НА ФОРУМАХ
160
2
98
3
87
2

Советский космический аппарат достиг Венеры

venera-5-sovietico-atterra-su-venere.jpg

Полвека назад 16 мая 1969 года советский космический аппарат достиг Венеры.

Ученые и инженеры все серию аппаратов, которые отправляли к ближайшей планете, назвали незамысловато. Все они были «Венерами», только различались цифрами, по которым любой понимал, какой аппарат запустили раньше, а какой позже. И почти всегда их отправляли в полет парами.

Формально первая «Венера» стартовала в самом начале февраля 1961 года, то есть еще до полета Юрия Гагарина, но одна из ступеней ракеты не сработала. Эта «Венера» не смогла унестись в космическое пространство, а осталась на земной орбите. В итоге она стала не «Венерой 1», а безымянным спутником. Но спустя неделю к Венере отправился еще один аппарат. Он то и стал считаться Первым.  Этот аппарат прошел в 100 тысячах километров от Венеры. По меркам космических пространств – почти рядом.

В ноябре 65-го к Венере отправились еще два аппарата, первый из них почти попал в Венеру, он прошел от нее на расстоянии 24 тысячи километров, это меньше земного диаметра, а опытный автомобилист на своей машине может проехать столько же меньше чем за год. «Венера 3» вошла в плотные слои атмосферы, но разрушилась в них.

Освоение космического пространства шло тогда с поразительной скоростью, о которой мы сейчас можем только мечтать. Впрочем, вряд ли об этом сейчас кто-то мечтает и вряд ли многие ночами смотрят на звезды, думая о космических экспедициях к далеким мирам. Мысли, наверное, о другом, о земном. Мы застряли в самом начале пути. А середина прошлого века было временем фантастическим. Представляете, в 57-м запустили первый спутник, а уже спустя несколько лет космический аппарат опустился на Венеру!

Наши фантасты подогревали интерес к Венере. Они запускали к ней корабли с экипажами. Вспомним «Страна багровых туч» Стругацких, "Путешествие на утреннюю звезду" Губарева  или «Звезду утреннюю» Волкова.

1570-1-7859.jpg

До Венеры лететь-то всего четыре месяца, да Магеллан Тихий океан пересек лишь немногим быстрее. Но хоть Венера и считается планетой земного типа, там человеку очень неуютно. Атмосферное давление в сто раз больше, чем на Земле, температура доходит до 500 градусов по Цельсию. Там человеку не выжить, там не смогут работать даже роботы из самых прочных материалов: титана и стали.

Марс – привлекательнее. Неудивительно, что из-за таких темпов космических исследований все были уверены: через пару десятков лет у нас будут лунные и марсианские базы. Человек из той эпохи, окажись в наше время, первым делом спросил бы: «ну как там ребята на Марсе?» И его очень удивило бы, что все разводят руками, опускают глаза и мычат: «да никак».  

Про 100 атмосфер узнала «Венера 4», в октябре 67-го она доставила на планету спускаемый аппарат, который полтора часа летел на парашютах по ночной стороне Венеры, прежде чем достиг поверхности.

А «Венера 5» в мае 69-го сообщила данные о солнечном ветре – о структуре потоков плазмы вблизи Венеры. И еще она доставила на планету вымпел с изображением Владимира Ленина и гербом Советского Союза. Она точно застолбила эту планету для СССР.  

izucheniye_venery_poverkhnost.jpg

На планету высаживались все новые советские «Венеры». С каждым разом они становились все прочнее и долговечнее. Они могли уже выдержать давление не в 100 атмосфер, а вдвое больше. Седьмая «Венера» продержалась 20 минут, восьмая – 50, девятая в сентябре 75-го – почти час и передала на Землю первые черно-белые снимки поверхности планеты. Одиннадцатая и двенадцатая в декабре 78-го сели на дневную сторону. Следующая пара – в марте 82-го провела прямой анализ грунта и передала на Землю цветные фотографии. Была еще одна пара «Венер», программа «Вега», в задачу которой входило и исследование кометы Галлея, а потом темпы стали замедляться.  

Сейчас наши успехи в освоении космического пространства скромные, а наше ведомство, отвечающее за это, более славится не космическими стартами, а скандалами с хищением бюджетных средств.

На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы (с)

О русском учёном замолвите слово

Дэвид Брин в Москве


Здоровый свет