НА ФОРУМАХ
119
1
125
2
726
3

Архитекторы – инженеры человеческих судеб: Ирина Ирбитская о сути профессии и той ответственности, которая лежит на градостроителях

c6255d871313ea6668e48f2f627dec56.jpg

Личность архитектора – одна их ключевых переменных, которая в совокупности с другими влияет на облик городов, именно от них во многом зависит, в каких пространствах будут жить и работать горожане. Портал «Архпроект» опубликовал интервью с архитектором Ириной Ирбитской, которая рассказала о сути этой сложной и важнейшей профессии, об ответственности, которая лежит на архитекторе, и о том, с чем ему приходится сталкиваться в работе. Сегодня предлагаем читателям Союза женских сил познакомиться самыми интересными высказываниями Ирины.

Архитектуре часто не уделяется должного внимания – считается, что профессия, например, врача имеет большее влияние на жизнь и судьбы людей. То есть «от плохой архитектуры не умирают». Ирина Ирбитская отмечает, что именно из-за того, что сейчас часто не уделяется должное внимание комплексному подходу к разработке городских территорий, страдают сами жители.

Например, при планировании микрорайонов и городских пространств архитектор всегда видит будущие «точки напряжения» - потенциальные «аварии». Причем речь идет не об авариях как таковых (коммунальных, инфраструктурных и т.д.), а именно о человеческом факторе, ведь от него тоже очень многое зависит.

По мнению Ирины Ирбитской, массовая застройка многоэтажными домами с огромным количеством квартира делает из микрорайона, по сути, маленький город. Со всеми своими проблемами, разумеется. « Если вы закладываете дворовые территории, где больше 150 соседств, то вы получаете городскую территорию с низкой или нулевой договороспособностью», - говорит Ирбитская.

Когда жителей очень много, то договориться людям с разными мнениями довольно сложно, и это влечет за собой те самые «аварии» и разного рода протестные настроения на конкретной территории. Это может стать не просто проблемой, а настоящей катастрофой – сначала в масштабах микрорайона, а затем и в масштабах города. Собственно, об этом довольно часто упоминают противники многоэтажной застройки и сторонники малоэтажной организации городского пространства. Если жителей в доме или районе меньше, то им гораздо проще найти точки соприкосновения и прийти к единому мнению, что, в конечном счете, идет на пользу всем.

«Возвращаясь к сравнению автомобильных и градостроительных правил, можно сказать, что если первые написаны кровью, то за вторыми стоят человеческие судьбы, которые могут сложиться совершенно различным образом, в том числе, из-за того, в каком пространстве живет человек», - рассказывает Ирбитская.

Ответственность архитектора за собственные проекты – отдельная тема, уверена эксперт. Во время разработки любого проекта архитектору приходится работать не только со своей логикой и взглядом на вещи, но и с неизбежной данностью в виде городских властей, застройщиков, строителей, а также техническими регламентами и строительными нормами и правилами (СНИП). Поэтому, к сожалению, далеко не всегда автор проекта может персонально отвечать за то, что в итоге было возведено – часто в итогепроекты приобретают вовсе не тот вид, который планировал автор с самого начала.

«Остается вопрос: за что тогда архитектор несет ответственность? Да за то, что он все-таки берется за некорректный заказ, понимая, чем все это может закончиться. Здесь мы выходим на очень серьезную тему: является ли профессия архитектора полностью коммерческой? На мой взгляд, это — социально ответственная профессия. В Голландии, например, до того, как там возник жесткий капитализм, архитекторы могли не платить некоторые налоги, они получали мастерские, как при советской системе. Подобные меры работали на поддержание той самой профессиональной воли, когда специалист мог без угрозы остаться без денег сказать «нет» некорректному заказу», - говорит Ирина Ирбитская.

Здоровый свет