НА ФОРУМАХ
171
2
179
2
193
1

Старший лейтенант медицинской службы

photo_2020-04-12_12-43-49.jpg

В России нет ни одной семьи, через которую не прошла бы Великая Отечественная война. И с каждым годом, с каждым месяцем редеет строй ветеранов войны. Статистика Всероссийской организации ветеранов Великой Отечественной войны и Вооружённых сил, Министерства здравоохранения и социального развития наглядно убеждает в этом печальном уходе.

2511d70e36ee6f7eb058bb2f4baa06c8.jpg

Иванова Вера Никифоровна, 1944 год

Война в моей семье связана с моей мамой, Ивановой Верой Никифоровной, которая добровольцем ушла на фронт в 1941 году и закончила её 9 мая 1945 года в Праге. Маленькие фотографии военных лет и боевые награды: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны II степени — сохранившиеся свидетельства о её вкладе в Победу над фашизмом. В военном билете старшего лейтенанта медицинской службы записано: «вступила в ряды Красной Армии 18 июля 1941 года, в 295 медико-санитарный батальон 266 стрелковой дивизии, приняла военную присягу в августе 1941 года, уволена из рядов Красной Армии 23 августа 1945 года».

За этими строчками четыре года тяжёлых боёв, поражений и побед, нахождение в плену и побег из него. После смерти мамы, разбирая её бумаги, нашла несколько страниц, написанных её же рукой, с названием «20 дней. Их забыть нельзя». Я не знаю, для какой газеты она писала в 1965 году эти строки, но из её рассказов знаю, как долго ей приходилось потом давать объяснения, почему она оказалась в плену и как из него удалось бежать. Ей повезло: она не попала под арест и снова с мотострелковой Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригадой шла долгие месяцы ко Дню Победы.

В годы советской власти мои дети, сын и дочь, с гордостью говорили: «Портрет нашей бабушки снова висит на стенде в подъезде дома». Это Совет ветеранов дома делал к каждому празднику такой стенд, а самих участников войны собирал в клубе по месту жительства. Скромно, но всегда чествовал их.

Мама сохраняла фотографии своих любимых танкистов, с некоторыми пока они были живы, вела переписку, встречалась. Очень бережно она сохраняла грамоты с портретом И. В. Сталина (их у неё было 9). Их текст сейчас, как мне кажется, говорит о многом. Вот одна из таких грамот, в которой написано: «Старшему лейтенанту медицинской службы, Ивановой Вере Никифоровне, Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 31 марта 1945 г. № 321 за овладение городами Ратибор и Бискау — важными узлами дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев на левом берегу Одера — всему личному составу нашего соединения, в том числе и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность». Будучи грамотной женщиной, она не поняла или не захотела понять, за что и кто развенчал культ И. В. Сталина. До самых последних дней своей жизни мама на своей тумбочке в спальной комнате держала его портрет.


d5527919f3e3bac5e962a99168524981.jpg

Я с моим отцом - Ивановым Борисом Матвеевичем, 1944 год

Я в те дни, когда мама ушла на фронт, четырёхлетним ребёнком уехала с отцом на Урал. Сначала это был Нижний Тагил, а потом Каменск-Уральский. В эти города эвакуировали подмосковный литейно-механический завод, который потом стал выпускать танки. На нем работал инженером мой отец. Год, проведённый на Урале, оставил в детской памяти воспоминания о добрых людях, которые мне не приходились родными. С нами, детьми войны, оставался в доме, где мы жили, кто-то один из взрослых, а остальные уходили ранним утром на завод. Нас умывали, причёсывали, кормили, читали книги, по существу, чужие люди, но мы росли и развивались, иногда дрались, бегали на колхозное поле, так как жили почти на окраине города, воровали горох, за что вечером получали нагоняй от взрослых. Росли, ощущая любовь и заботу.

Потом отец вернулся в город Балашиха, из которого эвакуировался завод, а я оказалась в тёплом доме любимой бабушки Тани. Она растила меня и двух моих двоюродных брата и сестру до конца войны. И хотя брату было 4 года, сестре 3, а мне 5 лет, самое лучшее в доме отдавалось мне, так как моя мама воевала. Я первая ходила гулять (валенки и пальто были одни), мне первой клали на тарелку блинчик из тёртой картошки или давали кусок добытого жмыха (современным детям нужно объяснять, что это такое). А для нас это было любимым лакомством.

В моей памяти осталась труженица — баба Таня. Утром она нас кормила, наказывала соседям присматривать за нами, а сама шла в лес. Только сейчас, когда переживаешь за внучек, если они задерживаются на работе, понимаешь, каким другим было военное время. Дом не закрывался на замки, нас, трёх-пятилетних детей, никто не охранял и не развлекал. Когда время приближалось к обеду, мы, как воробьи, садились на заборе и ждали появления бабушки. Летом и осенью она всегда шла с вязанкой дров, грибами, орехами, земляникой или клюквой. Я не помню голодного детства. Конечно, мы не доедали, рацион у нас был бедный, но животы всегда были набиты пищей, которая готовилась на воде, но с большой любовью. Сейчас с фотографий военных лет смотрит на меня не худенькая мордашка.

Правда, причёска слегка подкачала. Зато фотография и надпись на ней, отправленная 10 июня 1945 года в госпиталь маме, где та лечилась после ранения, сохранилась.


53565ee8751d9932d60b1e35b32f1058.jpg

1945 год

Салют Победы все жители Обираловки (теперь — город Железнодорожный) смотрели на железнодорожном вокзальном мосту. Хорошо в этот вечер салютовали в Москве, если на 20-м километре от столицы мы видели его отблески. А в августе 45-го, после полученного в боях под Прагой ранения, вернулась домой мама.

Написанные через 75 лет после завершения войны строки заставили вспомнить и пережить заново многое, даже слегка заболело сердце. Но это воспоминания о годах, когда все чтили участников войны, тружеников тыла. Ни одна школьная линейка 1 сентября не проходила без их участия. Когда были трудности с продуктами, все ветераны в первую очередь получали талоны. Как они их ценили! Современной сытой молодёжи это не понять. Но я горжусь, что мои дети через бабушкины воспоминания, уроки истории в школе, экскурсии правильно поняли Великую Отечественную войну. 9 мая с радостью ходили с родителями к Большому театру, где встречались ветераны войны, и дарили им цветы. А теперь, став взрослыми, и имея своих детей, передают эти традиции уже моим внучкам.

Мой муж, Жуков Лев Васильевич, кадровый военный, своими воспоминаниями о школьных годах, проведённых в послевоенном Ровно, о боевых товарищах по космодромам Плесецк и Байконур внёс свою лепту в военно-патриотическое воспитание детей и внучек. А таких семей, как наша, к счастью, ещё сохранилось очень много. Поэтому 75-летие Победы будем отмечать с гордостью за нашу Великую Родину — Россию.

Идя к празднованию Дня Победы, приходится, как ни прискорбно, признать, что не стихли голоса тех, кто настаивает на «виновности» СССР в развязывании войны, в напрасности сопротивления фашисткой агрессии, в высокой цене за Победу, даже в ошибочности западных союзников по антигитлеровской коалиции в поддержке «тоталитарного режима» Советского Союза. И никто из них не задаётся простым вопросом: «А были бы они вообще на свете, если бы не победили Красная Армия и Советский Союз»?

Самым диким «изобретением» определённой части исторической науки является утверждение о том, что Великая Отечественная война являлась войной двух диктаторов — Гитлера и Сталина, войной двух возглавляемых ими тоталитарных систем. Большего цинизма, ненависти к нашей стране и народу и представить трудно! Такого рода «научные изыскания» не только пользуются устойчивым спросом определённых кругов на Западе, но и находят укоренение у нас. Невероятно, но факт. Но возмущение — не та реакция, которая нам более всего нужна. Необходимо, не жалея сил, предельно аргументировано разоблачать фальсификаторов, где бы они не окопались.

В год празднования Великой Победы очень важно, не только чтить подвиг народа, героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла, но и делать всё, что сплачивает в монолит силы общества и государства ради строительства и созидания Великой России.

Вопросы, связанные со Второй мировой войной, её итогами, оценками — вопрос не только истории. Это вопросы нравственности, ответственности, мужества, идущие к нам из далёких сороковых годов. Это вопрос нашей самозащиты, нашего спасения, ибо люди тех лет показали образцы сплочённости, самопожертвования, стойкости на фронтах и в тылу, что обеспечило нашу победу. И когда кто-то из современных политиков, историков, деятелей культуры, журналистов пытается это забыть, затушевать или сфальсифицировать — это уже историческое преступление.

В 2020 году Президент Российской Федерации В. В. Путин приглашает в Москву руководителей зарубежных государств на празднование Дня Победы. Многие уже дали согласие. Было бы правильным предложить им законодательно объявить День Победы над фашисткой Германией в качестве национального праздника; противодействовать попыткам сноса и перемещения памятников воинам-освободителям в Европе. Но обращаясь к народам мира, с моей точки зрения, необходимо обратиться и к многонациональному народу России: хранить память о самой страшной войне в истории человечества, память об истинных героях — генералах и офицерах, солдатах и партизанах, подпольщиках и тружениках тыла, о каждом, кто отдал свою жизнь во имя Великой Победы над фашизмом!

Жукова Н.Б., сопредседатель Правления МОО «Союз православных женщин»,
дочь Ивановой Веры Никифоровны

ИСТОЧНИК


Здоровый свет