НА ФОРУМАХ
74
1
146
1
164
1

Восковая живопись: история и современность

Искусство выжигания восковыми красками (энкаустика) зародилось много тысячелетий назад в Древнем Египте. Этот факт, возможно, так и остался бы неким историческим фрагментом, если бы в конце 19 века недалеко от Каира в оазисе Фаюм не были найдены изумительной красоты великолепно сохранившиеся портреты. Их делали на тоненьких деревянных дощечках, и ученые выяснили, что портреты заказывали императоры, в частности Юлий Цезарь (не погребальные маски, а, можно сказать, первые светские портреты современников), и стоили они баснословных денег. Почему? А все дело в безумной сложности техники, поскольку портреты, выполненные воском, как бы светились изнутри, выглядели «как живые», обладали необычным контуром и своего рода углублением в детали.
Чем же работали древние художники энкаустики? Требовалось всего лишь три инструмента: каутерий – прообраз шпателя, цестр – остроконечная палочка из слоновой кости и кисть. Дощечки, на которых писались портреты, делали из кипариса, липы или дуба. Однако «сверхзадачей» древнего художника-живописца было создание многоуровневого воскового слоя, чтобы можно было варьировать цвет и добиваться необычных оттенков и линий, вернее, того самого блеска, которым мы восхищаемся до сих пор. Каким же терпением и интуицией надо было обладать, чтобы получить нужный эффект! На многих фаюмских портретах присутствует и золото, особенно когда надо было сделать фон, диадему, венки. Вот почему некоторые портреты стоили целых городов. Это – вечные портреты, им ничего не страшно, ни ветер, ни вода., никакие другие стихии.

96164bdcc7792e8c0ee13487230b26cb.jpeg
Фаюмский портрет

Помимо фаюмских портретов в стиле энкаустики написаны  и многие древнейшие православные иконы. Ведь иконы писались на дереве, и в иконописных изображениях художественные возможности восковой живописи были не ограничены ибо под прочным сплавом воска каждый иконописец  как бы хранил память, чувства и мысли передаваемого им образа. Недаром лучшие иконы хранятся в музеях и монастырях  в Константинополе, Риме, Киеве. Многие раннехристианские иконы, созданные в такой технике, до сих пор сохраняют яркость. Одна из них - образ Христа Пантократора находится в Синайском монастыре.
Уже в 20 веке, а именно в марте 1959 года весь столичный художественный мир был буквально взбудоражен выставкой, открытой в МОСХе, где были выставлены произведения, выполненные в технике энкаустики. Художники Василий и Татьяна Хвостенко – энтузиасты восковой живописи, долгие годы изучавшие древнее искусство. Один из художников, посетивших выставку (она из Москвы затем переехала в Киев) написал в книге отзывов: «…Большой заслугой Василия Вениаминовича является то, что он от этой далекой античной живописи протянул руку к современному монументальному искусству живописи…» Хвостенко в технике энкаустики писал и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Сейчас его работы хранятся в Музее русского искусства в Киеве, в областной картинной галерее Кемерова, в частных коллекциях.
Однако после Хвостенко практически никто из профессионалов восковой живописью не занимался, и о ней стали забывать. Энкаустика – это сложно, трудоемко, дорого. Легче писать маслом, акрилом, гуашью. Но вот молодой художник студентка МГАХИ им. Сурикова Юлия Мамонтова, которая стажировалась в колледже искусства и дизайна Св.Мартина в Лондоне, решилась. И у нее получилось. Одна из ее работ – триптих, выполненный в технике восковой живописи. Это некое абстрактное полотно  «Соната души и тела», написанное горячим пчелиным воском. Эта картина, как сама музыка, и соты в ней, будто ноты в музыке, напоминают гармоничный мир человека и природы. Картина участвовала в благотворительном аукционе и средства от продажи были переданы фонду Юрия Розума для поддержки музыкально одаренных детей. В спокойном «сплетении» красок одновременно и какая-то загадка, недосказанность, и умиротворение. Эта работа получила первое место на Российской неделе искусств, которая проходила в марте этого года в Московском Доме Художника, в номинации «Декоративная живопись».

7d08a318038d5661d9c52a1f56cd6b5a.jpeg
"Соната души и тела". Слева - Юлия Мамонтова

54ab20a782bdf8d0b6ed7a6d90f5184c.jpeg

А вот портреты наших современниц – Светланы Ромашиной, Екатерины Двигубской, Евгении Линович.

fddd241f370f2c576931c42b56c39730.jpeg
Светлана Ромашина  -  российская спортсменка, выступающая в синхронном плавании. Пятикратная олимпийская чемпионка, 18-кратная чемпионка мира, 10-кратная чемпионка Европы.

6ff068d91da111e4050f54aa27968b03.jpeg

Екатерина Двигубская -  российская киноактриса, продюсер, кинорежиссер, сценаристка и писательница

86f5b00c938153ea93028483fc9a958e.jpeg

"Икона стиля Евгении Линович"

В «Иконе стиля Евгении Линович» (пчелиный воск, пигменты на гессо-панели). Тут все – и характер, и красота, и драгоценности, и диадема, и колье. На широких пастозных мазках фона неожиданно высвечивается образ молодой красивой девушки, дизайнера, владелицы бренда Masterpiece.
Во всех портретах мы видим какую-то детскость, наивность, недосказанность. Но за ними – уже уже глубокое мастерство, которое, к счастью, зритель совсем не чувствует. Он видит: вот красавицы, которых он может встретить сегодня, сейчас, везде…    
Так что энкаустика жива – и будет жить!

Галина Мумрикова




Здоровый свет