О выставке в музее-заповеднике «Коломенское»
Текст: Галина Мумрикова
Во Дворце царя Алексея Михайловича проходит выставка – результат коллаборации музея-заповедника «Коломенское» и Музея русского и европейского изобразительного искусства.
Святая Троица Конец XVII в. Дерево, левкас, темпера. Музей-заповедник Коломенское
Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, с житием Последняя треть XIX в. Дерево, темпера
На выставке можно посмотреть 60 памятников XVII-XX вв., иллюстрирующих жизнь двух святых, каждый из которых был учителем своего времени – Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Многие произведения показываются впервые.
Так, впервые экспонируется книга «Жития святых Российской церкви». Она пожертвована в Петропавловский скит Николо-Угрешского монастыря игуменом Антонием (Бочковым) 1 апреля 1872 года.
Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому Москва, 1762 Дерево, темпера
Впервые представлена икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому». Она была подарена императору Петру III, внуку Петра I, который занимал престол около полугода. На иконе изображены апостолы Петр и Павел, великомученица Екатерина – небесные покровители императора Петра III и наследника престола Павла Петровича, императрицы Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II), а также святые, чья память приходится на дни рождения высокопоставленных особ – св. Харлампий Магнезийский, св.Ианнуарий, св.Евстафий. Апостол Андрей Первозванный почитался покровителем царской династии в России. Возможно, поэтому его образ помещен на иконе в правом нижнем картуше.
Книга из Николо-Угрешского монастыря – «Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы Сторожевского» написана одним из учеников св.Сергия Радонежского Епифанием Премудрым, который составил житие на основании документальных данных, собственных воспоминаний и рассказов очевидцев. Житие – основной источник биографических сведений о Сергии Радонежском. Первоначальный текст жития не сохранился.
Преподобный Сергий Радонежский. Конец XIX в. Дерево, масло
Преподобный Сергий Радонежский. Москва. Последняя треть XIX в. Дерево, темпера
Имя Преподобного Сергия Радонежского известна практически каждому русскому человеку: ведь все знают о маленькой обители, которая со временем стала практически центром русского православия – Троице-Сергиевой лавре. Именно от Сергия Радонежского Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву. Монастыри в Москве, в Звенигороде, на Сиверском озере – это всё тоже дело рук Сергия Радонежского и его учеников.
Святитель Стефан Пермский с житием. Начало XX века. Усть-Сысольский уезд. Вологодской губернии. Дерево, темпера. Из собрания Музея русского и европейского изобразительного искусства
Стефан Пермский по дороге в Москву. Из издания «Древнерусская миниатюра». Academia. Московская типография Гознака. 1933. Бумага, картон, коленкор; хромолитография, печать. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Миссионер Стефан Пермский в 1379 году сам ушел из столицы на восток, на земли зырян, территории нынешней республики Коми. Помимо того, что он был проповедником, он еще и составил свою азбуку, называвшуюся «анбур», в основе которой были славянские и греческие буквы, а также зарубки на дереве – ими пользовались местные жители. Так сложился особый пермский язык, на который Стефан Пермский переводил книги и тексты Священного писания.
Свою азбуку Стефан Пермский начал составлять, видимо, в Ростове, где он начал служить Богу и потом направился на русский Север, остановившись у слияния Вычегды и Выми, основав город Усть-Вымь. В 1383 году эти земли стали Пермской епархией, а первым епископом был Стефан. В 1396 году его вызвали в Москву, но там он заболел и умер. Похоронили его в соборе Спасо-Преображенского монастыря в Кремле.
В XVII веке азбукой анбур уже практически не пользовались. Она стала тайнописью. Когда надо было оставить секретное послание, зашифровать текст, то использовали именно пермскую азбуку. Ученые выявили в некоторых рукописях XV-XVI веков записи, сделанные с помощью букв азбуки Стефана Пермского. Авторы писали по-русски, а на пермской азбуке зашифровывали некие секретные послания, которые оставляли, как правило, на полях.
Пермская азбука
Куратор проекта искусствовед Жанна Белик сказала: «Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. Он был первым подвижником, кто определил движение русской цивилизации на восток. В целом, деятельность русского монашества в конце XIV — начале XV века была важным фактором развития русских княжеств, способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига».
Итак, два учителя, два человека, два святых. Они жили в одно время. Они не встречались лично, но зимой 1390 года случилось чудо. Когда Стефан возвращался из Зырянского края в Москву, он не смог навестить Сергия Радонежского в Троицком монастыре, а просто остановился и сказал: «Мир тебе, духовный брате!». Сергий в тот момент был в трапезной. Он вдруг встал из-за стола, поклонился и произнес следующее: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». На том месте сейчас стоит деревня Рязанцы и крест. Потом было видение Святой Троицы Анастасии, первой жене Ивана Грозного, в 1612 году здесь молились Минин и Пожарский.
Чем они, два учителя, интересны сейчас нам, современникам, заглядывающим в анналы истории? Мы прикасаемся к древностям, стараясь постичь ход времени и в поисках духовности всё чаще и чаще обращаемся к русским иконам, с которых смотрят на нас светлые лики святых и подвижников, смотрит сама история со всеми ее фактами и легендами.
По материалам пресс-службы музея-заповедника «Коломенское»
Выставка открыта до 19 января 2025 года и организована при поддержке Фонда социально-культурных инициатив и Фонда Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ковашах.