НА ФОРУМАХ
53
1
137
1
157
1

Медики или ботаники? Для кого придуманы новые правила поступления в ординатуру

d1fa5fbd10c0db552bbf613add763019.jpg

11 мая 2017 года Минздрав утвердил приказ о новом проведении порядка приёма на обучение по программам ординатуры, который вступил в силу в 8 июня.

Согласно новому регламенту поступления в ординатуру, каждый абитуриент должен будет пройти аккредитацию (раньше проводился внутренний экзамен по выбранной специальности): вступительное тестирование по 100-балльной шкале по всей учебной программе (минимальный проходной балл - 70). К этому результату будут суммироваться баллы за индивидуальные достижения с момента зачисления в вуз:

100 баллов за стипендию Президента РФ, Правительства РФ;
50 баллов за именную стипендию;
100 баллов за диплом с отличием;
80 баллов за стаж работы в медучреждениях от трёх лет;
50 баллов за стаж до трёх лет;
60 баллов за первый год работы в медучреждениях сельской местности и за каждый последующий год + 5 баллов;
до 50 баллов за иные достижения в период обучения.

Таким образом, при поступлении в ординатуру по всей стране будет действовать единая балльная система наподобие ЕГЭ, отличающаяся беспристрастностью и возможностью специалисту из провинциального меда поступить в столичную ординатуру на равных условиях с остальными. Хорошая идея, однако среди нынешних студентов-медиков она вызвала массу протестов.

Во-первых, если мы обратим внимание на список достижений, за которые начисляются дополнительные баллы, то увидим, что наибольший вес имеют академические успехи студента: присуждение особой стипендии, красный диплом, участие в конференциях и наличие научных статей (два последних пункта регламентируются строкой "до 50 баллов за иные достижения"). Даже за стаж работы длиной в весь шестилетний период обучения абитуриент получит меньше баллов, чем если бы он активно занимался учёбой, но при этом не видел ни одного пациента вживую. Эта несправедливость возмущает многих.

Во-вторых, с такими завышенными требованиями количество зачисленных в рамках бюджетного финансирования резко сократится, и непоступившие специалисты будут вынуждены довольствоваться работой терапевта или педиатра в местной поликлинике. Либо участвовать в отдельном конкурсе на платные места. Конечно, проучиться 6 лет и вдруг столкнуться с такой перспективой готов далеко не каждый.

И, наконец, в-третьих, абсолютно неприемлемым является факт поспешности, с которой был принят данный приказ: студенты-выпускники узнали об изменении правил поступления в ординатуру 8 июня, то есть за неделю до госов и за три недели до вступительной кампании. Приём в ординатуру стартует 1 июля, в то время как в нашумевшем приказе сказано о том, что вуз должен проинформировать о новом порядке поступления "позднее 30 июня 2017 года". Но как за это ничтожное время подготовиться к аккредитации? Не говоря уже о том, что выпускники этого года, не зная о новых правилах, могли и не озаботиться научными достижениями, стажем работы или отличными оценками.

Все эти факторы закономерным образом вызвали недовольства студентов, которые составили петицию под названием "Оставьте прежние правила приема в ординатуру в 2017 году!" Действительно, может быть, новый порядок поступления и преследует благородные цели, но вступать в силу он должен для студентов нового поколения: первокурсники 2017-го года уже будут знать, что их ждёт по окончании специалитета, и естественно будут готовиться к новым правилам. Все остальные - те, кто сейчас уже учатся, - имеют меньше шансов привести свои достижения в соответствие с изменившимся порядком приёма в ординатуру, что говорит о грубом нарушении их прав.

Авторы петиции иронично подытоживают: "С такими подходами скоро лечить наших граждан будут чиновники Минздрава (а где, интересно, лечатся они сами?)". И вправду: такое ощущение, что представители министерства совсем оторвались от действительности и выпускают приказы, резко диссонирующие с реальными возможностями людей.

Век живи - век учись, или lifelong learning

Рейтинг вузов в регионах России

Про женщин и не женщин

Здоровый свет