24 октября в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, состоялся Международный саммит лидеров цифровой и креативной трансформации России - Russian digital creative - 2025.

Открывая Саммит, председатель Экспертного совета по развитию проектов креативной (творческой) экономики в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Правления Торгово-промышленной палаты РФ, учредитель Ассоциации деятелей культуры и бизнеса «Я Лидер» Светлана Листопадова отметила: «На фоне бума технологизации творчества и сама «цифра» становится более креативной, начиная со сферы определения авторских прав и заканчивая стратегиями продвижения IT-продуктов. Очевидно, что диалог «технарей» и «творцов» не только придаст ускорение темпам развития каждой из отраслей. Определение общего языка станет фундаментом эффективной интеграции «цифры» и «креатива» для создания совместных инновационных решений, направленных на достижение экономического лидерства России на мировой арене».
О том, какие стратегии со стороны как государства, так и бизнеса могут способствовать синергии технологических и креативных отраслей, эксперты обсудили в Первом - стратегическом - треке Деловой программы Саммита - «Российская Федерация: актуальность, стратегии, перспективы».
Сессию открыл председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Правления Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза, напомнив, что инвестиции в человеческий капитал – основа опережающего технологического развития страны.
« Среди национальных целей развития России до 2030 года, изложенных в Указе Президента страны от 07.05. 2024 г), значатся: вхождение в число 25 ведущих стран мира по показателям уровня роботизации; рост в 1,5 раза доли высокотехнологичных продуктов и услуг; рост инвестиций в информационные технологии в 2 раза выше темпов ВВП. Показательна динамика развития структуры национального богатства ведущих стран мира, в которую входят природные ресурсы, основной капитал, человеческий капитал.
Если в 1869 году на долю человеческого капитала в мире приходилось всего 22%, в 2000-м – уже 60% (в России – пока только 44%). Доля инвестиций в человеческий капитал в России сегодня составляет пока 20-25% ВВП (в США – 40%, в ЕС – более 30%). Одна из ключевых задач сегодня – развитие венчурного капитала. В Китае, к примеру, он составляет 42% ВВП, в России – примерно 15%, и нашей стране предстоит увеличить его в ближайшее время как минимум вдвое». «В 21 веке новый тренд – инновации в экономике, – добавил Владимир Гамза. – Наша страна вступает в новую парадигму экономического развития».
Роль профильных госструктур в регламентировании и развитии сферы применения искусственного интеллекта как неотъемлемой части креативной экономики раскрыл заместитель директора Департамента развития искусственного интеллекта и больших данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) Сослан Габуев отметив, что в системе работы Департамента есть отдельное направление, занимающееся данным вопросом: «Если определенные данные востребованы у бизнеса, мы создаем необходимый инструмент, чтобы бизнес мог их получать. Эта работа осуществляется во взаимодействии с другими ведомствами. Нам важно создавать условия, при которых участники творческой экономики и креативных индустрий имели бы доступ к качественным данным. А государство как основной держатель данных, в том числе и бизнес-данных, делало бы всё возможное для осуществления этого процесса с наименьшими издержками. Основная из целей, заложенных в указе президента – формирование рынка данных, а также моделей управления на их основе - потому что решения, принимаемые на основе более полных и достоверных данных максимально взвешены и эффективны».
Исследовательскую часть Сессии представили председатель Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по креативным индустриям, руководитель лаборатории креативных индустрий Московской школы управления «Сколково» Лидия Рой и директор департамента социальных исследований и консалтинга Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), член экспертного совета по цифровой грамотности и кибер-гигиене при АНО «Цифровая экономика» Андрей Даудрих.
В своём отчете «Итоги и векторы развития после Петербургского международного экономического форума 2025. Креативная экономика России» Лидия Рой рассказала, «как креативные индустрии сами рассказывают о себе» и обозначила барьеры, возможности и траектории их роста. В частности, она заметила, что хотя в обществе растет тренд на «культурный код», данное понятие часто воспринимается поверхностно. В ходе исследования Московской школы управления «Сколково» было сделано следующее наблюдение: слово «музей» употреблялось в 60% докладов, посвященных культурному наследию; в выступлениях, посвященных народным художественным промыслам и ремеслам 48% заняло слово «традиции». А вот «географический срез» показал, что, наряду с очевидными центрами развития креативных индустрий – Москвой и Санкт-Петербургом - сформировались и мощные региональные центры, в частности, Екатеринбург, Нижний Новгород, Челябинская область, Якутия»- сказала она.
Актуальным дополнением взгляда на креативные индустрии «изнутри» стал доклад Андрея Даудриха «Индустрия креатива глазами россиян»: «Согласно статистике, 68% россиян впервые слышат про креативные индустрии - только треть населения страны в принципе знакомы с таким понятием. Однако, в то же время 90% считают, что развивать креативные индустрии в стране важно. И это уже вселяет определенный оптимизм. При этом 17% респондентов ставят на первое место в оценке креативных индустрий вопрос прибыли, 9% - самореализацию, а 65% предпочитают комбинированный подход».
Сессию «Цифровизация, технологизация и оптимизация бизнес-процессов в творческих индустриях» открыли представители двух легендарных отечественных студий - анимационной студии «Союзмультфильм», а также киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького.
Генеральный продюсер анимационной студии «Союзмультфильм» Юлия Осетинская отметила, что сегодня искусственный интеллект применяется в создании мультипликационного контента на всех этапах - не только в изменении цвета, формы и фактуры изображаемых объектов и локаций, но и в сценарном деле. Также ИИ помогает в дубляже и генерации звуков.
Руководитель Виртуальной студии Горького 55.8 Алексей Евдокимов рассказал о технологии создания на экране новой реальности, которая стремительно заменяет общеизвестный «хромакей» и позволяет, к примеру, снимать «целый фильм про Мадагаскар, не выходя за пределы московского павильона». По словам эксперта, светодиодные экраны нового поколения, применяемые сегодня, создают «богатейшие миры фантастической реальности, аналогов которой нет».
В ходе дискуссии на тему «Не убьёт ли ИИ креативные индустрии?» участники Саммита пришли к выводу, что, хотя ИИ является определенным вызовом для творцов, он способен освободить время у создателя интеллектуальной собственности, выполняя техническую работу. И пока фатальной угрозы нет.

Модераторами Второй части Саммита стали заместитель председателя Экспертного совета по развитию проектов креативной экономики, руководитель Рабочей группы по регулированию инфобизнеса и блогосферы в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, председатель Союза пиарщиков России Мария Тарханова, а также президент компании Soltex Group, заместитель председателя Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Индии Московской Торгово-Промышленной палаты, заместитель председателя финансово-банковской ассоциации Евроазиатского сотрудничества Маниш Кумар.
Один из ведущих экспертов финальной сессии Первого Трека («Креативизация бизнес-процессов в технологических и цифровых отраслях») - председатель Координационного Совета ассоциаций МСП в сфере искусственного интеллекта, старший директор по взаимодействию с органами государственной власти PIX Robotics, член Правления и руководитель комитета ИИ в Ассоциации «Руссофт», основатель Национальной академии роботизации и процессной автоматизации (НАРПА) Сергей Вотяков сделал акцент на приоритетных в этом году вопросах правового будущего искусственного интеллекта. Спикер подчеркнул, что «конечный продукт, созданный с помощью ИИ, не нуждается в специальной маркировке, хоть эта задача и обсуждается сегодня на государственном уровне. Исключение стоит сделать для так называемой deepfake — технологии синтеза медиа-контента с помощью алгоритмов искусственного интеллекта».
Тему интеллектуальных прав в области применения ИИ продолжил директор по акселерации, руководитель направления наукоемких технологий и экономики инноваций для городской среды Фонда «Сколково» Юрий Хаханов, который поделился опытом развития знаменитого инновационного кластера, в частности особенностями реализации проектов «умного города» на примере инфраструктуры «Сколково».
Второй трек Саммита раскрыл стратегии взаимодействия «цифры» и «креатива» в международном пространстве BRICS +, который представили участники дипломатического пула Деловой программы: общественный деятель в сфере образовательного туризма между Россией и Египтом, генеральный директор Studylandrus Господин Амро Айед Мохсен, председатель Ассоциации студентов-международников Россия-Африка дипломатической академии Министерства иностранных дел России (МИД) Госпожа Зенге Абенг Долин Инес, а также модератор Трека Господин Маниш Кумар.
В качестве Почетных гостей выступили представители делегации из Африки - члены Международной ассоциации ГАТИНГО (GATINGO International association), целью которой является продвижение международных культурных и деловых программ по линии Россия-Африка.
Господин Маниш Кумар раскрыл базовые треки эволюции цифровой и креативной индустрий Республики Индия. Господин Амро Айед Мохсен указал на значительный рост динамики российско-египетских отношений в образовательном туризме как в одной из наиболее динамично развивающихся креативных отраслей.
Госпожа Зенге Абенг Долин Инес отметила, что в столь далеких, на первый взгляд, пластах культуры, как творчество русского абстракциониста Василия Кандинского и узоры африканских масок, можно найти множество общих мотивов. По мнению спикера, «подобные художественные параллели сближают народы и континенты», поэтому, будет весьма актуально создание таких кросс-культурных цифровых объектов как галерея и образовательный хаб, где мастера из любой точки России и Африки смогут обмениваться опытом и культурными кодами, сохраняя результаты «нового творчества»:
Завершением Деловой программы Саммита стал Третий трек «Российская и мировая практика – презентация лучших кейсов».
Свои бизнес-проекты, развивающиеся в сфере креативной экономики, представили участники Саммита.
Своим взглядом на перспективы развития креативных индустрий поделилась также заместитель директора Творческого Союза Художников Декоративно-прикладного искусства России по развитию креативных индустрий, художник, член Творческого Союза Художников России, член Евразийского Художественного Союза Екатерина Вяземская, которая подчеркнула необходимость сочетать в сегодняшнем творчестве инновации и традиции.
Резолюция по итогам саммита с актуальными данными, статистикой и выработанными в ходе форума предложениями экспертов будет направлена в органы государственной власти, курирующие сектор креативной экономики Российской Федерации.

В финале Международного межотраслевого саммита Russian digital creative-2025 состоялось Торжественное награждение Лауреатов Национальной бизнес - премии «Технологии и инновации 2025» —победителей конкурса среди лучших специалистов в сфере IT, инноваций и технологий в России и СНГ, а также зарубежных разработчиков — выходцев из СНГ и России.

Организаторы: АДКБ «Я Лидер», Экспертный совет по развитию проектов креативной (творческой) экономики в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Союз Женских Сил – информационный партнер мероприятия.





