НА ФОРУМАХ
66
162
1
176
1

Сдача под Мальтой

3909184.jpg  

Ровно 30 лет назад в декабре 89-го Михаил Горбачев и Джордж Буш-старший встретились на Мальте.

Готовили эту встречу долго. Буш-старший принял присягу еще в январе, советский лидер тут же был готов засвидетельствовать почтение в дружеском рукопожатии, потому что ему надо было продемонстрировать, в особенности тем, кто копал под него внутри страны, что он по-прежнему на коне и в мировой политике. Вот сморите, если со мной сам американский президент на равных общается, то как вы смеете упрекать меня в ошибках? Но Буш-старший как-то намеки Михаила Горбачева не воспринимал. Ему уж и Маргарет Тэтчер принялась объяснять, что Михаила Сергеевича надо уважить и Франсуа Миттеран, а тот ни в какую.

И ведь вот какой противный. Не хочет встречаться. Вот двуличный. Они старые друзья,  познакомились еще на похоронах Черненко, а потом в конце 88-го прошли смотрины. Рейган, сказал Горбачеву, указывая на Буша-старшего, что вы, конечно, друг дружку хорошо знаете и вот теперь вам предстоит делать мировую политику, потому что это мой продолжатель. Но коварный Буш-старший ждал, пока Михаил Горбачев из равноправного партнера, с мнением которого надо считаться, превратится во второсортную фигуру, у которой нет ни авторитета, ни возможностей.  

К концу 89 года рухнула Берлинская стена, по Восточной Европе прошла серия бархатных революций, получившая на Западе название «Осень народов», рухнула Берлинская стена, Варшавский договор практически оставался только на бумаге, хотя в Восточной Европе еще оставались советские войска, в самом Советском Союзе были пустые полки магазинов, проходили повсюду митинги, народ требовал очередных перемен.

И вот тогда Буш-старший понял, что время пришло, клиент созрел и его можно брать тепленьким. Правда Михаил Сергеевич немножко поартачился, не захотел он ехать в гости к Бушу-старшему за океан, потому что получалось, будто он к хозяину на поклон отправился, а ему ведь надо было всем показать, что он еще равноправный партнер, а не холявщик.  

После консультаций, решили, что Мальта – это самое оно. Мальта в декабре! Лучше бы уж встречались где-нибудь Танзании - там в декабре теплее, а на Мальте в декабре шторм, сильный ветер и качка. Последнее актуально, поскольку встречи намечались на двух крейсерах - американском и советском. Но волны качали корабли так, что у непривычных к такой обстановке членов двух делегаций мог случиться конфуз и вообще, как говорить о судьбах мира, когда этот мир, вернее палуба, буквально уходит из-под ног? В итоге пришлось встречаться на более устойчивом к непогоде и пришвартованном к причалу советском круизном лайнере «Максим Горький», который пригнали на Мальту в качестве плавучей гостиницы, потому что все номера на острове заняли американцы и жить было негде. Хотя, возможно,попросту хотели сэкономить валюты. Зачем платить за гостиницу, если можно пожить на корабле? А вот с валютой в стране были проблемы, и не только с валютой.

Михаил Сергеевич во время встречи с другом Джорджем постоянно демонстрировал бодрость духа и радостное настроение, будто у него во всём всё хорошо. Так к примеру, когда у него спросили, чем же хотят заняться лидеры стран, он посмеявшись ответил, что вот сейчас сократим этот класс военных кораблей, на которых мы не смогли вести переговоры, потому что  они качаются на волнах, как…  

- Ха-ха-ха, - сказал Джордж Буш-старший. Ему явно нравился этот простодушный весельчак Горбачев, который не понимал, что выступает в роли шута и не понимал, что его обдирают, как липку, вернее не его, а рушат великую страну, которую его поставили возглавлять.

54766.jpg

А потом в кулуарных беседах он получил от Горбачева гарантии, что Советский Союз больше не будет помогать левым режимам в Латинской Америке, не будет помогать Никарагуа и Кубе, в Восточной Европе он пустит дело на самотек и не станет применять там силу, чтобы вернуть социалистические правительства к власти.

- А может внутри страны вы тоже не будите применять силу, если кто захочет демократических преобразований? – спросил Буш-старший, намекая на волнения в Прибалтики, где уже говорили о выходе из Советского Союза.  

Что касается объединения Германии, то Горбачев считал, что процесс это длительный, но он так быстро вскоре пошел, а Горбачеву так были нужны хоть какие-то деньги, что вопрос с поглощением ГДР Запад вскоре уладил.

Горбачеву соратники советовали торговаться, тянуть время, если мы не удержим социалистический блок, так хотя бы надо от этого получить как можно больше, то есть добиться, чтобы с роспуском Варшавского договора – распустили и НАТО.

Но Горбачев сдал всех без всяких условий. Он показал себя никаким политиком и действовал с преступной неразумностью.

После этой встречи на Мальте Советский Союз перестал быть важным геополитическим игроком. Никаких документов не подписали и лишь констатировали, что Холодная война закончилась, но Буш-старший через пару лет, когда Горбачев был уже окончательно списан со счетов, объявил, что в этой войне победила Америка.

Горбачева после Мальты вполне могли бы арестовать за государственную измену, но не арестовали.

Осенью 90-го Запад расплатился с ним за услуги Нобелевской премией мира, а еще он подзаработал в съемках рекламы пиццы. Ему в общем-то неплохо. Но разрушительные процессы, которые он запустил, идут до сих пор.

Берлинская стена

Холодная война и доверительные отношения

Престарелый шутник


Здоровый свет