Марина Истомина – предприниматель, эксперт в области стратегического менеджмента. Более 15 лет занимается разработкой и реализацией стратегий в компаниях различных отраслей и разных жизненных циклов. Предлагаем вниманию наших читателей ее взгляд на сегодняшнюю ситуацию в бизнес-среде и рекомендации по оптимизации бизнеса в условиях кризиса.
Пандемия COVID-19, уже повлекшая за собой череду кризисов, меняет жизнь не только людей, но и бизнес-компаний. События развиваются очень стремительно, но в любом случае уже понятно, что жизнь после окончания пандемии потребует от нас приобретения новых навыков, в том числе - навыка принятия сложных и нестандартных управленческих решений. Но «действовать по-новому» - не означает отказа от всего прежнего опыта.
В условиях неопределенности особенно важны коммуникации и взаимная поддержка. Вам понадобится умение собирать и вычленять полезную информацию, осмысливать ее и использовать самые эффективные приемы в своей корпоративной системе. Адаптивность и гибкость - самые востребованные качества в ситуации неопределенности.
Давайте рассмотрим историю, случившуюся во время кризиса 2014 года. По некоторым признакам тот период во многом схож с нынешней ситуацией неопределенности. Обращаю ваше внимание - это реальная ситуация из сектора с жёсткой конкуренцией.
Компания Б (организационно-правовая форма ООЛ, частный бизнес) секторы «Оптовая и розничная торговля», «Грузовые перевозки», дилерское соглашение с двумя крупными международными брендами (транснациональные корпорации). Моя задача как руководителя проекта по стратегическому развитию компании Б (непосредственное подчинение бенефициарам компании Б) заключалась в стратегическом планировании на двухлетнюю перспективу. Достижение целевого показателя ROCE, привлечения инвестора с целью продажи бизнеса.
На входе в проект в 2012 году: финансовый результат в виде убытка прошлых лет и текущего периода. Системный кассовый разрыв. Отсутствие роста выручки.
На выходе в конце 2014 года: финансовый результат - прибыль текущих периодов, достижение целевого показателя ROCE, сохранение доли рынка, поиск инвестора, продажа бизнеса на условиях бенефициара.
Какие действия помогли нашей стратегической команде достичь целей и как они могут быть использованы в нынешней ситуации в качестве мер быстрого реагирования? Даю пошаговое описание.
Мы создали межфункциональную стратегическую группу с руководителями бизнес-подразделений (финансы, персонал, операционная деятельность, IT), идентифицировали проблему и сфокусировались на конкретных действиях.
- Разработали процесс принятия решений. Определились с наихудшим сценарием для обоснования планирования. Разработали индикаторы, требующие незамедлительного принятия решений. Разработали план непрерывности бизнеса.
- Распределили роли для участников кризисной команды с чёткими задачами. Определили порядок коммуникаций с персоналом, стейкхолдерами, систему обратной связи.
- Определили объем и информацию для обратной связи. Таким образом мы сохранили уровень энергии участников процесса, выделив важное. Нам важно было поддерживать уровень ресурсности людей.
- Сфокусировались на операциях цепочки поставок, поддержании непрерывности этой цепочки. Определили дефицитные позиции, спланировали сценарий операционных последствий. Продумали контроль ограничений в отношении цепочки и спланировали изменение маршрутов.
- Сосредоточились на клиентах и доходах.
- Разработали стратегию и планирование продаж и спроса, исходя из поведения клиентов. Разработали план взаимодействия с клиентами, произвели оценку конкурентоспособности компании Б.
- В работе с клиентами мы погрузились во взаимодействие и глубокое изучение потребностей клиентов, изучали данные, влияющие на коммерческие показатели клиентов. Именно здесь мы обнаружили большинство «слепых зон» в процессах компании Б. Не в каналах продаж, а в понимании потребностей клиентов.
- Сосредоточились на изучении данных, оказывающих влияние на отраслевые показатели бизнеса компании Б (цена нефти, курс евро по отношению к рублю).
- Разработали план проверки данных и гипотез.
Как показал этот опыт, четко расписанный план действий помогает расставлять приоритеты, держать фокус на самых важных процессах антикризисного реагирования, принимать сложные, но правильные решения и эффективно коммуницировать.
Расстановка приоритетов и сфокусированность на главных задачах помогли нам сделать правильные шаги в реализации стратегии и установить причинно-следственные связи для изменения системы управления компанией. И у нас все получилось. Надеюсь, получится и у вас.
Я желаю всем мужества и ясности мышления в это непростое время!
Малый и средний бизнес получат безвозмездную финансовую поддержку
Обращение Союза Женских Сил к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину
В Оренбургской области исследовали влияние пандемии на состояние бизнеса