НА ФОРУМАХ
19
26
134
1

Минэкономразвития подготовило ответ на Обращение СЖС

 

Союз Женских Сил по поддержке гражданских инициатив и проектов в апреле 2020 года направил Обращение к Правительству Российской Федерации, в котором были аккумулированы конкретные предложения членов СЖС по преодолению кризисной ситуации, выработанные совместно с руководителями предприятий из многих регионов страны. Минэкономразвития ответило на это Обращение.

В Обращении был представлен спектр проблем, с которыми пришлось столкнуться представителям бизнес-сообщества в связи с ограничениями, возникшими из-за пандемии коронавирусной инфекции, а также предложены меры, которые могли бы минимизировать негативные последствия для бизнеса и экономической ситуации в стране в целом. Передала Обращение СЖС заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Николаевна Епифанова.
Министерство экономического развития подготовило ответ на Обращение СЖС, в котором выразило свою позицию по предложениям Союза Женских Сил. Часть из них были учтены в уже принятых мерах поддержки бизнеса и населения России. Часть, судя по ответу, признаны слишком затратными для государства. Кроме того, в нем перечислены уже действующие меры поддержки бизнеса.

Обращение в Правительство.jpg



Заместителю председателя
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
О.Н. Епифановой
Копия: Аппарат Правительства Российской Федерации

О предложениях по преодолению экономических последствий, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции На письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. № П13-19511

Уважаемая Ольга Николаевна!

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Минстроем России рассмотрело направленные Вами предложения некоммерческой организации «Союз женских сил по поддержке гражданских инициатив и проектов» и сообщает следующее.

В условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции основной задачей Правительства Российской Федерации в предшествующие месяцы стало принятие и реализация мер, направленных на сглаживание пика заболеваемости за счет мер по самоизоляции, социального дистанцирования, максимального перехода на удаленную работу и обучение, прекращения или ограничения работы значительной части предприятий и организаций – так, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 30 марта по 8 мая 2020 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения: масштабы тестирования, оборудованный коечный фонд, производство средств индивидуальной защиты. Жесткие ограничения, введенные в России, позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.

В целях поддержки бизнеса и населения в период жестких ограничений Правительством Российской Федерации принят и реализуется комплекс мер, прежде всего направленных на поддержание доходов населения (как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми), снижение издержек бизнеса в целях высвобождения средств на выплату заработной платы и сохранения рабочих мест. В целях определения ориентиров дальнейшей деятельности на стадии постепенного открытия и восстановления экономики Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработан Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики (далее – Общенациональный план), целью которого является выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики к подобным шокам в будущем, период действия которого охватывает вторую половину 2020 г. и 2021 год.

В результате реализации Общенационального плана будет обеспечен устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост, а также полное открытие экономики с соблюдением долгосрочных санитарно-эпидемиологических требований. В части вопросов, обозначенных в обращении некоммерческой организации «Союз женских сил по поддержке гражданских инициатив и проектов», отмечаем следующее.

1) По вопросу отмены на время карантина всех коммунальных платежей, оплаты всех средств связи, платы за парковку в г. Москве и других городах, и субъектах Российской Федерации. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в стране, лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, продолжают оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, также, как и ресурсоснабжающие организации бесперебойно предоставляют коммунальные ресурсы в многоквартирные дома. В то же время в текущей ситуации увеличивается риск снижения уровня оплаты жилищных и коммунальных услуг. Несвоевременная оплата поставленных коммунальных услуг потребителем ведет к возникновению у ресурсоснабжающих организаций и лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, кассовых разрывов, отсутствию средств для своевременного исполнения обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов. Учитывая изложенное, предложение по отмене существующего порядка оплаты за поставленные коммунальные ресурсы и услуги для всех потребителей Минстроем России не поддерживается. Одновременно отмечаем, что согласно статьям 12 и 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) относится установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (на автомобильных дорогах общего пользования местного значения). Введение на федеральном уровне мер, предусматривающих освобождение владельцев автомобилей от платы за пользование парковкой (парковочным местом) в г. Москве и других городах, и субъектах Российской Федерации приведет к выпадающим доходам субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что, согласно принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, потребует соответствующей компенсации.

2) По вопросу обеспечения всех граждан страны безвозмездной медицинской помощью и безвозмездным медицинским тестированием на коронавирус. Правительством Российской Федерации предпринимаются меры по наращиванию масштабов медицинского тестирования по всей стране в целях выявления коронавирусной инфекции на ранних стадиях и предотвращения вызываемых ею тяжёлых последствий. На данный момент уже сделано более 10 млн тестов на выявление новой коронавирусной инфекции. Ежедневно такие исследования проводятся почти 200 тысячам человек.

3) По вопросу отмены оплаты всех налогов, в том числе и НДС, и подоходного налога, а также предоставления отсрочки на один календарный год (без начисления процентов и/или пени) по платежам по НДС, подлежащим начислению и/или оплате с 1 марта по 30 июня 2020 г., и их списание. В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» предусмотрено продление организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП): сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев; сроков уплаты страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории микропредприятий, от 4 до 6 месяцев. Одновременно предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 г. проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.

Кроме того, указанным постановлением установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.

4) По вопросу введения безусловного базового дохода в качестве временной меры поддержки всех групп населения вне зависимости от социального статуса и места регистрации. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации разработан комплекс мер по поддержке, в первую очередь, социально незащищенных групп населения – граждан, оставшихся без работы и находящихся на карантине, получателей социальных пособий, а также семей с детьми. В части поддержки доходов семей с детьми и получателей социальных пособий населения сообщаем о следующих реализуемых мерах. Социальные пособия и льготы для граждан Российской Федерации автоматически продлеваются на 6 месяцев без дополнительных справок и личного присутствия. Семьям, имеющим право на материнский капитал, дополнительно выплачивается пособие на детей до 3 лет в размере 5 тыс. рублей в течение трех месяцев. Также с 1 июня текущего года осуществляется разовая выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребёнка с трёх лет до наступления 16-летнего возраста. Дополнительные ежемесячные выплаты осуществляются в апреле–июне 2020 г. в размере по 3000 рублей на ребенка семьям, в которых родители являются безработными. В части поддержки граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, реализуется следующий пакет мер. Упрощена процедура банкротства физических лиц, а именно планируется введение внесудебной процедуры банкротства, а также сокращение сроков и упрощение требования к документам при банкротстве через суд. Данные меры позволят сократить затраты и повысить доступность механизма освобождения от долгов.

Для тех граждан, чьи доходы снизились на 30 % и более, предусмотрены «каникулы» по потребительским и ипотечным кредитам. При этом заемщик сам может выбрать срок льготного периода (не более 6 месяцев). На этот период запрещено начисление штрафов, пени, неустоек, как и требование досрочного погашения. Кроме того, максимальный размер пособия по безработице повышен до 1 минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом гражданам, уволенным после 1 марта 2020 года и признанным безработными, пособие по безработице вне зависимости от стажа и уровня заработка на прошлом месте работы на апрель–июнь устанавливается в максимальном размере – 12 130 рублей.

5) По вопросу применения нулевой ставки НДФЛ к доходам физических лиц, полученных в виде оплаты труда и выплат временной нетрудоспособности за период с 1 марта 2020 г. по 30 сентября 2020 года. Необходимо отметить, что НДФЛ является основным бюджетообразующим налоговым источником для доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, из которых, в частности, финансируются программы социальной поддержки. Снижение ставки НДФЛ приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что, согласно принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, потребует соответствующей компенсации. В этой связи при отсутствии источников финансирования возможных выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вышеуказанное предложение не поддерживается.

6) По вопросу создания государственного фонда для борьбы с последствиями коронавируса для выплаты хотя бы 50 % заработной платы сотрудникам всех частных компаний, являющихся добросовестными налогоплательщиками Российской Федерации и других мер по поддержке предпринимателей и граждан, в том числе по вопросу выдачи ПАО Сбербанк и Банка ВТБ (ПАО) беспроцентных возвратных ссуд частным компаниям-добросовестным налогоплательщикам для продолжения их текущей деятельности и для выплаты заработных плат их сотрудникам за «нерабочие дни», а также по вопросу увеличения до 3 лет срок специальных кредитов на выплату заработной платы со ставкой 0% для всех предприятий пострадавших отраслей.  

Правительством Российской Федерации сформирован Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 (далее – Перечень наиболее пострадавших отраслей). Для организаций и индивидуальных предпринимателей, чья сфера деятельности включена в Перечень наиболее пострадавших отраслей, предусмотрены меры поддержки, направленные на сохранение занятости: – предоставление прямой безвозмездной помощи в размере минимального размера оплаты труда на одного сотрудника в месяц организациям малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), наиболее пострадавших отраслей российской экономики в целях решения текущих неотложных задач (в том числе по сохранению уровня оплаты труда работников таких организаций в апреле и мае 2020 г. и обеспечению выплаты заработной платы) при условии сохранения уровня занятости на уровне не менее 90% численности на 1 апреля 2020 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576); – программа беспроцентных кредитов на неотложные нужды, в том числе на выплату заработной платы организациям наиболее пострадавших отраслей российской экономики (МСП и крупные предприятия) в целях сохранения занятости с обеспечением гарантиями государственной корпорации развития «ВЭБ. РФ» (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 575, распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 1129-р); – программа льготного кредитования для субъектов МСП и крупных предприятий на восстановление деятельности в пострадавших отраслях (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696, далее – Правила 696), а также отраслях, требующих поддержки для возобновления деятельности (приложение № 2 к Правилам 696). Кредит предоставляется по ставке 2% для заемщика с возможностью частичного или полного списания 1 апреля 2021 г. при сохранении занятости на уровне не менее 80% от уровня на 1 июня 2020 года.

7) По вопросу наложения обязательств на банки и иные кредитные организации не взимать с заемщиков проценты по выданным кредитам и выплату основного тела кредитов в течение 4-6 месяцев. Принят Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (далее – Федеральный закон № 106-ФЗ). Федеральным законом № 106-ФЗ предусмотрено право физических лиц, индивидуальных предпринимателей МСП в период до 30 сентября 2020 г. обратиться к кредитору с требованием о предоставлении «кредитных каникул», которые предусматривают приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком, но не превышающий шести месяцев. Так, физические лица и индивидуальные предприниматели вправе до 30 сентября 2020 г. обратиться за установлением льготного периода в случае снижения их дохода (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа) за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика к кредитору, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков) за 2019 год. Во исполнение Федерального закона № 106-ФЗ Правительством Российской Федерации установлен максимальный размер кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об установлении льготного периода (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 435). Вышеуказанным постановлением предусмотрены следующие максимальные величины кредитов (займов): для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются физические лица – 250 тысяч рублей; для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются индивидуальные предприниматели – 300 тысяч рублей; для потребительских кредитов (займов), предусматривающих предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, заемщиками по которым являются физические лица – 100 тысяч рублей; для потребительских кредитов на цели приобретения автотранспортных средств с залогом автотранспортного средства – 600 тысяч рублей; для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства, по которым обеспечены ипотекой, 2 миллиона рублей; для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства, по которым обеспечены ипотекой, 4,5 миллионов рублей – для жилых помещений, расположенных на территории г. Москвы; для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства, по которым обеспечены ипотекой, 3 миллиона рублей – для жилых помещений, расположенных на территориях Московской области, г. Санкт-Петербурга, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В отношении субъектов МСП условием получения «кредитных каникул» является осуществление деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Помимо реализации механизма «кредитных каникул» на законодательном уровне, кредитные организации в настоящее время также самостоятельно ведут работу по поддержке пострадавших компаний. Так, по официальной информации ПАО Сбербанк и Банка ВТБ (ПАО), в обоих банках введен упрощенный механизм принятия решений по реструктуризации кредитов, позволяющий гибко и быстро принимать такие решения.

8) По вопросу объявления моратория на блокировку банковских счетов и банковских карт по актам налоговых органов и службы судебных приставов. Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 428, согласно которому введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. В период моратория в отношении должников не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям согласно требованиям, возникшим до введения моратория. При этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409 до 31 мая 2020 г. включительно приостановлено: вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств. Таким образом, до 31 мая 2020 года для бизнеса не будут применяться меры взыскания задолженности. Это значит, что индивидуальным предпринимателям или организациям не пришлют требование с начисленными пенями и штрафами, не спишут задолженность и не заблокируют расходные операции по расчетному счету.

9) По вопросу освобождения в пострадавших отраслях всех типов организаций и индивидуальных предпринимателей от арендных платежей для всех категорий помещений, включая коммерческую недвижимость, на время карантина, а также по вопросу установления моратория на расторжение договоров аренды, включая односторонний отказ арендодателя от договора, а также на повышение арендных ставок на период карантина и после даты отмены ограничений, установленных органами власти, в связи с мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, относятся согласно статьям 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и зачисляются по нормативу 100 процентов в бюджет собственника соответствующего имущества (федеральный, региональный или муниципальный). Введение на федеральном уровне арендных каникул в отношении государственного и муниципального имущества приведет к нарушению принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и принципа самостоятельности бюджетов. В этой связи решение о целесообразности освобождения от арендной платы при аренде государственного и муниципального имущества должно приниматься органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. Вместе с тем, предприятиям в наиболее пострадавших отраслях предоставляется отсрочка уплаты арендных платежей по договорам аренды за использование недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности (за исключением жилых помещений) сроком до 1 октября 2020 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439).

10) Распространить действие мер поддержки на все субъекты предпринимательства вне зависимости от организационной формы, размера и наличия в реестре МСП. Правительством Российской Федерации утвержден ряд мер, который распространяется на все виды организаций в Российской Федерации, среди которых можно отметить: а) Введение моратория на проведение большей части проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в 2020 году проведение внеплановых проверок возможно только по отдельным основаниям (к которым в том числе относятся причинение вреда жизни и здоровью граждан, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера). Также уменьшен перечень оснований для осуществления государственного контроля (надзора) в отношении иных видов организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438). б) Неприменение налоговых санкций за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, также не применяется ответственность, предусмотренная статьей 26.31 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» за правонарушения, совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 г. включительно (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409). в) Предоставление возможности получения льготных кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства у банков – участников программы со ставкой до 8,5 процента годовых (постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 372). г) Банком России в целях предотвращения случаев возникновения просроченной задолженности рекомендовано рассматривать реструктуризацию предоставленных субъектам МСП кредитов (займов) в случае поступления соответствующих заявлений до 30 сентября 2020 г. (информационное письмо Банка России от 20 марта 2020 г. № ИН-06-59/24).

Дополнительно сообщаем, что ознакомиться с полным перечнем мер поддержки населения и бизнеса, предпринимаемых в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 можно на сайтах Минэкономразвития России 1, Правительства Российской Федерации 2 и ФНС России 3. Также для информирования о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительно начал свою работу колл-центр Правительства Российской Федерации. По номеру 8 800 707-08-85 предприниматели, испытывающие сложности из-за эпидемии коронавируса, могут задать интересующие их вопросы о мерах поддержки.

П.В. Крючкова

Здоровый свет