НА ФОРУМАХ
46
160
1
174
1

Немного от зрителя про современное искусство или Творчество должно быть экономным?

 

Количество фильмов, выпускаемых в нашей стране ежегодно, в разы превышает число кинолент, выходивших на экраны сорок-пятьдесят лет назад. Появляется и все больше новых театров, театральных постановок, причем создатели все чаще обращаются к творчеству своих предшественников. Понятно, что качество создаваемых спектаклей и фильмов очень неоднородно. И все же общие тенденции можно заметить и оценить. Взгляд автора эссе Ларисы Комиссаровой на происходящие в современном культурном пространстве процессы субъективен, но, безусловно, заслуживает внимания и приглашает к серьезному разговору о современном искусстве.
R1PfQ2U5WGc.jpg

Не покидает ощущение, что сегодня современные перепостановки ставших уже классикой фильмов и спектаклей, в большинстве случаях проваливаются. Я не критик, а обычный зритель, и как зритель хочу поделиться своими мыслями на современные постановки.
В последнее время мы наблюдаем огромный интерес зрителей к старым постановкам, спектаклям и фильмам. И одновременно все чаще сравниваем игру современников с их предшественниками. Актеры... Складывается ощущение, что сегодня превалируют действия, а эмоции уходят в прошлое. Чтобы усилить значимость той или иной фразы, артисты переходят чуть ли не в крик. При этом взгляд выражает совершенное равнодушие. Смотришь сцену объяснения в любви или какой-то личной драмы, а в глазах героев видишь пустоту. И это не только в кино, но и на сцене, где нет крупного плана. А вот настоящих чувств, таких как душевная боль, горе или безграничная радость, которую испытывает герой, и которые пронзали бы зрителя, нет. В какой-то момент это начинает раздражать.
Складывается ощущение, что в современном искусстве начала процветать известная фраза из недавнего советского прошлого «Экономика должна быть экономной». Этот лозунг взяла на вооружении творческая элита, но в современной интерпретации - «Искусство должно быть экономным». Сейчас актеры не выкладываются ни духовно, ни эмоционально, а по  большей части действуют как роботы, на автомате, однотипно отрабатывают свой гонорар в любой постановке. Так проще и безопаснее - экономятся эмоции, силы и время. Зачем выкладываться, ломать себя, переживать, зачем нужны муки творчества… Для чего лишний раз репетировать и снимать лишний дубль, для чего двести раз переписывать и создавать новый сценарий, если проще взять у наших классиков готовый, и, якобы, подать материал в современном видении. Ведь экономится время, а сегодня время – деньги! А деньги в наше время все! Все, но не творчество.
Мы часто вспоминаем артистов, которые не играли главных ролей, но стали великими звездами эпизодов. Созданные им образы стали классикой актерского мастерства как для современников, так и для будущих поколений. Кажется, что сегодняшние актеры относятся к «маленьким ролям» (специально взяла в скобки это понятие, так как великие артисты даже к небольшим ролям без слов относились серьезно и делали из них шедевры), как маленькому доходу. Маленькая роль – маленький доход – мало усилий и работы.
С другой стороны, творческие люди требуют высоких гонораров и общественного признания. С этим мы соглашаемся, но только в том случае, когда это именно искусство, которое отвечает на вопросы о смысле жизни, красоте мира и человека, о борьбе добра и зла, и на многие другие вопросы нас, живущих на этой земле и в этом мире. Истинные творцы отдают не только часть своей души, но и часть жизни (в прямом смысле этого слова) на алтарь творчества. Не деньги, а душа главенствует в любом творческом процессе.
Хочется снять шляпу и преклониться перед нашими великими актерами и режиссерами, которые создали в свое время классику, к которой сегодня обращаются современники. Спасибо вам за ваш труд, оставленный в наследство потомкам. Мы все чаще обращаемся к постановкам и фильмам в интернете, так как телевидение превратилось в рекламное агентство, где деньги определяют репертуар и программы. Все чаше нам, зрителям, остается только интернет, где можно посмотреть и познакомиться с шедеврами русского театра и кино, с постановками, которые вошли в Золотой Фонд Русской Культуры. Как же сегодня не хватает режиссеров и актеров старой школы, русской школы – школы самоотречения и пожертвования ради искусства.
Последнее время все чаще нас «преследуют» очередные современные постановки, которые пытаются «по-новому» и «по-современному» представить уже известные классическое произведения, будь то в кино или на театральной сцене. Такое ощущение, что тем, кто решается на такие эксперименты, не дает спать слава режиссеров и актеров прошлого. Зависть? Я бы назвала это желанием утвердить себя не за счет собственного дарования, а за счет подавления чужого успеха. Так проще. Нет творческих мук в поиске своего героя и своей истории… Нет никаких мук, только переписывание чужого творения под себя. И часто это называют «современный взгляд на классику». Лучше бы искали свой собственный взгляд на современность и вошли бы в ранг современных классиков.
Недавно была на спектакле «Мифический муж» во МХАТе им. Горького. Двоякое впечатление. С одной стороны, радость от встречи с Антоном Павловичем Чеховым. Его переписка с близкими людьми, его мысли, переживания и муки творчества как глоток жизненного бальзама. С другой стороны, когда закончился спектакль, сложилось ощущение, что спектакль готовился в период пандемии, когда у большинства из нас была депрессия и ощущение полной безысходности – мрачный финал настоящих похорон. Тут вспомнилась другая постановка Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье» по письмам А. П. Чехова в исполнении звездного состава артистов театра им. Е. Вахтангова 1967 года, где в роль Антона Чехова сыграл Юрий Яковлев. И в этой постановке не кажется безысходным, а дарит веру в будущее, в торжество добра, дарит надежду на лучшее. Эту постановку можно посмотреть в интернете.
Однако, не все так грустно. На мой взгляд, есть несколько правил успеха любого творчества: полная самоотдача без остатка, истинная духовность, искренность и правдивость при отсутствии фальши. И жизнеутверждающий финал, даже если это драма. Любое настоящее творчество в своей основе созидающее, как живая вода для человека. И сегодня у нас есть прекрасные великие (не побоюсь этого слова!) актеры и талантливые режиссеры, но не всегда они имеют возможность подарить нам, зрителям радость своего творчества. Законы современного жанра, основанные не на таланте, а на деньгах и принципе «свой» - «чужой», не позволяют им раскрыться и создавать больше шедевров, которые вошли бы в Золотой Фонд Русской культуры.
И раз мы уж вспомнили произведение А. П. Чехова, то хочется закончить наши размышления словами Ольги из пьесы «Три сестры»: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!».
И вот на вопрос Ольги о смысле жизни и страданий, нам, зрителям, всегда и во все времена будет отвечать творчество талантливейших писателей, режиссеров, актеров, которыми славилась Россия. «И не оскудеет земля русская»!


Здоровый свет