НА ФОРУМАХ
118
1
124
2
726
3

Графолог Любовь Дубровина: «Почерк – это карта человеческой жизни»

дубр.jpg

За последние десятилетия необходимость в «живом письме» сократилась до минимума. Практически вся переписка давно уже ведется в электронном виде. К чему может привести утрата навыка писания «от руки» и что можно узнать из образца почерка человека, рассказывает Эксперт-графолог, графотерапевт, судебный эксперт-графолог, психолог, коуч, психотерапевт, психиатр Любовь Дубровина.

Любовь Васильевна Дубровина получила классическое медицинское образование. Увлекшись методом графологии, окончила курс в Американской школе графоанализа и графотерапии под началом графотерапевта, судебного эксперта графолога Марии Бернар, а также курс по графотерапии в израильском Институте графоанализа.  Автор собственных методик по графологии и применения графологического анализа для бизнес-компаний и программ дополнительного школьного образования.

- Любовь Васильевна, что профессиональный графолог может определить по почерку человека?

- Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. Изучая образец почерка, можно узнать многое. За 25 лет работы я имела дело с большим объемом информации, через меня прошли более 10 000 разных образцов почерка. Не было такого случая и такого вопроса, на который я не смогла бы найти ответ, изучая почерк человека. Люди, пытаясь понять себя,  годами ходят к психологам, психотерапевтам - это неплохо. Но графология позволяет гораздо быстрее и результативнее выявить реальные болевые точки человека. Почерк раскрывает все глубоко скрытые проблемы и возможности каждого из нас.

Это отпечаток личности каждого человека. По почерку можно судить о личностных, поведенческих качествах, его отношении к социуму, психофизиологических особенностях, состоянии здоровья и эмоциональной сферы, уровне интеллекта и многом другом. Все заложено в почерке. Почему многие люди неуспешны? Потому что они не знают, кто они. Не знают себя, не знают своих внутренних устремлений. И только через почерк человек может сам себя встретить, узнать и понять. И только тогда он становится властен над своим поведением и над своей судьбой.

- С какими проблемами стоит обратиться за консультацией и помощью к графологу?

- Спектр таких проблем практически не имеет ограничений. К профессиональным графологам обращаются при выборе специальности, при приеме на работу, при подборе кадров в штат. Во многих странах сейчас наблюдается всплеск интереса к графологии. На Западе графология уже введена в жесткое русло прагматизма. Во Франции графологический анализ биографии очень часто используется при приеме на работу. В Израиле в обязательном порядке графологической экспертизе подвергаются все государственные служащие. В Голландии и Англии заключение графолога не так давно стало обязательным при приеме штатных сотрудников на работу. Мы все знаем - можно получить тысячу дипломов, но не иметь реальной склонности к конкретному делу. Графолог поможет оценить человека с точки зрения его способностей и полезности конкретной компании. Поскольку почерк является достаточно объективным отражением личности, с помощью анализа почерка можно оценивать различные характеристики человека, в том числе - способность выполнять определенные производственные функции. Отбор кандидатов или аудит работающего персонала основан на психофизиологических, профессиональных, образовательных, интеллектуальных характеристиках, полученных в результате почерковедческой экспертизы. Это приводит к экономии средств и эффективной работе персонала. Кстати, такой подход способствует улучшению атмосферы в коллективе - прекращаются интриги, подсиживания, обиды, разбирательства, хамство и агрессия — распространенные проблемы отношений внутри компании. Таким образом высвобождается энергия для творческого процесса и решения сложных задач.

Кроме того, графолог может помочь парам, планирующим связать свои судьбы. В Германии, например, уже стало принято обращаться к графологу перед заключением брака.

Также почерк показывает, что происходило с человеком и что с ним произойдет в будущем, показывает уже существующие болезни и те, которые могут возникнуть в ближайшие годы. Когда я работала психотерапевтом в поликлинике, доктора присылали мне образцы почерка больных на анализ - с просьбой оценить, почему примененные способы лечения не помогают. И я часто видела, что пациента лечат совсем не от того заболевания, которым он в реальности страдает. Допустим, у человека просто социально-педагогическая запущенность, а его лечат от несуществующей болезни сердца. Медицина работает с симптомами, графолог – с причиной. А в почерке видны как причина, так и следствие. Убирается причина – меняется следствие.

Словом, практика применения графологии может быть очень широкой.

- С наступлением эпохи цифровизации буквы все чаще воспринимаются как знаки на клавишах. Есть ли опасность в отказе от навыка писать «от руки»?

- Автоматизация человеческого труда идет уже не одно столетие. Машины во многом заменили человеческие действия. Но управляет машиной все равно человек. И в век цифровизации управление остается за человеком. Умение писать рукой надо сохранять во что бы то ни стало. В одном из американских штатов проводился эксперимент. В школе-интернате отказались от ручного написания, используя для текстовых сообщений только компьютеры. Результаты показали, что через год уровень развития участвующих в исследовании детей снизился, их достижения были гораздо ниже, чем у сверстников, продолжавших писать «от руки». Исследование было прекращено, способности детей пришлось восстанавливать с использованием специальных техник. Это наглядное свидетельство того, что отказ от «живого письма» ведет к угасанию творческих интеллектуальных способностей человека. Развитие мысли идет через действие, через движение, в том числе – через движение рук.

- Сейчас психологи говорят о том, что люди стали мыслить дискретно,  что на смену традиционному приходит клиповое мышление. Тетрадь все чаще заменяется планшетом. Чем это чревато?

- Что такое клиповое мышление? Это разрозненные образы каких-то действий. Но при этом единого восприятия нет, не улавливается последовательности действий. То есть возникают нарушения мышления. Поэтому и многие дети, и взрослые уже не могут осмысливать большие тексты, следить за развитием мысли. Люди с таким образом мышления не могут рассчитывать на успех в интеллектуальной сфере – в науке, в технологичном бизнесе. Это ведет к угасанию мышления и жизни в целом. Какой выход? Надо предложить новые формы обучения детей. Школа должна взять на себя функцию помощи семье, и графология может помочь в этом. В частности, мне кажется перспективным введение дополнительного образования в виде занятий по графологии для учителей начальной школы, психологов и лингвистов. Тренинги могут проходить с участием школьников и членов их семей.

Ученые всего мира бьются над изучением загадок мозга, множество из них до сих пор не разгаданы. Но эта тайна отражается в графическом тексте на листе, в почерке человека, показывая, в каких обстоятельствах он рос, фиксирует степень его невротизации, уровень погружения в нанесенные ему обиды. Если у ребенка сформировались мысли о суициде – это тоже сразу видно. Во-первых, в его почерке нет энергии, он развалившийся, «проваливается» за линию - уходит с линии жизни. К сожалению, такое все чаще можно встретить у школьников.

Когда есть понимание закономерностей графологии, то почерк воспринимается как карта всей жизни. Если учитель и психолог способны прочесть эту карту – у них возникает понимание, что нуждается в коррекции, с чем можно и нужно работать.

У меня есть авторская программа по графотерапии, позволяющая на основании глубокого анализа почерка ребенка и его родителей скорректировать поведение и способности детей к обучению.  Это научный метод диагностики, основанный на определенной методологии, философии и психологии. У тех, кто занимался по этой программе, через несколько месяцев происходят заметные изменения, это были уже совсем другие люди.

- Можно ли людей с ровным, красивым почерком считать гармоничными личностями?

- Если бы все было так просто…  Нет, это не так. Но есть другая закономерность - чем проще написание – тем больше в человеке творческой энергии.

Обратите внимание – у каждой нации есть свои особенности в алфавите, есть что-то общее в письме. К примеру, у большинства жителей Германии почерк узкий, выстроенный, «просчитанный». Принято считать, что жители этой страны – люди с нордическим темпераментом. И «живое письмо» это мнение подтверждает. Наша страна всегда была многонациональной. У нас люди стойкие духом, с широкими натурами – и это тоже отражается в почерках.

Одно время я жила в Екатеринбурге, преподавала на кафедре психологии, и у меня был доступ к архивам екатерининского времени. Я могла сравнить, как менялся алфавит, каноны написания букв алфавита. И я видела, что чем проще становилось письмо, тем больше возможностей для творчества открывалось. Все процессы взаимосвязаны. Я уверена, что и в нынешние правила написания нужно внести некоторые изменения. Чтобы высвободить творческую энергию, дать возможность нестандартно мыслить, нужно внести ограничение на требования писать «как в прописях». Если в первом классе, когда человек только осваивает «живое письмо», в этом есть смысл, то ко второму классу это совершенно лишнее требование. Люди старшего возраста и старательные отличники, тщательно выводящие каждую букву, ограничивают собственные возможности, сдерживают свое творческое начало. Я убеждена, что отмена жестких требований к написанию будет способствовать развитию более гармоничных и свободных личностей. И очень надеюсь, что общество прислушается к мнению профессиональных графологов.

Ольга Ирзун, Ирина Овечкина
Как найти себя в профессии?

Почерк и здоровье

День ручного письма

Здоровый свет