25 января в нашей стране не только и даже не столько Татьянин день и день студентов, сколько день рождения всенародно любимого актера, поэта и исполнителя Владимира Семеновича Высоцкого. В этом году особая дата – юбилей, 80 лет.
По многим каналам телевидения и радио будут вспоминать годы жизни этого великого деятеля, оставившего свой культурный след в истории нашей страны. Хотя, на мой взгляд, слово «вспоминать» неуместно. Мы его не забывали. Он всегда был и есть с нами. Пожалуй, это единственный исполнитель, о песнях которого не будет споров ни в одном из поколений: произведения Владимира Высоцкого с удовольствием слушают и дети, и подростки (вроде как уважающие только рэп), и более старшее поколение, заставшее живые концерты Высоцкого.
Жаль, что при жизни Владимир Семенович так и не увидел этого всенародного обожания. Да, его ценили, но скорее, как актера. Впрочем, даже при актерской славе с ним не спешили работать режиссёры – Высоцкий помимо всего пользовался репутацией «неудобного» актера. По воспоминаниям Станислава Говорухина, снимавшего «Место встречи изменить нельзя», Владимир Семенович никогда не выполнял просто задачу, поставленную режиссером и всегда привносил в эпизод что-то свое, так что отснятый дубль становился сюрпризом для режиссера. Переснимать же эпизод не любил, считая, что жизнь переснять нельзя (он не играл, он проживал роли). Видимо, именно из-за такого вида «неудобства» всенародно любимый актер не получил при жизни ни одного звания: звание заслуженного артиста Высоцкому дали лишь через шесть лет после смерти, а еще через год – Госпремию. Естественно, это не могло не расстраивать талантливого человека.
Куда более Владимир Семенович мечтал о славе поэта, хотел вступить в Союз писателей СССР. Но в те годы его стихи по какой-то странной закономерности приравнивались к «блатняку», хотя схожесть его произведений по силе и энергетике с теми же стихами В. Маяковского трудно не заметить. Особенность лирики Владимира Семеновича в том, что все написано от первого лица, однако действующие лица и обстановка настолько разные, что не может не поражать: дальнобойщики в его стихах видели себя и свои проблемы, воевавшие в битвах во время Великой Отечественной – свои перипетия и мечтания, милиция признавала себя, даже ученые изображены правдоподобно, что уж говорить о сумасшедших. Страна была завалена «самиздатом» от Высоцкого, но первый официальный сборник «Нерв» вышел после смерти поэта и в редакции Роберта Рождественского, сделавшего более 400 правок в угоду цензуре.
Проза Владимира Семеновича не так известна, но тех, кто ее читал, равнодушными не оставит. Читала давно в каком-то не очень популярном журнале напечатанный роман «Жизнь без сна» - сказать, что поразило – ничего не сказать.
Последнее стихотворение гениального поэта было записано на рецепте какого-то лекарства. Видимо, свое здоровье Владимира Семеновича интересовало меньше, чем рвавшееся наружу творчество. Вот эти строки:
Мне меньше полувека – сорок с лишним. Я жив, двенадцать лет тобой храним. Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть, чем оправдаться перед Ним… |
Надеюсь, сегодня Владимир Семенович Высоцкий видит с небес (а он там, что бы не говорили о его поведении при жизни – гений не может быть покладистым гражданином) и всенародную любовь, и признание его творчества, и ускоряемое биение наших сердец в такт его песням, а значит простит за те обиды, которые нанесены ему при жизни.
Владимир Семенович, мы Вас любим и помним!