НА ФОРУМАХ
50
2
647
3
224
2

Природный капитал и пределы сырьевого развития России

92f19d29acb71a660225e66561ec0d6f.jpg

Природный капитал играет заметную роль в экономике многих стран. Для России, например, очевидно огромное значение ископаемых ресурсов. Наша страна в современном мире выступает как экологический донор.

По оценкам Всемирного Банка, в наиболее развитых странах мира на долю природного капитала приходится лишь незначительная часть общественного богатства: соотношение между природным капиталом, человеческим и физическим составляет 2-5% : 68-76% : 18-20%. Принципиально иная ситуация в России, где на долю природного капитала приходится более двух третей: 70% : 20% : 10%.

Стабилизация объемов природоэксплуатации, уменьшение в структуре экспорта доли сырья не означает автоматического сокращения экономических выгод от использования природного капитала, естественных преимуществ и экспортных позиций страны. Более того, здесь возможны два направления получения дополнительных экспортных выгод.

Во-первых, повышение энергоэффективности и реализация потенциала энергосбережения внутри страны позволит экспортировать энергоресурсов на сумму около 100 млрд долл. ежегодно. В русле этого направления находится и широкое распространение возобновимых источников энергии.

Во-вторых, увеличение доли обрабатывающего сектора, углубление переработки сырья, способны принести дополнительно десятки миллиардов долларов за счет продажи за рубеж продукции с более глубокой степенью переработки первичного природного сырья. Так стоимость сырой нефти, преобразованной в продукты нефтехимии, возрастает в 6–10 раз.

В целом кризис показал, что ориентация на ВВП  проблематична для стран с большим природным капиталом и сложными социальными проблемами. Рост ВВП может маскировать деградацию человеческого и природного капиталов.  

Россия начала 2000-х гг. стала классическим примером иллюзий, связанных с ростом ВВП. Рост базировался на увеличении добычи энергоресурсов, добыче и выплавке металлов, вырубке леса и пр., а главное – на росте цен на нефть и газ. По оценкам Минэкономики, изменение цены на нефть на 10 долл. за 1 баррель соответствует изменению ВВП российской экономики примерно на 0,4-0,5 процентного пункта.

Очевидно, что такой рост закреплял формирование экспортно-сырьевой модели. Первый тревожный звонок прозвучал в 2008 г., когда кризис, падение цен на энергоресурсы и обвал ВВП ясно показали пределы сырьевого развития. К сожалению, инерция такого развития оказалась велика, и в посткризисный период продолжался рост природоэксплуатирующего сектора в ущерб и при дальнейшей деградации обрабатывающего сектора – экономика становится все более примитивной.




Здоровый свет