НА ФОРУМАХ
168
2
178
2
191
1

В поисках своего места: художники и скульпторы показали, как выглядит «Адрес, которого нет»

Подходит к концу ежегодная экспозиция в рамках  петербургского художественного проекта «То, которого нет». Каждый год определяется новая  центральная тема. На этот раз  художники объединились, чтобы показать городу и миру «Адрес, которого нет». Вечером 10 июня состоялся  уже второй вернисаж. В чем  же смысл двух этапов выставки и что ждет зрителя?

«Адрес – обозначение координат места. Места, которого нет. Нет в настоящем, реальном, нет в обыденном. Адрес, который для вас что-то значит, недосягаемый или утраченный. Это может быть место тихого рая детства, недоступное отсюда. ….Это может быть место памяти продолжающее существовать, но исчезнувшее из вашей жизни… Ностальгия имеет свои адреса, отделенные временем от демагогии и политики. Это может быть место другого мира, любая конкретная локация вашей фантазии или иллюстрации. Место, придуманное вами и населенное неведомыми созданиями» - так гласит пресс-релиз, объясняя концепцию образца 2017 года.
Когда организаторы  продумывали новую тему,  они и представить не могли, какой отклик это вызовет.  За семь лет  существования проекта  обыгрывались самые разные темы, среди которых - и город как таковой, и берег, и кот и слово. Но такого ажиотажа как сейчас  еще не было.  К моменту, обозначенному как   крайний срок сдачи, неожиданно  пришли еще двадцать сильных качественных  работ.
Подтянулись и те, кто заявлялся давно, но готовился до последнего. В общей сложности – 54 автора, включая мастеров  из Петербурга, Ленинградской области, из Москвы и даже из  Донецка, Эстонии  и Черногории.  Самих  же произведений набралось около ста.
-  Никого отсеивать не стали, но стало понятно,  что если все это разместить в предполагаемом пространстве (два  зала Центра книги и графики на Литейном проспекте), придется применять шпалерную, то есть, сплошную развеску, и тогда  восприятие уже не будет на должном уровне. То есть, «картины просто задушат друг друга – пояснила Марина Красильникова, автор и куратор проекта.
В результате, был найден выход - просто разбить экспозицию на два этапа.  Первый из них, проходивший с 30 мая по 5 июня имел направленность авангардную, фантастическую. Второй  - более понятен  широкой публике по тематике и стилистике.
- Первая часть  - это совершенно иные миры, там и фантастика, и мистика. Если проводить параллели с музыкой -  что-то от рок-н-ролла, что-то от джаза.  А то, что вы видите сегодня скорее - авторская песня, классическая музыка  где-то даже симфоническая – продолжает Марина.
 Надо сказать, что далеко не все работы являли зрителю нечто несуществующее или уже утраченное. Наряду с философскими, фантазийными картинами (как у Вячеслава Синкевича с его «Взглядом в прошлое»,  где улитки, олицетворяющие сознание,  ищут свой адрес на карте жизни) есть и вполне реалистичные виды.  Мы видим здания, составляющие  застройку исторического центра Петербурга.  Они не утрачены (иногда – просто чудом, как поведали сами художники). Но это уже само по себе наводит на мысль о сохранении культурного наследия.  
Есть работы очень личные, с грустным романтизмом («Невстреча» Олеси Дубовик)  про то, что мы ходим рядом, не зная друг о друге. Есть просто эпические, в форме триптиха в своей авторской технике,  как у Екатерины Чубич («Петроглифы.  Древняя книга Карелии»).
Социальная составляющая проекта представлена работами слабовидящей художницы Яны Лисиной (одной из  тех, кто иллюстрировал книгу  «Две стороны листа») а также целой витриной , где выставлена керамика слепых и слабовидящих мастеров.
Говорят, что часть этой керамики уже продана, равно как и некоторое количество картин, нашедших своих ценителей и покупателей.
По традиции в состав экспозиции включена и  скульптура.  Интересно, что  «Летящая над городом»  девушка, (автор – Евгения Сапелкина)  в реалиях самой экспозиции оказалась над…. пианино.  И черно-белые клавиши, пока молчащие,  но готовые зазвучать под умелыми руками, отчасти определяют  музыкальную стилистику того, что окружает человека  в этом пространстве.


Экспозиция "Адрес, которого нет"  запланирована до 12 июня. Но, как поведали нам организаторы, "вскочить в последний  вагон"  можно и до середины дня 13 июня, после чего начнется демонтаж.


2c178666041e97621880631a9860358c.jpg

0858e76c20916e820db1fca7ca9a7367.jpg

6f084ae6f3bbe7a48fc0680d1f7d85c8.jpg


Связанные материалы:

Увидеть друг друга: необычный сборник слепых и слабовидящих поэтов и художников представили в Петербурге


Здоровый свет