НА ФОРУМАХ
171
2
179
2
193
1

Женщины в науке и самообразовании: самореализация и гендерное равенство

В рамках 66-й Сессии Комиссии ООН по положению женщин, в конце марта , прошло параллельное мероприятие в Российской Федерации  - Круглый стол: "Женщины в науке и образовании: самореализация и гендерное равенство". Мероприятие прошло в формате онлайн на площадке Штаб-квартиры ООН, в Нью-Йорке.

ocr (1).jpg

В работе Круглого стола по заявленной теме приняли участие представители из России, США, Ирака, ЮАР, Италии, Китая и других стран. С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась Президент Межрегиональной благотворительной организации содействия лицам с инвалидностью "Парус надежды", организатор данного мероприятия, которая вот уже 20 лет имеет консультативный статус в ООН, Президент Международного альянса стратегических проектов БРИКС, эксперт в ООН от Российской Федерации, Лариса Николаевна Зеленцова.


Зеленцова 20160508_194813.png

Модераторами данного мероприятия выступили:

Ирина Владимировна Несивкина, эксперт-психолог, академик Международной Академии менеджмента, исполнительный директор межрегиональной благотворительной организации содействия лицам с инвалидностью "Парус надежды";


Несивкина-И.В..jpg

Галина Георгиевна Силласте, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель Научной школы "Гендерная и экономическая социология", научный руководитель департамента социологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ.

Силласте (2).jpg  

Цель Круглого стола: Обсудить актуальные проблемы женской самореализации в сфере науки и образования,  пути их совершенствования и обеспечения гендерного равноправия, а также помочь женщинам в решении глобальных задач, связанных с сохранением интеллектуального потенциала человечества и межпоколенческой преемственности.

С докладом "Расширение прав и возможностей в науке и образовании в разных странах" выступила модератор Круглого стола Ирина Несивкина.

В своём докладе она перечислила факторы, от которых зависит положение женщин в науке и образовании в разных странах; причины, по которым столь сложно во всём мире происходит интеграция женщин на руководящие должности в  науке и образовании, а  также указала барьеры, преодолев которые можно поменять ситуацию к лучшему.

Ирина Несивкина предложила создать рабочую группу в рамках научно-экспертного совета Научной школы профессора Галины  Силласте "Гендерная и экономическая социология" Департамента социологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ по разработке условий для обучения и интеграции женщин в органы управления научнообразовательных и исследовательских учреждений; создать возможность и алгоритм трансляции положительного опыта в разных странах, а также закрепить выработанные инициативы на законодательном уровне.

Следующим стал доклад Елены Романенковой "Инновационная модель самообразования в области кросс-культурной коммуникации", в котором была отмечена важность кросс-культурного взаимодействия в глобальном мире.

- "Сегодня особую значимость приобретает анализ проблем межкультурных коммуникаций в целях оптимизации управления кросс-культурными процессами и совершенствования системы подготовки кадров к глобальному взаимодействию. Перед современной системой подготовки кадров стоит важная задача не только обеспечить формирование профессиональных компетенций, но и подготовить будущего специалиста к глобальному сотрудничеству, сформировать межкультурную компетенцию (языковую, коммуникативную и культурную) и достаточно высокий уровень цифровой грамотности, что в дальнейшем позволит находить актуальную и достоверную информацию, а также владеть эффективными инструментами для ведения межкультурного диалога.  Для успешной и эффективной коммуникации также необходимы принципы культурного сотрудничества, которые предполагают специальную подготовку к этому виду взаимодействия"- отметила докладчик.

С основным докладом " Наука и образование: женщины в социальном пространстве научной креативности, творческого самовыражения и гендерного равноправия» выступила Галина Силласте ". Она  привела бесспорное доказательство того, что мир гендерно ассиметричен в пользу мужчин. Привела примеры из истории, где выдающиеся женщины не только сыграли важную роль в науке, но и стали основательницами целых областей научного знания. Также профессор напомнила, что ООН учредил 11 февраля День женщин и девочек в науке, подчеркнув важность и значение этой даты. Галина Георгиевна привела социологические данные продвижения женщин в науку мировой социальной реальности. Подчеркнула, что в условиях глобализации принцип гендерного равноправия остаётся важным фундаментом развития российской науки и образования, формирования прогрессивной национальной экономики, в основе которой лежит опыт, национальный характер и духовные традиции своего народа.

Миссия женщин-учёных всех стран – в развитии "мягкой дипломатии" в сотрудничестве с учёными и общественными организациями разных стран во имя мира, взаимопонимания и созидания.

С докладом "Матери как воспитатели подрастающего поколения" выступила Джоана Бергляйн, бакалавр социальной работы, магистр государственного управления, глобальный защитник прав людей с инвалидностью, международный педагог для родителей, США. В своём докладе Джоана подчеркнула роль матери в образовании и педагогике. "Образование, которое предлагает мать, влияет на все аспекты растущего человека интеллектуально, а также эмоционально и социально". Джоана напомнила об исторически забытой области – ключевой роли матерей, воспитывающих последующие поколения, которая в современное время игнорируется обществом. В современное время женщины выполняют эту самую важную работу с ограниченными ресурсами и часто изолированно. Также была подчёркнута роль отцов в воспитании и образовании детей. Весь доклад Джоаны был основан на том, что в современное время происходит угнетение и маргинализация родительства. Отсутствие поддержки родительского воспитания и образования, заботы о следующих поколениях со стороны глобального общества ведёт к нарушению психического здоровья, бытовому насилию и эпидемии самоубийств. Именно в этом аспекте лежит решение многих проблем нашего времени.

С докладом "Иракские женщины в образовании и науке" выступила профессор Багдадского университета (Ирак) Аль-Азауи Нагам Маджид. Кратко рассказала о своём опыте учёного – исследователя продовольственной безопасности, где работала над созданием новых генотипов высокой производительности и хорошего качества урожая пшеницы. Научная карьера Аль-Азауи Нагам Маджид началась в Российской Федерации в качестве докторанта в области генной инженерии растений. Так же профессор подчеркнула усиливающуюся роль женщин во всех областях экономики в разных странах,что, в свою очередь, положительно влияет на рынок труда и способствует борьбе с нищетой.

Свой доклад "Женщины ЮАР в образовании и науке" представила доктор Калиса Дламини из ЮАР, в котором подчеркнула, что во время апартеида в Южной Африке женщины имели ограничения на образование и науку. Как белые, так и темнокожие женщины очень пострадали от системы апартеида. Прогресс начался после демократических выборов в 1994 году в Южной Африке. Сейчас в Южноафриканских университетах работает больше женщин, чем мужчин. Многие женщины занимают руководящие должности в университетах Южной Африки. Калиса Дламини привела в пример женщин-руководителей в клинической и ядерной медицине. Несмотря на прогресс в области образования и науки для женщин в Южной Африке, одной из важных проблем остаётся нехватка финансирования и оплаты образования, особенно на университетском уровне, т.к. не всем женщинам удаётся получить стипендию. Это попрежнему является сдерживающим фактором продвижения женщин в образовании и науке.

Далее с докладом "Как расширить права и возможности в сфере науки и образовании на примере Италии и стран ЕС" выступила Елена Тукшумская Мириам, президент Центра международного развития отношений между Италией и Россией. Елена привела статистические данные издания "Elsevier", лидера в области информации и аналитики в глобальных экосистемах исследований и здравоохранения, которые показали, что в Италии присутствие женщин в науке и образовании выше среднего показателя по ЕС (39%) и занимает 3 место после Португалии (50%) и Испании (48%). По уровню заработной платы Италия также опережает остальную Европу.

С докладом "Глобальное образование: расширение прав и возможностей молодых женщин" выступила Ирина Прохорова, руководитель Московского отделения МОО "Федерация женщин с университетским образованием", ассистент Департамента социологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ. В своём докладе Ирина Прохорова подчеркнула важную роль семьи в формировании общества. "В настоящее время все мировое сообщество переживает сложные процессы трансформации экономических, социально-политических, духовно-нравственных отношений. Это влияет на изменение социальной и демографической структуры общества, влечёт изменение традиционных духовных ценностей целых народов, а также социальных групп и личностей. Самыми крупными социально-демографическими общностями все ещё остаются две: мужчины и женщины. Взаимодействие этих общностей, их динамика и тенденции развития, задачи, стоящие перед ними, находят своё отражение прежде всего в семье; семья, которая является приоритетной задачей обеспечения выживания человечества. И именно институт семьи сегодня переживает наиболее сложные трансформации: представление о семье, которое всегда являлось наиболее типичным для любого общества и включало в неё детей, не достигших совершеннолетия, и саму супружескую пару, сегодня практически стирается. Новые представления о роли полов в семье и о супружеской жизни, трансформация семейных ценностей в результате борьбы за равенство полов, привели к появлению альтернативных форм отношений между полами, набирает обороты легализация гендерно-нейтрального супружества, которое уничтожает традиционную форму семьи с её чётким историческим разделением функций отца и матери по половому признаку, представляющую союз ребёнка, матери и отца. А ведь именно семья всегда была первичной средой для социализации человека".

В завершение Круглого стола модератор, профессор, заслуженный деятель науки РФ Галина Силласте подвела итоги мероприятия.

1. Участники Круглого стола единодушны в необходимости консолидации здоровых сил планеты в решении острых проблем настоящего и планировании будущего устойчивого развития цивилизации.

2. Проблема эффективной женской самореализации, как в конкретной стране, так и во всём мире является результатом не только социальных, но и экономических проблем.

3. Системно выстроенная работа по обмену опытом и консолидации женщин в науке и образовании способствует социально-экономическому развитию во всём мире.


Здоровый свет