В экспозиции представлены почти сто работ мексиканской артистической пары из собрания музея Долорес Ольмедо (Мехико), из частной коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля, работ из ГМИИ им. А.С.Пушкина, которые ранее никогда не показывались, а также из некоторых частных коллекций – живопись, рисунки, литографии, фотографии.
Собственно, «дуэт Кало и Риверы – это своего рода перформансXX века, своеобразная смесь жанров и течений, любви и страдания, противоречий и разного рода манифестов, но главная тема экспозиции все же, наверное, стойкость человеческого духа, когда, казалось бы, невозможно жить, невозможно преодолевать боль – и физическую, и моральную, когда все невозможно. И это, скорее, о самой Фриде, ее судьбе.
Биография Фриды Кало (1907-1954 гг.) – одна большая цепочка трагедий, которые начались, когда девочка в детстве перенесла полиомиелит и осталась хромой. Но судьбе этого оказалось мало, и в 17 лет она попала в жуткую аварию и оставалась надолго прикованной к постели, а впоследствии перенесла 33 операции. Тогда она и начала рисовать, попросив отца пристроить мольберт, чтобы можно было работать лежа. Откуда можно было брать вдохновение, когда ее мир тогда – она сама в маленькой комнате? А она и рисовала себя такой, какую видела в зеркале. Стиль? Где-то примитивизм, где-то модернизм и сюр, где-то народные мексиканские мотивы, но в целом – ее личный стиль. Встав на ноги, Фрида принесла свои первые опыты Диего Ривере, который был известен и который сразу же оценил степень природного таланта юной художницы. Фрида еще будучи в школе была влюблена в Диего, а в 22 года стала его женой. Диего был старше Фриды на 21 год. Современники не уставали смаковать подробности их личной жизни, многочисленные измены Диего, недолгое увлечение самой Фриды Львом Троцким, да, все это известно, все было. А еще и Фрида, и Диего были коммунистами и членами мексиканской коммунистической партии. Тома Маркса, Ленина, Сталина украшали книжные полки их дома. И славу Фрида тоже познала, когда в 1938 году в Нью-Йорке прошла ее первая выставка, но лишь спустя 15 лет, уже в 1953-м, состоялась и персональная выставка Фриды и в Мексике. Правда, на собственный вернисаж художницу внесли на носилках, потому что ходить она уже не могла.
Автопортреты Фриды Кало стали символом жертвенности, стойкости духа, сильных эмоций. Соперничала ли она в творчестве со своим знаменитым мужем? И да, и нет. У них были разные пути, но они невольно влияли друг на друга и дополняли, как это ни странно, друг друга. «Сломанная колонна», написанная в 1944-м году, пожалуй, одна из самых известных работ Фриды, символизирующая всю невыносимость ее страданий.
После смерти Фриды была найдена записка, на которой было написано следующее: «В слюне, в бумаге, в затмении, во всех строчках, во всех красках, во всех кувшинах, в моей груди, снаружи, внутри -ДИЕГО... в моих устах, в моем сердце, в моем безумии, в моем сне, в промокательной бумаге, в кончике пера, в карандашах, в пейзажах, в еде, в металле, в воображении, в болезнях, в витринах, в его уловках, в его глазах, в его устах, в его лжи».
Диего Ривера (1886-1957 гг.) считался монументальным муралистом и отовсюду получал заказы на исполнение фресок. Учился он и у себя в Мехико, и в Париже, где прожил более десяти лет, и в Италии, где как ра-таки и изучал фрески, увлекался импрессионизмом, кубизмом, сюром и даже реализмом. Диего не был красавцем, но был, как сейчас говорят, очень харизматичным – женщины в него влюблялись сразу и навсегда.
В общем-то он считается таким своеобразным «крестным отцом» нынешнего стрит-арта. Диего любил большие формы (он и в жизни был очень плотный и высокий). В своих фресках и живописных картинах Диего Ривера отражал жизнь простого народа. Он любил яркие тона, простые сюжеты.
В собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина есть монументальное полотно Диего Ривера под названием «Слааная победа». Художник передал ее в дар СССР, когда посещал нашу страну в 1955 году. Через год Диего вновь посетил страну Советов и сделал серию рисунков, посвященных России.
Сам выставка организована так, что зритель может проследить все полное драматизма и переживаний творчество и Фриды, и Диего. Отрывки из дневников Фриды – их можно прочитать, увидеть, и услышать. Все расположено очень толково и ненавязчиво, как-то по-хорошему интимно, что вызывает уважение к организатором экспозиции. Побольше бы таких выставок!