НА ФОРУМАХ
33
1
75
1
76

Современный русский стиль или культурный код России в музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов

По поводу 7-й ежегодной выставки «Трын-трава»

Текст: Галина Мумрикова

На этой выставке не заскучаешь и не устанешь – такое обилие интереснейших работ и каждая со своей мини-историей. Сами художники написали о своих работах в небольших аннотациях, а на открытии охотно рассказывали о концепциях, замыслах и вообще о творчестве, общаясь с публикой. Выбранный девиз выставки «Традиции – это передача огня, а не поклонение пеплу» оставим на совести кураторов, хотя в нем что-то есть…

Вообще для чего такая выставка? Для популяризации русского стиля в поисках нового? И да, и нет. Многие авторы показывали свое, устоявшееся, кто-то дерзко заявлял о коренной смене культурного кода (термин, который уже изрядно всем надоел, по-моему). Плюс устроители не могли пройти мимо того факта, что этот год – год Семьи. Так что и детскую комнату устроили, чтоб дети приобщались к традициям «через предметы интерьера, которые добавляют в современные дома элементы русской культуры».

1-Ольга Соколова-1.JPG

Ольга Соколова. Загадка про печь. Холст, акрил, 2024

3-Ольга Казмина.JPG

Ольга Казмина. Панно "Потешки детские - мотивы городецкие". Бумага с принтом, клей, белый маркер. 2024

А начать хочется с художника Ольги Соколовой, которая не просто работает в стиле русского московского лубка – она его изучает, развивает, буквально вытаскивает из анналов исторической библиотеки и в хорошем смысле заставляет задуматься о том, что мы еще не утратили. А не утратили мы (надеюсь!) историческую память. И поэтому ее картины с загадками, поговорками, на темы русской печи, , игр, даже стирки (тем вообще-то уйма!) трогательны. Они запоминаются. В них – наша незыблемость.

4-Елена Рогалева.JPG

Елена Рогалева. Лошадки. Шамот, фарфор, ангобы, оксиды, глазурь. 2023

4а-Наталия Александрова.JPG

Наталия Александрова. Зимний Сирин. Холст, масло, 2022

Запоминаются и сделанные из шамота и декорированные фарфором лошадки художника из Переславля-Залесского Елены Рогалевой. И совсем в другом ключе – полотно Наталии Александровой, которой однажды приснился Сирин – существо с человеческим лицом: побольше бы таких сказочных снов!

4б-Светлана Дитятовская.JPG

Светлана Дитятовская. Сила мысли. Геометрия жизни.

Вы когда-нибудь видели тексты, написанные на натуральной коже? Пожалуйста! Художник-каллиграф Светлана Дитятовская обращается в своем творчестве ни много ни мало к русской словесности в живописи. Она считает, что переплетенные между собой слова – это и монолог, и диалог со зрителем одновременно, а потому появляется «возможность заглянуть внутрь себя».

5-Ольга Клапцова-1.JPG

Ольга Клапцова. Хозяйка Медной горы или Азовка. Бронза, литье, природный камень, гранит, 2024

Но вот бронзовая «Хозяйка Медной горы» скульптора Ольги Клапцовой. Персонаж, конечно, сказочный, который аккумулировал в себе многие и самые разноплановые, порой противоположные,  женские качества. Да и кто только не воспевал очаровательную суровую красавицу в малахитовом наряде! Мы ее знаем как персонаж народной уральской сказки-легенды, переработанной Павлом Бажовым. А богатый на драгоценные каменья Урал – граница между Европой и Азией – наверное именно здесь и могла появиться такая восхитительная и смелая женщина. Корнями явно из нашего культурного кода…  Как русская березка, без которой немыслимо вообще представление о России.  

7-Ирина Батокова и Елена Завражина.JPG

Ирина Батькова и Елена Завражина. Панно "Крылья бабочек". Холст, вышивка шерстяными пуховыми нитями. 2024

Панно «Крылья бабочек (Ирина Батькова и Елена Завражина)» – работа, безусловно, незаурядная. Не просто бабочка, а бабочка белая, вышитая шерстяными пуховыми нитями. Глядя на нее, я задумалась – КАК это делалось, а еще о том, смог ли это сделать воспеваемый нынче всеми ИИ. И вообще, что станет ценнее через пару-тройку лет – ИИ или творец руками?

9-Фабрика Северные узоры и Антон Чумак-1.JPG

Арт-объект "Связь времен". Стальная проволока, лен, хлопок, 2024 Фабрика "Северные узоры" и Антон Чумак

Вологодское кружево мы никогда не забывали. И арт-объект «Связь времен» – реально и довольно неожиданно связывает традиционный вологодский дом, возведенный в кружеве, с днем нынешним в виде всяческих проводов, железок, антенн… Связь смелая и деликатная одновременно.

11-Ксения Пукк-1.JPG

Ксения Пукк. Диптих: текстильное панно "За занавесом. Танец 1". Лен, хлопок, ручная вышивка мулине, ручная вышивка нитью. 2024

Ксения Пукк из Санкт-Петербурга уже третий год работает над серией «По следам текстильных икон». Здесь она показала работы, посвященные балету», ибо балет, конечно же неотъемлемая часть нашего культурного наследия – тут никто и спорить не будет. Она назвала их «За занавесом. Танец». Ксения вообще-то декоратор, так что ее чувство сцены, зала, зрительного или репетиционного – абсолютное, как абсолютный слух музыканта. И потому ее панно столь заразительные, притягательные.

13-Мария Буглак.JPG

Мария Буглак. Golden Flow. Проект EMORPHA. Мозаика, натуральное золото в стекле, мрамор. 2024

Хотя мозаика отнюдь не российское изобретение, но она «гуляла и гуляет» по всему миру – вопрос, как ее преломить сквозь наше время и вписать в день сегодняшний. А очень просто: вот в работах Марии Буглак главный материал – золото, а оно – мерило во всех смыслах. И в России тоже. И вообще не заметить золото, пройти мимо, не остановиться… Нереально!

14-Ия Литвинова.JPG

Ия Литвинова. Скамья "Лада". 2024

15а-Александра Ярмольник.JPG

Александра Ярмольник. Композиция "Отражение". Стекло, металл. 2024

15б--Юлия Рыжик.JPG

Юлия Рыжик. Скульптура "Артек". Керамическая каменная масса, стекло, пигмент, глазурь. 2024

По большому счету арт-объектов из дерева и стекла, а также керамики на выставке было немало. Архитектор Ия Литвинова под свою скамью «Лада» подвела «интеграцию в мебельный дизайн традиционных русских мотивов. Вдохновением послужили обряды и песни, связанные в богиней Лада». Насчет обрядов не совсем поняла, а скамья классная. Классная и композиция из стекла «Отражение» (автор Александра Ярмольник). В стекле художник увидела все цветы детства, поэтому ее объект так всех заворожил. И скульптура «Артек» дизайнера Юлии Рыжик тоже о незабвенном детстве, о каникулах, о лете, друзьях…

17-Марина Новицкая.JPG

Марина Новицкая. Объекты из серии "Ананда". Хгутовая техника.

18-Надежда Лим.JPG

Надежда Лим. Серия "Лес". Шамотные массы, полуфарфор, глазури. 2024

19-Александра Кругликова.JPG

Александра Кругликова. Серия "Плодородие". Керамика, ручная лепка. 2024

 20-Никита Макаров-1.JPG

Работа Никиты Макарова

22-Анастасия Николаева.JPG

Анастасия Николаева. Серия ваз "Барашек". Керамика. 2024

Весьма оригинально подошла керамист Марина Новицкая к своим жгутовым вазам. И написала так: моё русское прочтение ваби-саби и синтез культур и форм разных стран. Короче, скажу нескромно: японцы со своей скромной простотой отдыхают… У Надежды Лим – тоже предметы интерьера в виде серии «Лес», населенном невиданными существами. Александра Кругликова и вообще «зашла в керамику» из живописи. Работает с сериями, и здесь показала серию из четырех ваз – Солнце, Чертополох и два Плодородия. А вот работы Никиты Макарова я видела на Cosmoscow. И его бренд Makarov Ceramics узнаваем с полувзгляда, чего уж там (тоже, кстати, сменил амплуа с живописи на керамику). И какие замечательные «барашки» в поисках новых фактур получились у Анастасии Николаевой!

23-Сергей Русских.JPG

Сергей Русских. Ваза "Звезда по имени..."

Ваза «Звезда по имени…» художника-керамиста из Ульяновска Сергея Русских  сделана на гончарном круге. Он пишет: «…Многоточие в названии указывает на то, что «звезда (вне зависимости от имени) – свет.

25-Елена Гамбарян-1.JPG

Елена Гамбарян. Черные обереги и берегини. Глины, ангобы, глазури.

Вдохновение для своих оберегов и берегинь художник-керамист Елена Гамбарян, по ее словам, находит в природе, в наскальных рисунках. Так получились ее собственные лаконичные образы, в которых заключена гармония, которая практически не имеет четкой национальности – эта гармония без границ, она, если покопаться, в каждом из нас. Недаром свои обереги Елена повезла теперь на выставку в Японию – и там ее (уверена!) ждет успех.  

30-Светлана Шестакова и МАрат Гамахаров.JPG

Светлана Шестакова и Марат Гамахаров. Серия скульптурных вах "Супрематизм". Фарфор, цветные глазури, подглазурная роспись.

32-Ольга Емельянова-1.JPG

Ольга Емельянова. Интерьерные изделия по мотивам русской сказки "Гуси-лебеди".

Светлана Шестакова и Марат Гамахаров из Санкт-Петербурга открыли свою творческую мастерскую 9 лет назад, а здесь показали работы a la русский авангард, который, по сути, никогда из моды не выходил и всегда привлекает. Из архитектуры подалась в керамику и Ольга Емельянова. Как что-то получилось вылепить из глины, так не смогла расстаться. И все получается. Получаются у нее волшебные сказки с бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, лесами, елками и прочим русским.

34-Кира Костина.JPG

Кира Костина. "Удержать в руках". 2024

Вот хорошо бы все это удержать в руках, как попробовала это сделать художник Кира Костина в своей скульптуре под названием «Удержать в руках».

Хорошо бы удержать наше наследие в надежных творческих руках, в фантазии и воображении наших замечательных художников, которые создают то, что порой называют на «англицкий лад» – hand made и что стало почти что нарицательным. А у наших художников – у всех – имена собственные, и они делают то, что пока что оберегает наш культурный код от ненужных насыпей. Во всяком случае, будем надеяться.

Фото: Александр Бродский  

Фото:

Здоровый свет