НА ФОРУМАХ
98
406
108

Арт Россия. Классика. Новый взгляд.

Легкие заметки по поводу Первой ярмарки современного академического искусства

Текст: Галина Мумрикова

Сентябрьская выставка корпорации «Синергия» при поддержке Российской академии художеств многих заинтриговала из-за «академической добавки», хотя по сути пресловутое обращение к так называемому «культурному наследию прошлого» порядком всем поднадоело. И миссия мероприятия – сохранение традиций – ничего нового в себе не несет. В конце концов все без исключения так или иначе продолжают традиции, а читая галерейные или индивидуальные сопроводиловки, выяснилось, что практически все пишут одно и то же: «художник…обращается к культурному наследию прошлого, переосмысляя его в контексте современности. Опираясь на эстетику … (далее следует какой-то исторический период) создаёт новый визуальный язык, в центре которого всегда — человек с его эмоциями и внутренним миром… рассматривает искусство как зеркало души, способное вести к самопознанию и гармонии». И так можно сказать про каждую галерею и про каждого художника. Некоторые галереи просто-таки упивались наличием у них самых настоящих брендов вроде Мавриной, Кузьмина, Жерноклюева, хотя целостной «картины реализма» мало у кого получилось. Впрочем, ругаться как-то нет никакого желания, потому что многого просто не успела посмотреть, а что увидела – то увидела.

scale_1200.jpeg

Фрагмент

scale_1200 (1).jpeg

scale_1200 (2).jpeg

Публики было много

В «тройку лидеров» я бы внесла три институции: галереи FineArt и Askeri , а также музейно-выставочный центр Петербургский художник. Они возникли в разное время, но свою миссию выполняют сполна. И, если Марина Образцова и Полина Аскери интеллигентно собрали на своих стендах беспроигрышный набор авторов (Эдуард Гороховский, Тимофей Смирнов, Александр Рукавишников, Юрий Купер, Сергей Судаков, Геннадий Трошков и т д), то музей Петербургский художник, которому в этом году двадцать лет, (основан меценатом Галиной Степановой) покорил сердца любителей живописи грамотно выстроенной экспозицией, в центре которой потрясающее полотно Владимира Табанина.

scale_1200 (3).jpeg

Фрагмент экспозиции галереи FINEART

scale_1200 (4).jpeg

Эдуард Гороховский. Без названия (дама с веером) 1959. Бумага, смешанная техника. FineArt

scale_1200 (5).jpeg

Тимофей Смирнов. Наше всё. 2016 Холст, карандаш, акрил. FineArt

scale_1200 (6).jpeg

Александр Рукавишников. Пересвет. 1975. Бумага, ратушный карандаш. FineArt

scale_1200 (7).jpeg

Фрагмент экспозиции галереи Askeri

scale_1200 (8).jpeg

scale_1200 (9).jpeg

Владимир Табанин. Интервенция. Север. 1919. Петербургский художник

scale_1200 (10).jpeg

Николай Галахов. Утро лесорубов. 1982. Оргалит, масло

scale_1200 (11).jpeg

Борис Шаманов. Шиповник в хрустальной вазе. 1997. Петербургский художник

scale_1200 (12).jpeg

Про работы Ильи Шанина одна крутая искусствовед сказала, что нет у него никакого академизма, а сплошной авангард. Да, наверное грань между истинным реализмом и так называемым новым авангардом очень зыбкая, почти неуловимая. Пейзажи Шанина действительно наполнены «особым колоритом и настроением». А сколь много в них академизма, так какая разница. Думаю, ему есть, что сказать своим студентам в МАРХИ, где он преподает.

scale_1200 (13).jpeg

Вот у Алексея Щемелинского, выпускника Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, традиции именно русской реалистической школы ощущаются сполна. Каждая деталь на полотне – образ, достойный и запоминающийся, который настраивает на простое созерцание. И как раз созерцания нам в нашей суетности действительно не хватает, не правда ли?

scale_1200 (14).jpeg

Алексей Щемелинский. Березовая роща, холст, акрил.

scale_1200 (15).jpeg

Алексей Щемелинский. Морозный день. Печоры. 2024

Увидев знакомый до боли балкончик в Каталонии и Цвингер на акварелях художника Любови Поповой, выпускницы МАРХИ, хотела пообщаться с автором, но не удалось. Жаль. Почти все акварели написаны в английской технике по сырой бумаге с применением стекла и мокрой ткани. Согласитесь, что акварели нынче не часто встретишь (возни много). А в своем маленьком обращении к зрителю Любовь Попова написала: «… вполне возможно, что мои картины доставят радость,.. очень на это надеюсь. Хочется, чтобы вокруг стало больше красоты».

scale_1200 (16).jpeg

Любовь Титова. Цвингер. Комплекс дворцовых зданий в Дрездене. Бумага, акварель. 2024

scale_1200 (17).jpeg

Любовь Титова. Неповторимый образ Каталонии. Бумага, акварель. 2024

Мрамор, знаменитый и уникальный из итальянской Каррары, и бронза – вот материалы, с которыми работает Санкт-Петербургский скульптор Светлана Мельниченко. Её интерьерные скульптуры, на первый взгляд, вроде бы не несут какого-то нового содержания, но они наполнены энергией жизни, движением, символикой известных образов, которые читаются в скульптурах абсолютно по-новому.

scale_1200 (18).jpeg

Светлана Мельниченко. Эол-бог ветра. Уральский мрамор

scale_1200 (19).jpeg

Светлана Мельниченко. Маленький принц. Каррарский мрамор. 2023

scale_1200 (20).jpeg

Светлана Мельниченко. Экзюпери. Каррарский мрамор. 2023

Прекрасно были оформлены стенды скульптора Ольги Муравиной и компании Form & Bronze.

scale_1200 (21).jpeg

scale_2400.jpeg

И все же, получился ли у Синергии вкупе с Академией художеств новый взгляд на классику? Наверное, это не так уж и важно, ибо конечный результат – как ни крути – цифры. Сколько публики побывало, сколько произведений искусства было куплено, сколько пафосных лиц посетило выставку и т д. А куда ж без статистики?..


Здоровый свет