Это еще надо посмотреть, кем проще было стать – первой женщиной-космонавтом или первой женщиной-капитаном дальнего плавания. В смысле, сложно было и то, и другое. Но полеты в космос не успели обрасти вековыми традициями и предрассудками. К тому же, отправка дамы на орбиту – это был вопрос большой политики. С морем, как вы понимаете, ситуация несколько иная.
26 февраля моряки всего постсоветского пространства отметили 110-летие со дня рождения Анны Щетининой. Это ей судьба уготовила трудную и героическую биографию первой «морской волчицы» СССР и мира самого крупного ранга. Капитан дальнего плавания – это ли не вершина устремлений всякого морехода?
Родилась Анна Ивановна в 1908 году в простой рабочей семье на тихоокеанском побережье, недалеко от Владивостока. И надо же такому случиться, что нигде, кроме как на корабле, свою профессию она не представляла.
К мечте Анна Щетинина двигалась не просто настырно, не гнушаясь самой черновой и тяжелой работы, но еще она делала это и удивительно энергично и споро. В 24 года стала штурманом, а в 27 – уже капитаном дальнего плавания. Такое редкому мужику удавалось.
В 1935 году молодая дама, но уже капитан, прибыла в Гамбург получать свой первый пароход. Советский Союз купил немецкое судно, предстояло его досконально изучить, принять все до последней заклепки и доставить в порт приписки на Дальний Восток.
Анна Щетинина, ступила на борт бывшего германского, а теперь уже советского парохода, в элегантной шляпке и дамском платье. Сам по себе факт, что советским капитаном оказалась женщина, уже вызвал международный фурор. Так она оказалась еще и молода, и одевалась абсолютно не в духе морских реалий. Но это только вне службы. Затем, облачившись в рабочую робу, Анна облазила каждый закоулок трюма, чтобы убедиться в том, что народные деньги тратятся на достойный корабль.
Немцы оценили квалификацию и профессиональный подход леди-капитана, старались сдать пароход в таком виде, чтобы покупатель понимал, что имеет дело с настоящими моряками, которые заботились о своем корабле. Из Гамбурга с заходом в Одессу, через порты Юго-Восточной Азии, покупка была доставлена по назначению. С этого началась большая морская, точнее, капитанская жизнь Анны Щетининой.
Потом она руководила еще многими судами на Тихом океане и на Балтике, начальствовал в порту, воевала и преподавала, прошла тысячи и тысячи миль по всей планете… Плакала, говорят, чуть ли не единственный раз в жизни, когда увидела в кино горящее поле с хлебом.
За свою многолетнюю морскую службу Анна Щетинина была награждена целой россыпью трудовых и боевых орденов. В том числе, на ее капитанском кителе сияла Звезда Героя Социалистического Труда.
Что скрывали женщины на корабле?
Почему женщина на корабле к несчастью?
Когда телевидение было мудрым