НА ФОРУМАХ
63
82
159
1

Человеческая боль Vs Человеческий фактор: паллиативная помощь в Петербурге

Лишь 22% пациентов, нуждающихся в срочном обезболивании, получили его в  Петербурге в прошлом году.  И это – только официальная статистика от Росздравнадзора, озвученная  Нютой  Федермессер, руководителем  фонда помощи хосписам «Вера».  По данным этого фонда, 10794 жителей  Северной столицы нуждаются в паллиативном уходе.  Однако налицо - очень плохая информированность  больных  и их родственников  о своих правах и возможностях.  Почему же так происходит и что можно сделать?

Напомним, что паллиативная медицина  -  это направление, отвечающее за облегчение страданий и улучшающее качество жизни человека, если  его заболевание уже не поддается лечению.  И речь здесь идет не только об онкологии.
Так, например, в петербургской  Максимилиановской больнице  есть отделение сестринского ухода и паллиативной помощи неонкологического профиля  - самое крупное в городе. Попадают сюда  и с переломом шейки бедра, и атеросклерозом,  и с  «диабетической стопой»,  и с состояниями после инсультов. Есть немало  и  других диагнозов, которые сопровождаются болевым синдромом. При этом, контингент очень сложный – это люди, живущие одиноко, либо вообще не имеющие жилья.

Но если в стационарах и хосписах  как утверждают врачи,  необходимые препараты  имеются, то с обезболиванием в домашних условиях все намного сложнее.  Как нам рассказали эксперты, уже два года (с  14.04.2015) действует Приказ Минздрава России  №187н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению».

-  Согласно этому документу, пациенту, который выписывается из стационара, положено выдавать с собой обезболивание на срок до пяти суток – пока не будут оформлены документы на получение этих препаратов по месту жительства. Но ни одна петербургская больница так  не делает, – констатирует  административный директор фонда  Ad Vita Елена Грачева.

Человек, имеющий ту или иную  форму рака,  по определению  «прикрепляется»  к  онкологу по месту регистрации. А если он фактически   живет в другом районе?  А если врач в отпуске? Пациент оказывается в «крепостной зависимости», которая должна быть устранена, тем более что закон нам это позволяет: «место жительства»  – это не Купчино или Выборгская сторона, это город Петербург, – убеждена Елена.

-  Да, к сожалению, получит человек помощь или нет  -  зависит и от района, и от конкретного врача в поликлинике. Я знаю заведующих , которые буквально за ручку водят пациентов, прописывают им правильную терапию, отправляют в хоспис, если требуется. Нет у нас в городе  единого работающего алгоритма. И не во всех паллиативных отделениях есть выездные патронажные службы. Тут все зависит от людей, которые окажутся рядом – констатирует Екатерина Овсянникова, руководитель направления паллиативной помощи Ad Vita.

Не так давно Екатерина провела тщательный мониторинг этой сферы,  и  картина сложилась такая:
-  После окончания основного лечения петербуржцы часто не знают, куда идти дальше и на какую помощь могут рассчитывать. Им мало кто  объясняет, что, несмотря на неизлечимость болезни, многое можно сделать.   К нам часто обращаются родственники людей, которым выписали обезболивающие, но не подобрали правильную терапию. И они в отчаянии, потому что из-за этого появились побочные явления. Мы либо подсказываем, как действовать, либо сами выступаем посредниками между учреждениями и пациентами.

Именно  участковый терапевт,  как  отмечает наша собеседница, является дирижером паллиативной помощи вне стационаров, поскольку  отвечает за  назначение препаратов.   Однако  порой  врач  заявляет родственникам больного: «Ну что вы хотите -  сделать уже ничего нельзя».
Что касается  скорой помощи, то она отвечает за срочное обезболивание пациента (ночью, в выходные и праздничные дни). В  арсенале дежурной бригады  есть  ампула морфина, однако медработники часто отказывают больному не только в нем, но и в трамадоле - более слабым    анальгетике. Аргументы  самые разные - от "вы  хотите,  чтобы он наркоманом стал?" до "морфин его убьет!».  

Отдельная история – с аптеками, где выдают обезболивающие по рецептам. Во-первых, их  количество по городу  ограничено.  Во-вторых,  выписывать  новые рецепты  надо довольно часто -  раз в 15 дней.  Наша читательница  Валентина, ухаживая за мамой в 2009 году,  ходила за рецептами раз в 10 дней. Самое сложное  было - собрать  вместе все штампы от специалистов, потому что не всегда они  работают в один день.   А самой работать когда?  Спасал только  свободный рабочий график. Сталкивалась девушка и с массой других сложностей,  включая «штрафные круги» по врачам, если в аптеке не принимали рецепт.  Один раз  пришлось купить нужный препарат (за 7000 р!), когда   время поджимало, а  в аптеке по бесплатному рецепту его не оказалось.   Еще  надо было  отдавать в поликлинику  пустые ампулы и остатки от наркотического пластыря.   Сегодня, как нас заверили,  этого уже не требуется.

Изменить ситуацию в Северной столице можно, как говорят общественники,  двумя путями. Во-первых,  максимально  информировать людей о том, по каким каналам можно получить помощь.  Во-вторых,  добиться принятия локального  городского акта, который ввел бы в обязательном порядке нормы, утвержденные в  действующих рекомендациях Минздрава, Это  помогло бы привести в порядок паллиативную сферу – столь болезненную в буквальном смысле слова.

По данным фонда «Вера»,  Северо-Западный федеральный округ заказал в прошлом году 4300 сильнодействующих обезболивающих препаратов. Выкуплено же по факту – 2500 доз.
Для сравнения: в  Москве за прошлый год удалось помочь 68% пациентов с болевым синдромом (в Петербурге, напомним,  22%). Речь здесь идет лишь об онкологических заболеваниях. Реальная потребность, учитывая  другие диагнозы, выше.  


АКТУАЛЬНО

Горячая линия по паллиативной помощи  фонда «Вера»  8-800-700-84-36 (на какую помощь можно рассчитывать, где ее получить, что делать, если возникают сложности)

Горячая  линия  Росздравнадзора 8 800 500 18 35 (если возникают проблемы с получением обезболивания)

Горячая линия  фонда Ad Vita (812)  904 05 81 (прямой номер и для домашних, и для мобильных телефонов).


Ясное утро (психологическая  помощь онкобольным) 8-800-100-01-91

4c04d8c04a17178a0e105f5d42dc3e48.jpg


Фото  -  http://vnarkoze.ru

Похожие материалы


Паллиативная помощь. Психологический аспект
https://союзженскихсил.рф/communication/forums/psychology/palliativnaya-pomoshch-psikhologicheskiy-aspekt-/

Здоровый свет