НА ФОРУМАХ
89
1
155
1
177
1

Россия становится на "Шёлковый путь"

61afd5e8974027607a59b5a18600295b.png

На этой неделе президент России В. Путин принял участие в работе форума «Один пояс, один путь» в Пекине. Мероприятие было посвящено обсуждению мегапроекта под названием «Новый шёлковый путь», который заключается в создании логистической системы по транспортировки товаров из Китая в Западную Европу через Казахстан, Россию и Белоруссию.

Многие рассматривают участие России в данном проекте как прекрасную возможность перейти в фазу экономического роста через привлечение китайских инвестиций в нашу транспортную инфраструктуру. Однако на деле перспективы участия России в данном проекте выглядят не столь радужными, как это часто описывают отечественными СМИ.

Во-первых, Китай решил организовать работу «Нового шёлкового пути» не от хорошей жизни. Спрос на китайские товары со Европы находится на низком уровне. Из-за этого в самом Китае простаивают около 40% производственных мощностей, а в 2017 году темпы роста ВВП страны снизятся до уровня в 6% - минимального за последние 26 лет. Таким образом КНР пытается снизить транспортные издержки, чтобы хоть как-то стимулировать спрос.

Во-вторых, изложенные выше обстоятельства заставляют усомниться в том, что ограниченный в деньгах Китай будет осуществлять масштабные инвестиции в транспортную систему России. Конечно, какие-то капиталовложения будут, но надо знать китайцев. Даже в более благоприятном 2012 г., когда Россия и КНР договаривались о строительстве газопровода «Сила Сибири», китайская сторона добилась финансирования проекта за счёт «Газпрома». Расходы – 55 млрд долл. - будут покрыты только в долгосрочной перспективе благодаря прибыли от продажи газа.

Пока Фонд Шелкового пути не слишком активно инвестирует в российские проекты. Две крупные инвестиции в Россию это приобретение 9,9% акций в проекте НОВАТЭК и выкуп 10% нефтехимического холдинга «Сибур». Участие Китая в этих двух проектах можно считать «политическими инвестициями» в дружеские отношения между лидерами стран.

И, в-третьих, развитие транспортного сообщения с КНР создаст условия для ещё большего притока китайских товаров в Россию. Отечественная обрабатывающая промышленность, страдающая от санкций и низкого курса рубля, и без того находится в неблагоприятном положении. Вступать в открытую конкуренцию с Китаем в данных условиях – аналогично тому, чтоб добровольно закрыть наши заводы и фабрики.

В целом же проблема участия России в мегапроекте Китая заключается в несоизмеримости двух экономик. В неблагоприятных геополитических условиях Россия смотрит на Китай, как на главного союзника, в то время как наша страна для Пекина является лишь один из партнёров, притом не самым важным.

Шелковый путь наших дней

"Свободная торговля" под угрозой

Как преодолеть наше экономическое отставание?

Здоровый свет