовило законопроект, в соответствии с которым расходы государства на развитие научно-технического комплекса сократятся на 10% до 2020 г. Будет урезано финансирование как фундаментальных, так и прикладных направлений научных исследований.

Эта мера выглядит логичной на фоне совокупных сокращений госрасходов в условиях кризиса и бюджетного дефицита. Однако ставить знак равенства между расходами на науку и, скажем, на государственные СМИ было бы не совсем корректно. Развитие науки в современном мире является залогом стратегического успеха любой страны. Разработка и внедрение новых технологий повышает производительность труда и квалификацию работника. Кроме того, высокотехнологичные отрасли производства дают максимальную добавленную стоимость. Таким образом, рост качества жизни общества становится в прямую зависимость от развития научно-технического прогресса в стране.

В наиболее развитых странах расходы на науку являются важной составляющей совокупных производственных издержек. К сожалению, наша страна существенно отстаёт от них по этому показателю (см. рисунок)

4a46a639f4085e6e41c8d664f18fdc87.jpg

Так, по данным ОЭСР, в 2014 г. в США суммарные расходы на науку составляли 466 млрд долл. (2,7% ВВП), в Германии – 107 млрд долл.  (2,9% ВВП), в Великобритании – 44 млрд долл. (1,7% ВВП). В России расходы на науку равнялись 39 млрд долл. и едва превышали 1% от годового ВВП страны.

Кроме того, стоит принять во внимание отличие в структуре финансирования науки в разных странах. Например, в США 65% расходов на НИОКР приходится на частные предприятия – крупные компании, работающие в высокотехнологичных секторах промышленности. В России ситуация иная. В силу примитивизации отраслевой структуры экономики страны, которая не прекращается с 1990-х гг., у нас резко сузилась доля обрабатывающей промышленности. Как следствие, сильно сократился спрос на инновации и высококвалифицированную рабочую силу. В 2015 г. только 27% инвестиций в науку пришли из частного сектора.

Таким образом, для нашей страны вопрос государственного финансирования науки и образования стоит особенно остро. В условиях, когда бизнес не проявляет интереса к инновациям, задача сохранения научного потенциала России ложится на государство. От правительства требуется, во-первых, формировать спрос на результаты НТП в экономике через развитие наукоёмких секторов обрабатывающей промышленности; во-вторых, существенно повысить расходы на образование и науку. Благо, денег на эти цели в стране предостаточно.

Здоровый свет