Да, со следующего года самая большая выставка, объединяющая антикварные галереи, разместится на других столичных площадках. Возможно, в Манеже и Гостином Дворе. Так что эта последняя выставка в стенах Центрального Дома Художника имела некоторый прощальный и даже печальный налет. Действительно за эти годы все уже привыкли выставляться и встречаться. А направлений у антиквариата немало: живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия, иконопись, скульптура, мебель, библиографические редкости и многое другое.
В этом году, учитывая, что у нас проходит год Японии в России специальная экспозиция была посвящена японскому искусству, в частности нэцкэ. Экспозиция так и называлась: Нэцкэ сквозь три столетия. Было представлено около 250 произведений XVII-XX столетий.
В искусстве нэцкэ отразилось мировоззрение и религиозные убеждения жителей японских островов. Для них фигурки нэцкэ еще и амулет. Фигурки вырезали из слоновой кости, дерева, кости морских животных, редких металлов. Конечно же, искусство нэцкэ стало своего рода магией, образом, настолько своеобразной миниатюрной скульптурой, что приобрело любителей по всему миру. Расцвет резьбы нэцкэ – XVIII век, когда сформировались региональные центры резьбы со своими стилистическими особенностями. Именно в это время миниатюрные фигурки превратились из ремесленной поделки с сугубо утилитарной функцией, выполняя роль, поясного противовеса, в настоящие произведения искусства. Уже очень давно фигурки-амулеты нэцкэ стали предметами коллекционирования.
На деловой программе Макс Разерстон, экс-директор отделения японского искусства аукционного дома Sotheby’s, прочитал лекцию об истории нэцкэ.
Тематика деловой программы Салона, как всегда, была обширна: помимо исторического обзора о нэцкэ состоялся также юридический форум, на котором обсуждались права и обязанности сторон при обороте культурных ценностей, а также состоялся цикл лекций на интересующую всех антикваров и коллекционеров тему «Передовые достижения в области технико-технологической экспертизы для определения подлинности произведений искусства».