По поводу 7-й ежегодной выставки «Трын-трава»
Текст: Галина Мумрикова
На этой выставке не заскучаешь и не устанешь – такое обилие интереснейших работ и каждая со своей мини-историей. Сами художники написали о своих работах в небольших аннотациях, а на открытии охотно рассказывали о концепциях, замыслах и вообще о творчестве, общаясь с публикой. Выбранный девиз выставки «Традиции – это передача огня, а не поклонение пеплу» оставим на совести кураторов, хотя в нем что-то есть…
Вообще для чего такая выставка? Для популяризации русского стиля в поисках нового? И да, и нет. Многие авторы показывали свое, устоявшееся, кто-то дерзко заявлял о коренной смене культурного кода (термин, который уже изрядно всем надоел, по-моему). Плюс устроители не могли пройти мимо того факта, что этот год – год Семьи. Так что и детскую комнату устроили, чтоб дети приобщались к традициям «через предметы интерьера, которые добавляют в современные дома элементы русской культуры».
Ольга Соколова. Загадка про печь. Холст, акрил, 2024
Ольга Казмина. Панно "Потешки детские - мотивы городецкие". Бумага с принтом, клей, белый маркер. 2024
А начать хочется с художника Ольги Соколовой, которая не просто работает в стиле русского московского лубка – она его изучает, развивает, буквально вытаскивает из анналов исторической библиотеки и в хорошем смысле заставляет задуматься о том, что мы еще не утратили. А не утратили мы (надеюсь!) историческую память. И поэтому ее картины с загадками, поговорками, на темы русской печи, , игр, даже стирки (тем вообще-то уйма!) трогательны. Они запоминаются. В них – наша незыблемость.
Елена Рогалева. Лошадки. Шамот, фарфор, ангобы, оксиды, глазурь. 2023
Наталия Александрова. Зимний Сирин. Холст, масло, 2022
Запоминаются и сделанные из шамота и декорированные фарфором лошадки художника из Переславля-Залесского Елены Рогалевой. И совсем в другом ключе – полотно Наталии Александровой, которой однажды приснился Сирин – существо с человеческим лицом: побольше бы таких сказочных снов!
Светлана Дитятовская. Сила мысли. Геометрия жизни.
Вы когда-нибудь видели тексты, написанные на натуральной коже? Пожалуйста! Художник-каллиграф Светлана Дитятовская обращается в своем творчестве ни много ни мало к русской словесности в живописи. Она считает, что переплетенные между собой слова – это и монолог, и диалог со зрителем одновременно, а потому появляется «возможность заглянуть внутрь себя».
Ольга Клапцова. Хозяйка Медной горы или Азовка. Бронза, литье, природный камень, гранит, 2024
Но вот бронзовая «Хозяйка Медной горы» скульптора Ольги Клапцовой. Персонаж, конечно, сказочный, который аккумулировал в себе многие и самые разноплановые, порой противоположные, женские качества. Да и кто только не воспевал очаровательную суровую красавицу в малахитовом наряде! Мы ее знаем как персонаж народной уральской сказки-легенды, переработанной Павлом Бажовым. А богатый на драгоценные каменья Урал – граница между Европой и Азией – наверное именно здесь и могла появиться такая восхитительная и смелая женщина. Корнями явно из нашего культурного кода… Как русская березка, без которой немыслимо вообще представление о России.
Ирина Батькова и Елена Завражина. Панно "Крылья бабочек". Холст, вышивка шерстяными пуховыми нитями. 2024
Панно «Крылья бабочек (Ирина Батькова и Елена Завражина)» – работа, безусловно, незаурядная. Не просто бабочка, а бабочка белая, вышитая шерстяными пуховыми нитями. Глядя на нее, я задумалась – КАК это делалось, а еще о том, смог ли это сделать воспеваемый нынче всеми ИИ. И вообще, что станет ценнее через пару-тройку лет – ИИ или творец руками?
Арт-объект "Связь времен". Стальная проволока, лен, хлопок, 2024 Фабрика "Северные узоры" и Антон Чумак
Вологодское кружево мы никогда не забывали. И арт-объект «Связь времен» – реально и довольно неожиданно связывает традиционный вологодский дом, возведенный в кружеве, с днем нынешним в виде всяческих проводов, железок, антенн… Связь смелая и деликатная одновременно.
Ксения Пукк. Диптих: текстильное панно "За занавесом. Танец 1". Лен, хлопок, ручная вышивка мулине, ручная вышивка нитью. 2024
Ксения Пукк из Санкт-Петербурга уже третий год работает над серией «По следам текстильных икон». Здесь она показала работы, посвященные балету», ибо балет, конечно же неотъемлемая часть нашего культурного наследия – тут никто и спорить не будет. Она назвала их «За занавесом. Танец». Ксения вообще-то декоратор, так что ее чувство сцены, зала, зрительного или репетиционного – абсолютное, как абсолютный слух музыканта. И потому ее панно столь заразительные, притягательные.
Мария Буглак. Golden Flow. Проект EMORPHA. Мозаика, натуральное золото в стекле, мрамор. 2024
Хотя мозаика отнюдь не российское изобретение, но она «гуляла и гуляет» по всему миру – вопрос, как ее преломить сквозь наше время и вписать в день сегодняшний. А очень просто: вот в работах Марии Буглак главный материал – золото, а оно – мерило во всех смыслах. И в России тоже. И вообще не заметить золото, пройти мимо, не остановиться… Нереально!
Ия Литвинова. Скамья "Лада". 2024
Александра Ярмольник. Композиция "Отражение". Стекло, металл. 2024
Юлия Рыжик. Скульптура "Артек". Керамическая каменная масса, стекло, пигмент, глазурь. 2024
По большому счету арт-объектов из дерева и стекла, а также керамики на выставке было немало. Архитектор Ия Литвинова под свою скамью «Лада» подвела «интеграцию в мебельный дизайн традиционных русских мотивов. Вдохновением послужили обряды и песни, связанные в богиней Лада». Насчет обрядов не совсем поняла, а скамья классная. Классная и композиция из стекла «Отражение» (автор Александра Ярмольник). В стекле художник увидела все цветы детства, поэтому ее объект так всех заворожил. И скульптура «Артек» дизайнера Юлии Рыжик тоже о незабвенном детстве, о каникулах, о лете, друзьях…
Марина Новицкая. Объекты из серии "Ананда". Хгутовая техника.
Надежда Лим. Серия "Лес". Шамотные массы, полуфарфор, глазури. 2024
Александра Кругликова. Серия "Плодородие". Керамика, ручная лепка. 2024
Работа Никиты Макарова
Анастасия Николаева. Серия ваз "Барашек". Керамика. 2024
Весьма оригинально подошла керамист Марина Новицкая к своим жгутовым вазам. И написала так: моё русское прочтение ваби-саби и синтез культур и форм разных стран. Короче, скажу нескромно: японцы со своей скромной простотой отдыхают… У Надежды Лим – тоже предметы интерьера в виде серии «Лес», населенном невиданными существами. Александра Кругликова и вообще «зашла в керамику» из живописи. Работает с сериями, и здесь показала серию из четырех ваз – Солнце, Чертополох и два Плодородия. А вот работы Никиты Макарова я видела на Cosmoscow. И его бренд Makarov Ceramics узнаваем с полувзгляда, чего уж там (тоже, кстати, сменил амплуа с живописи на керамику). И какие замечательные «барашки» в поисках новых фактур получились у Анастасии Николаевой!
Сергей Русских. Ваза "Звезда по имени..."
Ваза «Звезда по имени…» художника-керамиста из Ульяновска Сергея Русских сделана на гончарном круге. Он пишет: «…Многоточие в названии указывает на то, что «звезда (вне зависимости от имени) – свет.
Елена Гамбарян. Черные обереги и берегини. Глины, ангобы, глазури.
Вдохновение для своих оберегов и берегинь художник-керамист Елена Гамбарян, по ее словам, находит в природе, в наскальных рисунках. Так получились ее собственные лаконичные образы, в которых заключена гармония, которая практически не имеет четкой национальности – эта гармония без границ, она, если покопаться, в каждом из нас. Недаром свои обереги Елена повезла теперь на выставку в Японию – и там ее (уверена!) ждет успех.
Светлана Шестакова и Марат Гамахаров. Серия скульптурных вах "Супрематизм". Фарфор, цветные глазури, подглазурная роспись.
Ольга Емельянова. Интерьерные изделия по мотивам русской сказки "Гуси-лебеди".
Светлана Шестакова и Марат Гамахаров из Санкт-Петербурга открыли свою творческую мастерскую 9 лет назад, а здесь показали работы a la русский авангард, который, по сути, никогда из моды не выходил и всегда привлекает. Из архитектуры подалась в керамику и Ольга Емельянова. Как что-то получилось вылепить из глины, так не смогла расстаться. И все получается. Получаются у нее волшебные сказки с бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, лесами, елками и прочим русским.
Кира Костина. "Удержать в руках". 2024
Вот хорошо бы все это удержать в руках, как попробовала это сделать художник Кира Костина в своей скульптуре под названием «Удержать в руках».
Хорошо бы удержать наше наследие в надежных творческих руках, в фантазии и воображении наших замечательных художников, которые создают то, что порой называют на «англицкий лад» – hand made и что стало почти что нарицательным. А у наших художников – у всех – имена собственные, и они делают то, что пока что оберегает наш культурный код от ненужных насыпей. Во всяком случае, будем надеяться.
Фото: Александр Бродский