В первый день работы самой крупной продовольственной выставки России в полдень состоялось ее торжественное открытие. Поначалу казалось странным: выставка уже «на полном ходу», а тут на пятачке между двумя павильонами – открытие! Но наверное это и правильно. Обстановка деловая, кому надо – зайдет, кому некогда – узнает, поскольку на большинстве стендов работа шла с полным аншлагом. На церемонии открытия заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Евгений Громыко зачитал приветственный адрес министра сельского хозяйства России Александра Ткачева, в котором, в частности, было отмечено, что выставка действительно определяет ориентиры развития продовольственного рынка, задает тон – и это бесспорно.
Когда посещаешь одно и то же мероприятие много лет подряд, то всегда хочется увидеть что-нибудь новенькое или – напротив – взглянуть на хорошо забытое старое и удостовериться, что компания на том же месте, и, стало быть, все хорошо.
Итак, я прошлась по некоторым стендам.
Консервный комбинат «Балтком» из Советска в Калининградской области. Прочитала слоган. Да, время и вправду скоротечно. Наше поколение когда-то гонялось за тушенкой, нынешнее ее на дух не переносит. «Балтком», получается, свяжет всех нас и по линии традиций, и по линии качества. Тогда почему – Совок? Это слово для нашего поколения – все самое плохое, не более того, плохое прошлое, которое мы не взяли в настоящее. Так что сохранять и доносить тут нечего.
Вот что бы вы почувствовали около стенда, который предлагал вам немолоко (nemoloko)? Несомненно, любопытство. И вправду, это не молоко, а овсяный напиток, который выпускает предприятие «Сады Придонья». Вкусный, полезный, он уже поступил в продажу. Новая линейка овсяных продуктов рассчитана на тех, кто заботится о здоровье, у кого особые предпочтения в еде.
А вот продукцию Брянского молочного комбината мы знаем очень хорошо. На выставку они привезли новинку – новый сыр Papa Cheezano и Mamma Cheezano. На просьбу, как бы продегустировать и вообще, что это такое, нам выдали миленький буклетик, повернулись спиной и все продолжали дефилировать по стенду, вообще не обращая ни на кого внимания, лишь какой-то иностранец (скорее, технолог из Италии) иногда мило улыбался, но помочь ничем не мог. И такое бывает.
Обещанный в буклете оригинальный и яркий дизайн упаковки продукции компании «Лайла» действительно привлекает. Этакий трехлитровый «портфельчик» (bag-in-box) с краником. Соки прямого отжима очень вкусные, а такой портфель с витаминами и подарить не стыдно кому угодно.
С размахом поработала на выставке столичная компания «Вкус года», которая предлагала премиальную линейку лимонадов. Менеджеры на стенде не делили посетителей на чужих и своих (свои – это потенциальные дистрибуторы, чужие – все остальные), а предлагали дегустировать всем, кто просто приостанавливался у стенда (это и есть профессиональная работа на выставке). «Вкусу года» есть чем гордиться: компания поставляет свою продукцию во многие страны от США и Канады до Израиля, Казахстана и Новой Зеландии.
О некоторых других компаниях и деловой программе – в следующем репортаже.