НА ФОРУМАХ
60
162
1
176
1

Путешествие из Москвы в Петербург: экспонаты возвращаются в залы Екатерининского корпуса


Завершается комплексная реставрация Екатерининского дворца «Монплезир» в Нижнем парке Петергофа. Открытие отреставрированного музея запланировано на 20 мая 2021 года. До этой даты специалистам музея предстоит принять более 700 экспонатов исторической коллекции, которые до 10 марта находились на выставке в московском музее-заповеднике «Царицыно».

Без заголовка.png

Екатерининский корпус построен при императрице Елизавете Петровне в 1747–1759 годах по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли. Дворец предназначался для проведения торжественных обедов, балов и приемов. К нему примыкал Деревянный флигель, использовавшийся как жилые покои. Отсюда 28 июня 1762 года супруга императора Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей Екатериной II. В память об этом событии в 1890-х годах дворец и получил свое название – Екатерининский корпус. При императрице Екатерине II интерьеры дворца были переделаны архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле. В оформлении комнат Кваренги использовал лепку и однотонную окраску стен, определившую в дальнейшем их название: Желтый зал, Зеленая приемная, Синяя гостиная.  В первой трети XIX века, в правление императора Александра I, в залах появились гризайльные росписи в стиле ампир, выполненные живописцем Д.Б. Скотти. Тогда же во дворце обновили меблировку, в комнатах парадной анфилады в простенках между окнами повесили большие зеркала в рамах под белый французский лак с резьбой и позолотой. В 1928 году в Екатерининском корпусе и Деревянном флигеле была создана музейная экспозиция эпохи Екатерины II и Александра I. В годы Великой Отечественной войны здание каменного корпуса сильно пострадало, а Деревянный флигель сгорел. Экспонаты, которые не успели эвакуировать перед войной, погибли, но значительная часть коллекции была сохранена, она и послужила основой при формировании экспозиции музея.

PH2_4624.jpg

PH2_4966-HDR.jpg

PH2_4921.jpg

В 2018 году в Екатерининском корпусе началась комплексная реставрация, первая с послевоенного времени. Основной проблемой, с которой столкнулись реставраторы на первом этапе, было отсутствие гидроизоляции, из-за чего страдали не только фасады, но и интерьеры музея. Решением проблемы стало устройство «глиняного замка» по периметру дворца и Западной галереи – по старинной технологии из голубой глины. Во время проведения гидроизоляционных работ в подвальных помещениях обнаружили фрагмент исторической булыжной выстилки, по образцу которой было воссоздано покрытие пола в подвале.

В числе наружных работ были отреставрированы два крыльца, установленные на южном и восточном фасадах по проекту Ф.Б. Растрелли, а также решетки с вензелями императрицы Елизаветы Петровны. При расчистке красочного слоя на восточном крыльце был обнаружен исторический оттенок желтого цвета середины XVIII века. В этот чуть более темный, чем мы привыкли видеть, «расстрелиевский» цвет теперь окрашен весь фасад дворца.

Во время демонтажа деревянных капителей, украшавших фасады дворца с 1750-х годов, под одной из капителей нашли полустертую, едва заметную надпись красным карандашом, благодаря которой стала известна дата установки капителей на фасады – 1754 год. После реставрации место разрушавшихся деревянных капителей заняли воссозданные, выполненные в историческом материале, из дуба. Оригинальные капители были переданы в фонд исторических фрагментов ГМЗ «Петергоф», одна из них будет представлена для осмотра в Западной Гостевой галерее дворца.

В интерьерах дворца специалисты отреставрировали монументальную живопись и лепку, изразцовые печи и камины, обновили исторический цвет стен. В одном из парадных интерьеров – в Западной приемной – удалось найти фрагмент оригинальной росписи начала XIX века, которая считалась утраченной во время Великой Отечественной войны – маску льва и шлем в окружении пальметт. В этом же интерьере художник-реставратор М.Д. Верховодко открыла для обозрения посетителей сохранившуюся роспись середины XVIII века в виде аллегорической маски, найденной, но не открытой в 1945 году.

Во всех залах дворца проверили состояние черных полов и укрепили их, выполнив полную замену паркета с применением исторических пород дерева: дуб, дуб мореный и тик.

Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»


Здоровый свет