НА ФОРУМАХ
15
20
133
1

Золотое звено

dlyakota.ru_istoriya_velikaya-stroyka-socializma_8.jpeg
35 лет назад на Байкало-Амурской магистрали произошла историческая встреча. 29 сентября 1984 года строители, которые десять лет шли навстречу друг другу с востока и запада, в районе нынешней станции Балбухта (которой на тот момент вообще не существовало) провели так называемую смычку и соединили свои железнодорожные пути. Это называется уложить «золотое звено». Оно, конечно, было никакое не золотое и даже не позолоченное. Да и встреча вышла неофициальной, произошла она не в том месте, где планировалось первоначально, и не в то время. Но обо всём по порядку.
Проложить магистраль севернее Транссиба, так чтобы она пересекала Ангару, Лену и Амур и огибала с севера Байкал, задумали еще в конце 19 века. Тогда же приступили к изыскательским работам. Но на этом все и остановилось, потому что проект был настолько сложен, что тогдашние технологии его не позволяли выполнить.
В 30-е годы к нему вернулись. Вышло соответствующее постановление. Но одно дело написать проект на бумаге, а другое дело его реализовать.Новых технологий у строителей особо не появилось, они рассчитывали, что заключенные смогут и проходы в скалах пробить и с гнусом в тайге справятся, но прокладка шла очень сложно. Может быть дорогу и построили бы, если в распоряжении строителей было побольше времени, но тут началась война, уложенные рельсы с фермами мостов демонтировали и перебросили в европейскую часть Союза, где срочно требовалось восстановить разрушенные пути. Так что тот первый БАМ постигла та же судьба, что и Дом Советов и по той же причине.
3cb89b7e2727dca661467cfeb45d1a25.jpg

Но к возведению Дома Советов после войны так и не вернулись, сперва построив на его месте открытый бассейн, а потом Храм Христа Спасителя, а вот БАМ стране был нужен. В 60-х к прокладке магистрали приступили в третий раз (как известно, три число счастливое), вначале вновь занимались изысканиями, а в середине 70-х наконец-то начали прокладку. Стройку объявили "Ударной и Комсомольской". О ней начинали говорить в самом начале выпусков новостей. Про БАМ снимали фильмы, пели песни, писали книги и стихи. На строительство магистрали приезжали звезды Советской эстрады, причем казалось, что они приезжают в зону боевых действий, на передовую, где строители ведут тяжелейшие бои с суровой природой: жара летом, ужасающий холод зимой, отсутствие жилья. Кто такое выдержит? Только те, про кого когда-то писал Маяковский, что если из них сделать гвозди, то не было бы в мире крепче гвоздей.
Тогда про них говорили все. Они были героями того времени. Верили они, что нужны Родине и была у них Цель.
Kopija_7_Image7.jpg

Близилось время стыковки и тут случилась авария на восточном участке, пришлось делать обходной путь мимо Кодарского туннеля. Бригады, что работали на восточном участке поняли - даже если они костьми лягут на этой трассе, будут работать днем и ночь, все равно им не успеть к намеченной дате стыковки.
«Не волнуйтесь ребята, - сказали им строители западного участка, - мы чуток поднажмем, успеем».
Они и поднажали, да так, что установили мировой рекорд по прокладке трассы, который за 35 лет никто так и не побил, - почти пять с половиной километров в сутки. Но в итоге они  проскочили станцию Куанда, где и намечалась официальная церемония, и ушли на 42 км дальше.
Без торжественной церемонии было, конечно, не обойтись, но настоящая стыковка прошла в безлюдной местности. Поэтому через пару дней пришлось имитировать укладку «золотых звеньев» уже на Куанде, там сняли два звена, а потом вновь их уложили, но уже в присутствии официальных лиц. На Куанде и установлен монументальный памятник этому эпохальному событию, а попроще – две сходящиеся рельсы – на Балбухте, но зато именно этот настоящий.  
После этого события некоторые газеты, не разобравшись в ситуации, написали, что Байкало-Амурская магистраль построена. Но на самом деле работы здесь было еще много. В эксплуатацию с расчетными объемами перевозок магистраль запустили лишь пять лет спустя, а последний и самый сложный туннель, протяженностью в 15 километров, сдали и вовсе лишь в 2003-м.
Фотка_1812351.jpg

Если бы третью попытку строительства БАМа начали лет на пять позже, случилось бы то же самое, что и во второй попытке, рельсы правда вряд ли демонтировали, чтобы восстанавливать с их помощью пути на европейской части страны, а попросту бросили. Наступила перестройка, а затем рыночные времена, руководители всех этих процессов называли БАМ памятником советской гигантомании и нерентабельной дороги. Но сейчас то мы понимаем, что говорили они так лишь только для того, чтобы скрыть собственные чудовищные ошибки. Время этих людей ушло. В 2000-е стало ясно, что БАМ стране нужен и его даже мало, его надо расширять. Вот только верит ли кто-то сейчас в Великую цель, как строители того БАМа?

Жаккелина Орлова. Важнее всего - семья
В России за июнь 2019 года реализовано 20 проектов импортозамещения!
Не расстанусь с комсомолом

Здоровый свет